Понятие качества и его значение для предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:38, реферат

Описание работы

Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Вместе с тем, политика многих предприятий в области обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг нередко оказывается недостаточно квалифицированной.

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально иные требования к  качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции  в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Следует отметить, что от выпуска  высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Отсюда вытекает необходимость  постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность  в ведении производственно-хозяйственной  деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования.

Отсутствие необходимых теоретических  и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.

Вместе с тем, политика многих предприятий в области обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг нередко оказывается недостаточно квалифицированной.

Разработка новых перспективных  стратегий обеспечения конкурентоспособности  становится в наше время все более  актуальной.

Как отмечается в литературе, в  конце 1998 года по уровню конкурентоспособности  Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим  форумом. По жизненному уровню населения  Россия находилась в седьмом десятке.

 

 

1.1. Понятие качества и его значение для предприятия.

Понятие «качество продукции» является комплексным. В нем находит свое отражение вся совокупность хозяйственных  процессов.

  1. Качество отражает объективные характеристики продукта (услуги).
  2. С позиций покупателя качество отражает степень удовлетворения определенных потребностей.
  3. С позиций производственного процесса качество – выражение состояния техники и технологии производства, а также степени соблюдения технологической дисциплины.
  4. С позиций ценообразования качество выражает определенное соотношение затрат и цен.

Таким образом, качество продукции – это не только определенный критерий для покупателя, это показатель состояния техники и технологии производственного процесса, уровня организации производства, это коммуникация между производителем и потенциальным потребителем продукции (услуги).

Понятие «качество продукции» закреплено в государственном стандарте  России в ГОСТ 15467 – 79 «Управление  качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». В этом нормативном документе качество определяется как «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». В Международном стандарте ISO 8402-94 качество определяется как «совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Из этих толкований сущности качества следует, что основная роль в оценке качества товара отводится потребителю. А стандарты, законы, правила закрепляют и регламентируют прогресс в технике и технологии производства.

Качество продукции — важнейший  показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции —  одно из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Задача технической политики предприятия состоит в ускорении создания новых прогрессивных изделий, отвечающих по своим технико-экономическим параметрам текущим и потенциальным требованиям потребителей.

Вся продукция подразделяется на четыре группы, принадлежность к каждой из которых определяет уровень качества: 
 
— высший; 
 
— конкурентоспособный; 
 
— пониженный; 
 
— низкий (неконкурентоспособный). 
 
Продукция высшего качества превосходит по своим технико-экономическим показателям аналогичные товары-конкуренты. Как правило, это принципиально новая продукция. 
 
Конкурентоспособная продукция в основном соответствует высокому уровню качества, но может иметь средний уровень качества среди аналогичных товаров на рынке. Конкурентоспособность такой продукции достигается за счет более эффективных маркетинговых мероприятий по рекламе, а стимулирование продаж будет зависеть от следующих факторов: ценообразования, гарантийного обслуживания, рекламы, выбора каналов сбыта и т.д. 
 
Продукция с пониженным уровнем качества имеет худшие потребительные свойства, чем продукция большинства конкурентов. Для сохранения своих позиций на рынке производитель может прибегнуть к стратегии снижения цен. 
 
Продукция с низким уровнем качества обычно неконкурентоспособна. Такая продукция либо не найдет покупателей, либо может быть реализована по очень низкой цене. 
 
Поскольку качество выражает свойства продукции в определенной степени удовлетворять ту или иную потребность, то очевидно, что если эта потребность не удовлетворяется, ни о каком качестве говорить нельзя. Понятие качества применимо к продукции, пригодной для потребления, т.е. продукции, параметры которой соответствуют всем требованиям действующей нормативно-технической документации. 
 
Продукцией, не пригодной к потреблению, считают ту, которая изготовлена с отступлениями от требований стандартов, технических условий и других требований. 
 
Для характеристики отклонений всей совокупности свойств или одного из этих свойств от указанных требований обычно используются понятия «брак», «дефект», «дефектное изделие», «дефектная единица продукции». Поэтому понятия «качество продукции» и «брак» исключают друг друга. 
 
Различают исправимый и неисправимый (окончательный) брак. 
 
