Понятие качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 21:16, реферат

Описание работы

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

С развитием теории и практики управления развивались и продолжают развиваться понятие «управление качеством», а также теория и практика управления качеством.

Файлы: 1 файл

качество.docx

— 36.36 Кб (Скачать файл)

1. Понятие качества продукции

Проблема  качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность  всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

С развитием  теории и практики управления развивались  и продолжают развиваться понятие  «управление качеством», а также  теория и практика управления качеством. Причем приблизительно до конца 1980-х  годов речь шла в основном о  термине «управление качеством  продукции». «Управление качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию динамичной сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения»

В 1998 году А.В. Гличев в работе «Основы управления качеством продукции» дает уже несколько иное определение. Он пишет: «Управление качеством продукции – это подготовка и внесение в план по качеству, нормативную, техническую документацию значений показателей качества вновь осваиваемой или модернизируемой продукции или изменение показателей качества выпускаемой продукции, а также выполнение необходимых работ по достижению и поддержанию этих значений показателей». В соответствии с приведенными определениями составлена схема процесса управления качеством (рис. 1).

Мероприятия по повышению качества

Критерий

управления

Информация  о фактическом качестве

Факторы

Повышения

качества

Качество  продукции

План по качеству

Ограничения

Эффективность

Рис. 1. Содержание процесса управления качеством продукции

 

Таким образом, управление качеством продукции  представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор  и реализацию мероприятий по обеспечению  запланированного уровня качества продукции.

В деятельности по управлению качеством есть действия, которые могут и должны выполняться именно в оперативном порядке (например, устранение выявленных в ходе конкретной технологической операции несоответствий). Но в то же время управление качеством обязательно должно включать стратегические аспекты, без разработки которых невозможна и оперативная деятельность.

В современных  условиях, управление качеством представляет собой определенную стратегию и  тактику не только выживания, но и  дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций. При этом все термины и подходы к управлению, приведенные выше, полностью относятся и к управлению качеством.

Фирмы, функционирующие  в рыночной экономике, формулируют  политику в области качества таким  образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения  качества. При этом продукция заданного  качества должна быть поставлена потребителю  в заданные сроки, в заданных объемах  и за приемлемую цену.

Сегодня в управлении качеством важное значение имеет сертифицированная система  менеджмента качества, являющаяся гарантией  высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему  качества позволяет фирме сохранить  конкурентные преимущества на рынке.

2. Основные принципы управления  качеством

 

Сегодня в мире используются различные  системы управления качеством. Но для  успешной деятельности в настоящее  время они должны обеспечивать возможность  реализации восьми ключевых принципов  системного управления качеством, освоенных  передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ISO 9000:

1. Ориентация на потребителя.  Стратегическая ориентация на  потребителя, соответствующим образом  обеспечиваемая организационно, методически  и технически, жизненно необходима  каждой организации и каждому  предприятию, функционирующему в  условиях конкурентного рынка.

2. Роль руководства. В соответствии  с ним руководитель должен  создать условия, необходимые  для успешной реализации всех  принципов системного управления качеством.

3. Вовлечение работников. Это одно  из ключевых положение TQM, в  соответствии с которым каждый  работник должен быть вовлечен  в деятельность по управлению  качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя  потребность в улучшениях.

4. Процессный подход. И органично  связанный с ним пятый принцип:

5. Системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами  производство товаров, услуг и  управление рассматриваются как  совокупность взаимосвязанных процессов,  а каждый процесс - как система,  имеющая вход и выход, своих  "поставщиков" и "потребителей".

Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая  организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными  подразделениями, можно и нужно  устранять путем использования  группового подхода.

6. Постоянное улучшение. Двадцать  лет назад стратегия качества  базировалась на концепции оптимального  качества. Опыт японской, а затем  американской и европейской промышленности  показал, что устанавливать пределы  улучшения недопустимо, само улучшение  должно быть системой и составной  частью системы управления.

7. Принятие решений, основанных  на фактах. Реализация принципа  призвана исключить необоснованные  решения, которые обычно называют  волевыми. Необходимо собирать и  анализировать фактические данные  и принимать решения на их основ. Наиболее распространёнными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

8. Взаимовыгодные отношения с  поставщиками. Этот принцип, суть  которого в простейших случаях  очевидна, необходимо реализовывать  по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Принципы управления качеством, на формирование которых оказывает влияние протяжении более трех десятилетий задачи создания высококачественной продукции решаются путем системного история развития экономики, культуры, политической системы страны, на сегодняшний день довольно разнообразны. Что же касается методов обеспечения качества, то многолетняя мировая практика показывает, что во многом они сходны и можно проследить определенные тенденции в этом деле.

Понятие «хорошее качество» сегодня  складывается из выполнения изделием требуемых функций, поддержания экономически оправданной цены и целесообразного уровня эксплуатационных расходов, защиты окружающей среды, безопасности изделия, обеспечения качества на стадии сбыта и послепродажного сервиса.

Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции (или услуги), которая обеспечивает удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей'. Если учесть, что потребности могут быть общественными и индивидуальными (заказчика, потребителя), то и в управлении качеством должны осуществляться разные подходы к ним. В зарубежных странах обеспечение таких общественных потребностей как охрана окружающей среды, экономия энергии и материалов, безопасность практически всегда находится в руках правительства и проводится через технические регламенты и разного рода руководства и правила, обязательные к выполнению. Выявление конкретных потребностей покупателей - это задача фирм, и решение ее возложено главным образом на отделы маркетинга.

Необходимо внедрение системы  менеджмента качества на предприятии.

В соответствии с этим должны изыскиваться пути и средства достижения заданного  уровня качества.

  1. Достижение заинтересованности руководства высшего звена.
  2. Создание руководящего совета по улучшению качества.
  3. Вовлечение всего руководящего состава.
  4. Обеспечение коллективного участия в повышении качества.
  5. Обеспечения индивидуального участия в повышении качества.
  6. Создания групп совершенствования систем, регулирования процессов.
  7. Более полное вовлечение поставщиков в борьбу за качество.
  8. Меры обеспечения качества функционирования системы управления.
  9. Краткосрочные планы и долгосрочная стратегия улучшения работы.
  10. Создание системы признания заслуг.

Эти сравнения  отражают суть организационно – экономических  основ управления качеством на предприятии.


Информация о работе Понятие качества продукции