Порядок разработки стандартов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 16:09, реферат

Описание работы

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятого Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ, согласно ему стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, реализации, выполнения работ или оказания услуг. Положение закона обязательны для выполнения всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
СТАНДАРТИЗАЦИЯ 4
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ» 4
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН РФ И ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ 5
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

Файлы: 1 файл

реф.метр - копия.docx

— 41.53 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

Кафедра Управления качеством

 

 

 

 

 

РФЕРАТ

на тему: «Порядок разработки стандартов в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 


Исполнитель:

 

Руководитель:

 

Екатеринбург, 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятого Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ, согласно ему стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, реализации, выполнения работ или оказания услуг. Положение закона обязательны для выполнения всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителя и государства через требования, правила и нормы, вносимые в Госстандарты при их разработке и госконтроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Изучив и проанализировав закон «О техническом регулировании» каждый сможет понять систему разработки и принятия стандартов в нашем государстве. В чем и заключается актуальность данной работы

Задачи:

1.Изучить  источники, содержащие информацию  по данной теме (исторические  книги, учебники, ресурсы интернет);

2. Отбор и  структурирование информации по  теме;

3. Анализ полученных результатов, выводы.

Объектом работы выступает  Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании»

Предметом работы выступают стандарты, методы, правила и этапы их разработки.

Стандартизация

Стандартизация — установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности". Объекты стандартизации — конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения, имеющие перспективу многократного применения, используемые в науке, технике, промышленном и сельскохозяйственном  производстве, строительстве, транспорте, культуре, здравоохранении и других сферах народного хозяйства, а также в международной торговле[1]. Разработка стандартов в Российской Федерации входит в сферу работ по стандартизации и осуществляется на основе Федерального закона «О техническом регулировании».

Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании»

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятого Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ, согласно ему стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, реализации, выполнения работ или оказания услуг[2]. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам проектирования, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, оценки соответствия. В данном законе указано, что стандарт это - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации[2]. Ответственность за стандарты в Российской Федерации несут: Национальный орган Российской Федерации по стандартизации и технические комитеты по стандартизации.

Национальный орган РФ и технические комитеты

Национальный орган по стандартизации занимается установлением национальных стандартов, а также организует и принимает программу стандартов, устанавливает экспертизу проектов, все это должно соответствовать интересам национальной экономики. Также устанавливаются правила и нормы, которые обеспечивают в этой области общедоступность для заинтересованных лиц, а также опубликование и распространение национальных стандартов. Опубликование национальных стандартов национальным органом по стандартизации осуществляется на русском языке в печатном издании, а также в информационной системе общего пользования. Национальный орган РФ создает технические комитеты по стандартизации, для того чтобы было удобнее строить их деятельность. Это орган исполнительной власти по техническому регулированию. Исполнительный орган участвует в разработке международных стандартов и, как правило, обеспечивает при принятии решений интересы своей стороны. В такие комитеты на добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, научных организаций, предприниматели и потребители. Заседания таких технических комитетов по стандартизации проводятся открытыми. Национальные стандарты представляют собой национальную систему стандартизации. Технические комитеты работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы со стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный заказ работы на год[5].

Последовательность разработки стандартов

Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии:

1.Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки стандарта. Должна быть обеспечена доступность программы разработки стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Уведомление о разработке  стандарта направляется в Национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

3. Разработчик дорабатывает проект  стандарта с учетом полученных  в письменной форме замечаний  заинтересованных лиц, проводит  публичное обсуждение проекта  стандарта и составляет перечень  полученных в письменной форме  замечаний заинтересованных лиц  с кратким изложением содержания  данных замечаний и результатов  их обсуждения.

4. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

5. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Проект  стандарта одновременно с перечнем  полученных в письменной форме  замечаний заинтересованных лиц  представляется разработчиком в  технический комитет по стандартизации, который организует проведение  экспертизы данного проекта. Срок  проведения экспертизы проекта  стандарта не может быть более  чем девяносто дней с даты поступления указанного проекта в технический комитет по стандартизации.

