Показатели качества товаров и методы их оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ понятия системы качества, ее элементов и методов их оценки качества продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие качества продукции………………………………………4
Глава 2. Система качества продукции, элементы системы качества……..13
продукции на предприятии
Глава 3. Показатели качества товаров и методы их оценки………………21
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

kurs.docx

— 190.57 Кб (Скачать файл)

План

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Понятие качества продукции………………………………………4

Глава 2. Система качества продукции, элементы системы качества……..13

продукции на предприятии

Глава 3. Показатели качества товаров и методы их оценки………………21

Заключение…………………………………………………………………...29

Список литературы…………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Любой из нас иногда задавался вопросом о соответствии какого-либо объекта нашим ожиданиям (организации, системы). Действительно ли товар такой, как я ожидал? Компетентен ли конкретный человек для выполнения работы, которую ему поручили? Продает ли магазин соответствующие товары по соответствующим ценам? Продукты, которые я потребляю, безопасны?

Продукты и услуги как обещания. Бизнес-клиенты, потребители, пользователи или государственные должностные лица имеют свои определенные ожидания в отношении продуктов и услуг, связанные с такими их характеристиками как качество, экологические параметры, безопасность, экономичность, надежность, совместимость, полезность и эффективность.

         Важнейшим источником роста эффективности изготовления является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие запасы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

          В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке образовывается ситуация жесточайшей конкуренции, и, следовательно, потребитель становится более привередливым и разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также проявленное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель остановит свой выбор на продукции конкурентной фирмы.

          Качество – рассуждение многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

         Улучшение качества продукции – важнейшее назначение интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

          Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

          Актуальность темы курсовой работы, подчеркивается тем, что показатели качества, являются основной категорией потребительских ценностей продукции, создают базу (основу) для формирования цены, себестоимости продукции в зависимости от ее первоначального качества. Расчет показателей, оценивающих уровень качества продукции, производится с определенными целями. Важнейшая из них – сопоставление различных потребительских свойств изделий и их экономических характеристик, т.е. определение оптимального уровня качества изделий. Качество производимой продукции – это ключ к возрождению отечественных предприятий и улучшению качества жизни людей в стране. А если сказать проще: качество – это когда в магазин возвращаются не товары, а покупатели.

           Целью курсовой работы является анализ понятия системы качества, ее элементов и методов их оценки качества продукции.

          Теоретической и методологической основой курсовой работы являются учебные пособия и литература по управлению качеством, а также классические и современные экономические теории по развитию рыночных отношений, нормативные документы в области качества продукции.

 

Глава 1. Понятие качества продукции

          Главными, важными и вескими, но не единственными, факторами конкуренции продукции являются цена и качество. Причем, в условиях рыночных отношений возрастает роль неценовой конкуренции, когда завоевать потребителя можно только через высокое качество.

Качество требовалось и обеспечивалось во все времена. Существует множество определений понятия "качество", данных разными известными философами, специалистами, фирмами, международными организациями. Однако для совместной деятельности людей необходима единая терминология.

          Международная организация по стандартизации ИСО стандартизировала понятие качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. На этом определение мы и будем основываться в дальнейшем.

           Продукция - результат деятельности или процессов.

           Услуга - результат взаимодействия потребителя и поставщика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

            Исходным в определении качества является понятие потребности. Здесь в первую очередь речь идет об удовлетворение потребностей потребителей (покупатели и заказчики), играющих важную роль в формировании качества продукции. В сложившихся условиях превышения предложения над спросом потребители становятся более разборчивыми и их требования к качеству постоянно возрастают. Основное желание потребителя - это получить продукцию или услугу такого качества, которое соответствует его потребностям по благоприятной цене и в установленный срок.

             В этой ситуации, для успешной конкуренции, производитель (поставщик) продукции (услуги) заинтересован в "удовлетворении потребностей" потребителя через качество, но с выгодными затратами,

 

 которые принесут ему  наибольшую прибыль или другую  выгоду, которую он сможет использовать  в будущем. Например, завоевать на  рынке новых и постоянных клиентов.

            Установлено, что одновременное достижение высокого качества и снижения цены потребления возможно при условии создания на предприятиях (в организациях) систем управления качеством (Всеобщее управление качеством - TQM). TQM1 – это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Согласно этому подходу качество должно быть «встроено» в продукт. Все отделы должны нести полную ответственность за качество на каждом уровне и внедрять такие методы, которые устанавливали бы межфункциональные связи в целях «построения качества в продукте», чтобы «делать то, что надо и необходимо, с первого раза».

               На сегодняшний день качество воспринимается как сотрудничество звеньев цепи «поставщик-потребитель» и измеряется степенью удовлетворения последующего звена в цепи, как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Качество больше не связано только с физическими характеристиками и свойствами продукта.

               В 70-х годах ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться на всех стадиях производства: в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования.

              В современных условиях импульсом для работ в этом направлении стали требования военной, космической, атомной, авиационной, автомобильной промышленности и, наконец, требования, обусловленные необходимостью охраны окружающей среды. Этому также способствовали возрастающие требования потребителей к качеству приобретаемой продукции.

             Вследствие этого, для обеспечения высокого уровня качества выпускаемой или разрабатываемой продукции, возникла необходимость создания комплексных подходов, позволяющих формировать "замкнутый процесс", с учетом вышеназванных стадий ее производства. Решение проблемы выразилось в создании систем взаимосвязанных, постоянно действующих на предприятии мероприятий по обеспечению качества. Эти системы видоизменялись и совершенствовались. Если целью контроля качества был поиск и устранение обнаруженных дефектов посредством их изъятия из дальнейшего производства, то целью работ по обеспечению качества стало обнаружение причин ошибок, их устранение и предотвращение повторений. Впоследствии стало ясно, что целесообразно регламентировать не только технические процессы и действия на предприятии, но и все, что связано с управлением и организацией на предприятиях с распределением задач, функций прав и обязанностей. Весь накопленный опыт в данной области был суммирован в международных стандартах ИСО серии 90002 на системы управления качеством, которые стали широко внедряться по всему миру с конца 80-х годов. Главной целевой установкой шаблонов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированной на подтверждение способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.

 
Понятие и показатели качества продукции

            Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

           Качество — это весомость фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.

            Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее Пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

             Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов.

            Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:

1. Экономические

1.1. Потеря материальных  и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

1.2. Потери в производственной  инфраструктуре (плохой битум —  плохие дороги, плохой цемент  — плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

1.3. Дополнительные затраты  на ремонт техники.

1.4. Дополнительные затраты  времени у населения на ремонт  бытовой техники.

1.5. Потери природных ресурсов  в результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.

1.6. Недополученная валютная  выручка из-за низкой доли экспорта готовой продукции.

1.7. Дополнительная потеря  валютных средств для импорта  техники и товаров народного  потребления.

1.8. Дополнительные затраты  материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

2. Социальные

2.1. Дефицитность отечественной  продукции.

2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.

2.3. Недостаточное удовлетворение  потребностей производственно-технического и личного плана.

2.4. Снижение темпов роста  благосостояния населения:

2.5. Нерациональная трата  свободного времени населения  на устранение дефектов изготовления товаров народного потребления.

2.6. Ухудшение морального  климата в коллективе.

2.7. Уменьшение прибыли  предприятия. 3. Экологические

3.1. Дополнительные затраты  на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.

3.2. Дополнительные затраты  на меры по оздоровлению населения.

3.3. Потеря продуктивности  продукции сельского хозяйства  из-за недостаточного качества  воздуха, воды и почвы.

Информация о работе Показатели качества товаров и методы их оценки