Проблема разработки систем менеджмента качества на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 17:35, реферат

Описание работы

Цели данной работы:
- исследовать историю становления России на путь использования СМК;
- рассмотреть современные проблемы и перспективы развития СМК на российских предприятиях;
Актуальность темы заключается в том, что развитие рыночных отношений требует новых, специальных подходов к управлению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА……………………………………….……….………………..5
ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ СМК И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ……..………………………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Файлы: 1 файл

КАЧЕСТВО_реферат.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Заочный инженерно-экономический факультет

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы обеспечения качества»

 

Проблема разработки систем менеджмента качества на российских предприятиях.

 

 

Проверил,

_________

2013 г.

 

Авторы реферата

Студентка группы ЗИЭФ-264

Герусова О.В., Цапина Т.В., Умникова С.Н.

 

 

Реферат защищён

с оценкой

________

2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2014

 

АННОТАЦИЯ

 

Герусова О.В., Цапина Т.В., Умникова С.Н.: Проблема разработки систем менеджмента качества на российских предприятиях – Челябинск: ЮУрГУ,

ЗИЭФ-264, 13 стр., библиографический список – 7 источников.

 

Цель реферата – отразить тенденции развития системы менеджмента качества на российских предприятиях, указать особенности и проблемы и пути развития СМК.

Задачи реферата – изучить, обобщить, проанализировать внутреннюю структуру системы менеджмента качества и сделать выводы о перспективах его развития.

Данный реферат раскрывает особенности системы менеджмента качества в России на сегодняшний день.

Среди главных теоретических основ современных систем менеджмента являются: прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Именно раскрытие сущности вышеперечисленных понятий в реферате позволяет достигнуть главной его цели – описать специфику развития современной системы менеджмента качества.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

  1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА……………………………………….……….………………..5
  2. ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ СМК И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ……..………………………………………….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества (СМК) - серьезное испытание для предприятия. Сегодня СМК незаменима и необходима в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). Грамотное внедрение этой системы позволяет получить целый ряд преимуществ: повысить управляемость компании, конкурентоспособность и качество продукции и услуг, снизить издержки, сделать компанию клиентоориентированной. Но не всегда руководство, принявшее решение о внедрение СМК на предприятии, получает ожидаемые результаты, в силу того, что только правильная и неформальная реализация требований стандарта принесет конкретную пользу предприятию: в противном случае может получиться обратный эффект [4) Минаев Э.С., 2005]. В процессе реализации проекта по созданию СМК в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008 возникает немало препятствий.

Цели данной работы:

- исследовать историю становления России на путь использования СМК;

- рассмотреть современные проблемы и перспективы развития СМК на российских предприятиях;

Актуальность темы заключается в том, что развитие рыночных отношений требует новых, специальных подходов к управлению.

 

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Особенность современного этапа деятельности всех крупных организаций заключается в их переориентации на разработку систем управления качеством. Качество является важнейшим фактором, влияющим на конкурентоспособность.

Качество - это совокупность свойств продукции или услуги, определяющих ее возможность удовлетворять определенные потребности рынка в соответствии с назначением продукта или услуги [4) Минаев Э.С., 2005].

Количественно качество отображается и измеряется системой показателей качества.

Основными показателями являются:

1.      Назначение  продукции (ядро)

2.      Надежность

3.      Технологичность (способность к воспроизводству)

4.      Стандартизация  и унификация

5.      Эргономичность

6.      Эстетичность

7.      Транпортабельность

8.      Патентно-правовое  обеспечение

9.      Экологичность

10.  Безопасность

Все процессы по обеспечению качества продукта объединяются в систему управления качеством, которая предполагает реализацию всех действий или мероприятий при создании, эксплуатации и утилизации продукта, необходимых для обеспечения заданного уровня качества.