Основными причинами брака могут стать: непригодная устаревшая технология; неправильно, с ошибками выполненная работа; неправильная наладка оборудования; плохая конструкция приспособления; плохое техническое обслуживание; неисправное оборудование; дефекты в перерабатываемом сырье, материале; неправильные показания приборов; отсутствие опыта работы на оборудовании; некачественные чертежи, инструкции; неправильное применение инструментов; плохие условия труда; неквалифицированный инструктаж; отсутствие технической документации или стандартов; отступление и пренебрежение инструкцией; сознательные и -злонамеренные ошибки. 
 
Высококачественную продукцию выпускают стабильно те предприятия, которые комплексно решают вопросы обеспечения качества. Основной задачей является установление причин брака, их устранение и обеспечение выпуска продукции лучшего качества, так как качество продукции в условиях современного производства можно считать важнейшей составляющей эффективности, рентабельности предприятия. 
 
Одним из основных направлений роста эффективности производства является непрерывное повышение качества продукции. Его можно характеризовать как планомерный, непрерывный и объективный процесс.

Повышение качества продукции имеет  самое прямое отношение к процессу реализации продукции. Особенности  процесса реализации определяются жизненным циклом товара. 
 
Жизненный цикл товара — это период времени, в течение которого он разрабатывается и продается на рынке. Концепция жизненного цикла товара используется при создании и сбыте продукции, разработке стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка. Жизненный цикл товара может быть представлен как определенная последовательность различных стадий существования его на рынке, ограниченных определенными временными рамками. Динамика жизни товара определяет объем возможных (фактических) продаж в каждом периоде времени существования спроса на него.

1.2. Показатели качества.

 
Показатели качества представляют количественную характеристику свойств  продукции, входящих в состав ее качества, раскрывающих ее качественную определенность. Все показатели качества продукции можно объединить в несколько групп.

Прежде  всего, можно выделить единичные и комплексные показатели качества. Единичные показатели характеризуют одно свойство товара (услуги), а комплексные – либо совокупность свойств, либо интегральные, выражающие соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат, либо индексные, отражающие соотношение качества разнородной продукции.

Различают абсолютные и относительные показатели качества. Абсолютные показатели характеризуют свойства товара в абсолютных и стоимостных единицах, а относительные – в сравнении с базовыми, эталонными или конкурирующими образцами.

Количественная характеристика свойств  продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного  эффекта от эксплуатации изделия. Для  продукции производственно-технического назначения таким показателем может  служить ее производительность.

Показатели  надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени  в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.

Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в  течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является самым основным показателем качества.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность  до разрушения или другого предельного состояния.

Ремонтоспособность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к  проведению операций технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - это способность объекта сохранять  свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.

Показатели  технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

Показатели  стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.

Эргономические  показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через  комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

Эстетические  показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и  т.д.

Показатели  транспортабельности выражают приспособленность  изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции  и являются существенным фактором при  определении конкурентоспособности.

Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели  безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

По элементам бизнес-процесса показатели качества можно разделить на следующие виды:

  1. информационные;
  2. материальные;
  3. технико-технологические;
  4. трудовые;
  5. организационные.

Совокупность перечисленных показателей  формирует качество продукции. Изделие  должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством  понимается соотношение качества и  затрат, что можно представить  следующей формулой:

Копт = Q/C,

где Q - качество изделия;

С - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

1.3. Методы управления  качеством.

Управление качеством представляет собой процесс, включающий планирование, осуществление его, контроль, управляющее  воздействие как обратная связь  в управленческом процессе. Управление качеством должно осуществляться системно. Это означает, что на предприятии формируется система, все элементы которой нацелены на достижение более высокого качества. Отсюда система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством продукции.

Такой подход к управлению качеством  обусловил формирование модели взаимосвязанных  видов деятельности, которые в  единстве образуют «петлю качества». В  этой модели система качества выступает объектом управления на всех стадиях производственного процесса. «Петля качества» охватывает:

  1. маркетинг, обеспечивающий управление производством с позиций покупателя;
  2. проектирование и разработку требований к продукции;
  3. управление материально-техническим снабжением;
  4. подготовку и разработку производственных процессов;
  5. собственно производство товара (услуги);
  6. контроль и испытание товара;
  7. упаковку и хранение;
  8. реализацию и распределение продукции;
  9. монтаж и эксплуатацию;
  10. техническую помощь в обслуживании;
  11. утилизацию после использования изделия.

Информация о работе Понятие качества и его значение для предприятия