7. На основании указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации осуществляет подготовку мотивированного предложения об утверждении или отклонении проекта стандарта. Данное предложение принимается на заседании технического комитета по стандартизации квалифицированным большинством голосов его членов и одновременно с указанными в пункте 6 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в течение четырнадцати календарных дней в национальный орган по стандартизации [2].

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, в течение шестидесяти дней принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта [3].

Государственный стандарт, в процессе его применения, может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен, отменен или вовсе аннулирован. 
 
Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке. 
 
Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в технический комитет согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.  
 
В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.  
 
На основании заявок Национального органа РФ формирует годовой план государственной стандартизации России.  
 
Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим техническим комитетом и включает следующие этапы: составление технического задания, разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Национальном органе РФ для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.  
 
Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта:  
 
В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.  
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать технический комитет. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии технический комитет стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ, чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.  
 
Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии — определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.  
 
Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены технического комитета должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.  
 
Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами технического комитета, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта. Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов технического комитета, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Национальный орган РФ, а также заказчику нормативного документа.  
 
Принятие стандарта осуществляет Национальный орган РФ. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам. Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.  
 
Далее принятый стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежемесячном Информационном указателе.  
 
Все перечисленные выше функции выполняет Национальный орган РФ в установленном им порядке.  
 
Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов технического комитета и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.  
 
С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов технического комитета по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта технический комитет разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Национальный орган РФ. Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.  
 
Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.  
 
Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.  
 
Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Национального органа РФ 
 
Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.  
 
Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.  
 
Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.  
 
Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Национальный орган РФ [4].

Заключение

При изучении книг. Различных интернет источников удалось установить, что разработка стандартов в Российской Федерации это сложный дифференцированный процесс. Работы по разработке стандартов в РФ имеют следующее содержание: 
- организация разработки стандартов предполагает определение конкретных исполнителей (рабочей группы), сроков выполнения работ и публикацию информации о начале работы над стандартом, с тем, чтобы иметь обратную связь с заказчиками проекта; 
- рабочая группа разрабатывает два документа: проект стандарта и пояснительную записку к стандарту. В пояснительной записке приводятся следующие сведения: соответствие проекта стандарта международным и региональным стандартам, сведения о патентной чистоте объекта стандартизации, источники информации, принятые во внимание при разработке проекта стандарта, сведения об адресатах рассылки проекта стандарта. Проект стандарта и пояснительная записка передаются в технический комитет на предмет проверки соответствия действующему законодательству. После этого технический комитет передают проект стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям и специалистам; 
- технический комитет с учетом поступивших замечаний и предложений готовит два документа: окончательную редакцию проекта стандарта и пояснительную записку, которая дополняется характеристикой принципиальных замечаний по проекту стандарта. Окончательная редакция вместе с пояснительной запиской передается на рассмотрение: членам ТК, организациям госнадзора за стандартами, научно-исследовательской организации стандартизации для издательского редактирования; 
– решается вопрос о принятии проекта стандарта путем голосования членов технического комитета и оформления результатов голосования протоколом. 
     Проекты передаются на утверждение в Национальный орган. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие. 
      Государственная регистрация утвержденных стандартов осуществляется в Федеральном фонде стандартов с присвоением регистрационного номера в установленном порядке. Использование ГОСТ Р, не прошедших государственную регистрацию, запрещено. 
    Информация о принятии стандарта публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации». 
   Исключительное право официального опубликования государственного стандарта имеет Национальный орган РФ.

 

Список литературы

  1. www.slovari.yandex.ru
  2. Федеральный закон «О тех. Регулировании»
  3. Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2005. – 422 с. 
  4. Тартовский, Д.Ф. Метрология, стандартизация и технические средства измерений: Учебник / Д.Ф. Тартовский, А.С. Ястребов. – 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2001. – 401 с.Очерки истории культуры славян. М.: Индрик, 1996.
  5. www.be5.biz

Информация о работе Порядок разработки стандартов в Российской Федерации