Основные функции и задачи системы управления качеством:

1.      Прогнозирование  потребностей рынка в необходимых  параметрах качества

2.      Планирование  повышения параметров качества

3.      Нормирование  требований качества

4.      Организация  технологического обеспечения качества  продукции

5.  Подготовка и повышение  квалификации персонала в области  обеспечения качества

6.      Контроль  качества и испытания

Для обеспечения качества в мире были разработаны в конце прошлого века стандарты ISO.

У нас ИСО 9000 – ГОСТ Р 2001.

Сертификация – важнейший инструмент обеспечения качества. Сертификация предполагает действие третьей стороны, подтверждающее, что продукция или услуга соответствует требованиям стандарта [1) Весенин В.Р., 2007]. Бывает обязательной и добровольной.

Обязательной сертификации подлежат мероприятия по обеспечению безопасности, медицина, экология и образовательные услуги.

Сертификация гарантирует, что компания, которая ее прошла является хорошо отлаженным механизмом и имеет право поставлять продукцию или услуги на рынок, в том числе международный.

 

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ СМК И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Между Россией и Западом уже давно не существует "железного занавеса". В России работают иностранные компании, а российские компании работают за рубежом. Мы уже переняли с Запада многие технические атрибуты ведения бизнеса. Значит ли это, что наш бизнес стал настолько эффективен, что российские компании выдержат конкуренцию с западным бизнесом, когда на внутренний рынок будут открыты автоматические ворота для западных производителей товаров и услуг?

За последние несколько лет уровень конкуренции на российских рынках значительно усилился. Это связано как с ростом российских предприятий, так и с набирающей обороты интервенцией в российский бизнес западных гигантов [1) Весенин В.Р., 2007]. Уже во многих отраслях компании начинают "ощущать дыхание конкурентов". Резервы экстенсивного роста (когда бизнес растет не за счет эффективности, а за счет ненасыщенного спроса при отсутствии значимых ограничений со стороны конкурентов) во многом уже исчерпаны. Российские предприятия переходят в новую стадию развития бизнеса - в стадию борьбы за потребителя на уже насыщенном конкурентами рынке.

Первыми осознали важность борьбы за потребителя российские компании, ориентированные на экспорт. Серьезная конкуренция на западном рынке требует соответствующего отношения к качеству. "Русский алюминий", "Балтика", Ilim Pulp enterprises, Новолипецкий металлургический комбинат - вот краткий перечень крупнейших российских экспортеров, уже внедривших на своих предприятиях систему менеджмента качества. Внедрение системы менеджмента качества является перспективной целью для компаний "Газпром", "Магнитогорский металлургический комбинат", "Северсталь". Несмотря на существенные временные и ресурсные затраты, которых требует разработка и внедрение системы менеджмента качества, соответствующее решение было принято ими как стратегический ход в развитии своего бизнеса.

Что может дать компании эффективная система менеджмента качества?

Во-первых - повысить качество товара, поступающего к конечному потребителю.

Во-вторых - снизить издержки производства за счет снижения брака и повышения эффективности труда.

В-третьих - своевременно выполнять свои обязательства перед заказчиками.

В-четвертых - экономить финансовые ресурсы за счет уменьшения количества ошибок на стадиях разработки новых видов продукции. 
И главное - постоянно повышать степень удовлетворенности потребителя, а значит, и объем продаж, и прибыль, и конкурентоспособность компании.

Система менеджмента качества становится еще более актуальной в связи с занятой правительством позицией в отношении потребительского рынка. Для проведения государственной политики в отношении потребительского рынка 30 сентября 2002 г. была образована Межведомственная рабочая группа по анализу положения с производством и реализацией некачественных, опасных и фальсифицированных товаров.

Даже по самым скромным оценкам в ближайшие несколько лет ситуация на потребительском рынке России может претерпеть существенные изменения. Предполагаемой тенденцией в развитии потребительского рынка России является повышение ответственности производителя за выпуск некачественной продукции. При этом не исключено, что в российскую бизнес-практику будут введены обязательные отзывы некачественной продукции. Компании, которые не смогут обеспечить стабильное качество своей продукции, будут вынуждены расплачиваться за ошибки не только репутацией, но и штрафами.

Весомым подтверждением эффективности внедренной системы менеджмента качества является ее сертификация. Наличие сертификата на систему менеджмента качества является тем гарантом, который оказывает существенное влияние на решения о деловом сотрудничестве. Особенно это актуально для западных компаний, многие из которых не рискуют иметь дело с российскими предприятиями, не обладающими сертификатами на систему качества. Данная тенденция постепенно приживается и в российской практике. Некоторые российские компании, уже получившие сертификат на систему менеджмента качества, помогают внедрять и сертифицировать ее на предприятиях своих основных поставщиков. Этим они хотят убить сразу двух зайцев: во-первых, значительно снижается риск срыва своевременных поставок, во-вторых, доверие к системе качества поставщика позволяет осуществлять значительную экономию на входном контроле закупаемого сырья или продукции. Мотивация компаний, получивших сертификат на выполнение требований стандарта, постоянно поддерживается сертифицирующими органами.

Эффективность системы менеджмента качества регулярно (1-2 раза в год) проверяется органом, выдавшим сертификат. При поступлении в орган замечаний по поводу качества продукции лицензированной им компании он может принять решение о внеплановой проверке системы менеджмента качества. При обнаружении существенных нарушений может быть принято решение об аннулировании сертификата на систему менеджмента качества.

Таким образом, сертификат компании на систему менеджмента качества является для ее партнеров фактором снижения рисков и затрат, а для самой компании - фактором повышения привлекательности и конкурентоспособности.

Тем не менее не все сертификаты имеют "одинаковую ценность". Так, за рубежом уровень доверия к сертификатам, выданным российскими органами, столь низок, что практически не оказывает влияние на решение о деловом сотрудничестве. По этой причине российские компании-экспортеры предпочитают получать сертификат у зарубежных органов, несмотря на более существенные финансовые затраты по сертификации систем качества. Высокие затраты вполне оправданы: по оценкам зарубежных экспертов, время, за которое окупается система менеджмента качества, не превосходит время на ее внедрение [3) Глухов В.В., 2008].

Таким образом, сертифицированная система менеджмента качества является мощным стимулом, повышающим прибыль компании как за счет роста доверия к компании по причине наличия сертификата, так и за счет внутренних факторов: снижения издержек на брак, повышения эффективности труда [3) Глухов В.В., 2008].

Несмотря на это, подавляющее большинство российских предприятий пока не воспринимает систему менеджмента качества всерьез (на данный момент число российских компаний, имеющих сертификат на систему менеджмента качества, составляет менее 3% от их общего количества, в то время как в Европе и США эта доля превосходит 70%!). А ведь количество предпосылок для ее внедрения не становится меньше. 
Тенденции во взаимоотношениях между Россией и мировым сообществом, в частности, те темпы, с которыми приближается вступление России в ВТО, могут в корне изменить ситуацию на российском рынке [5) Огарков А.А., 2006]. Во-первых, на российский рынок, который сейчас во многих секторах демонстрирует рост, активно выйдут иностранные компании, которые станут новыми конкурентами, партнерами, инвесторами; во-вторых, передовые российские компании, освобожденные от дискриминационных экспортных барьеров, смогут эффективно конкурировать на зарубежных рынках. Игнорирование новых реалий одними российскими компаниями будет сполна использовано их более прозорливыми (опять-таки российскими) конкурентами. Если принимать во внимание тот факт, что внедрение системы менеджмента качества занимает не менее 9 месяцев, то становится очевидно, что у российского бизнеса времени на раздумья остается не так много.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики. Так, в командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя, в то время как в рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

Информация о работе Проблема разработки систем менеджмента качества на российских предприятиях