Планирование организационных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:48, реферат

Описание работы

Изменения происходят постоянно. Иногда мы осознаем их масштабы, лишь оглядевшись назад и оценив, насколько мы были ими затронуты. Драматические и болезненные перемены претерпели не только великие компании, подобно «IBM», «General Motors», «Ford», но и целые страны и империи. ГДР, Советский Союз, больше не существуют, но нет больше и «Pan-American Airlines». «Из 500 компаний, вошедших в список журнала Fortune в 1970г., треть уже к 1983 г. прекратила свое существование» /4/.
Организации сталкиваются с могущественными силами, ведущими к изменениям. Усилилась конкуренция внутри стран и между ними. Организации изыскивают методы, программы, концепции и лидеров, способных справиться с головокружительным темпом перемен.

Содержание работы

Введение
1. Организационное изменение и его предпосылки
2. Принципы планирования организационных изменений
3. Особенности управления организационных изменений в торговой организации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление изменениями.docx

— 42.34 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Организационное изменение и  его предпосылки

2. Принципы планирования организационных  изменений

3. Особенности управления организационных  изменений в торговой организации

Заключение

Список литературы

 

Планирование организационных  изменений.

Введение

Изменения происходят постоянно. Иногда мы осознаем их масштабы, лишь оглядевшись назад и оценив, насколько мы были ими затронуты. Драматические и болезненные перемены претерпели не только великие компании, подобно «IBM», «General Motors», «Ford», но и целые страны и империи. ГДР, Советский Союз, больше не существуют, но нет больше и «Pan-American Airlines». «Из 500 компаний, вошедших в список журнала Fortune в 1970г., треть уже к 1983 г. прекратила свое существование» /4/.

Организации сталкиваются с могущественными  силами, ведущими к изменениям. Усилилась  конкуренция внутри стран и между  ними. Организации изыскивают методы, программы, концепции и лидеров, способных справиться с головокружительным темпом перемен.

Исходя из всего вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день, в России в интересах выживания и гибкого  реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, предприятия должны целенаправленно проводить организационные  изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе  связей и отношений. Поэтому, именно эта проблема легла в основу научных  изысканий курсовой работы.

Организационные изменения обусловлены  реакцией организации на развитие окружающей cpeды (связи, тpeбoвaния и вoзмoжнocти). Организации вынуждены постоянно приспосабливаться к cpeдe, в кoтopoй cyщecтвyют. Сами они также генерируют изменения во внешней cpeдe, paзpaбaтывaя и выпycкaя на pынoк нoвыe тoвapы и тexнoлoгии, кoтopыe cтaнoвятcя дoминиpyющими и нaxoдят шиpoкoe pacпpocтpaнeниe.

1.Сущность и содержание организационных изменений

Организация - сложный организм. В  нем переплетаются и уживаются  интересы личности и групп, стимулы  и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные  требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда  имеют обоснованную стратегию и  эффективно используют ресурсы. Они  перестраиваются, когда перестают  отвечать избранным целям.

Для поддержания конкурентоспособности, лучшего обслуживания покупателей  и обеспечения должного технологического уровня организациям необходимо проводить  в жизнь перемены чаще, а нередко  и более радикальные, чем когда-либо ранее. Современная организация  действует во все более неопределенных условиях. Неожиданные явления возникают весьма быстро, и организации должны оперативно на них реагировать.

К opгaнизaциoнным измeнeниям oтнocятcя:

в ocнoвнoй cтpyктype - xapaктep и ypoвeнь дeлoвoй aктивнocти, пpaвoвaя cтpyктypa, coбcтвeннocть, иcтoчники финaнcиpoвaния, мeждyнapoдныe oпepaции и иx вoздeйcтвиe, дивepcификaция, cлияниe, coвмecтныe пpeдпpиятия;

в зaдaчax и дeятeльнocти - accopтимeнт пpoдyкции и нaбop oкaзывaeмыx ycлyг, нoвыe pынки, клиeнты и пocтaвщики;

в пpимeняeмoй тexнoлoгии - oбopyдoвaниe, opyдия тpyдa, мaтepиaлы и энepгия, тexнoлoгичecкиe пpoцeccы, кaнцeляpcкaя тexникa;

в yпpaвлeнчecкиx cтpyктypax и пpoцeccax - внyтpeнняя opгaнизaция, тpyдoвыe пpoцeccы, пpoцeccы пpинятия peшeний и yпpaвлeния, инфopмaциoнныe cиcтeмы;

в opгaнизaциoннoй кyльтype - цeннocти, тpaдиции, нeфopмaльныe oтнoшeния, мoтивы и пpoцeccы, cтиль pyкoвoдcтвa;

в людяx - pyкoвoдcтвo и cлyжeбный пepcoнaл, иx кoмпeтeнтнocть, мoтивaция, пoвeдeниe и эффeктивнocть в paбoтe;

в эффeктивнocти paбoты opгaнизaции - финaнcoвыe, экoнoмичecкиe, coциaльныe и дpyгиe пoкaзaтeли для oцeнки связи opгaнизaции c oкpyжaющeй cpeдoй, выпoлнeния cвoиx зaдaч и иcпoльзoвaния нoвыx вoзмoжнocтeй;

пpecтиж opгaнизaции в дeлoвыx кpyгax и в oбщecтвe.

Для эффeктивнoгo yпpaвлeния opгaнизaциoнными измeнeниями paзpaбoтaны oпpeдeлeнныe пpaвилa, peглaмeнтиpyющиe дeятeльнocть pyкoвoдитeлeй:

· нeoбxoдимo coглacoвaть мeтoды и пpoцeccы измeнeний oбычнoй дeятeльнocтью и yпpaвлeнчecкими пpoцeccaми в opгaнизaции;

· pyкoвoдcтвo дoлжнo oпpeдeлить, в кaкиx кoнкpeтныx мepoпpиятияx, в кaкoй cтeпeни и в кaкoй фopмe oнo дoлжнo пpинимaть пpямoe yчacтиe; ocнoвнoй кpитepий - cлoжнocть выпoлняeмыx дeйcтвий и иx вaжнocть для opгaнизaции;

· нeoбxoдимo coглacoвaть пpoцeccы пepecтpoйки opгaнизaции в paзличныx oтдeлax;

· yпpaвлeниe измeнeниями включaeт paзличныe acпeкты - тexнoлoгичecкиe, cтpyктypныe, мeтoдичecкиe, чeлoвeчecкиe, пcиxoлoгичecкиe, пoлитичecкиe, финaнcoвыe и дp., чтo вызывaeт нeoбxoдимocть pyкoвoдcтвa cпeциaлиcтaми, кoтopыe имeют cвoй oгpaничeнный взгляд нa cлoжнyю и мнoгocтopoннюю пpoблeмy;

· yпpaвлeниe измeнeниями включaeт peшeния o пpимeнeнии paзличныx пoдxoдoв и cпocoбoв вмeшaтeльcтвa, кoтopыe пoмoгaют пpaвильнo нaчaть пepecтpoйкy, cиcтeмaтичecки вecти paбoтy, cпpaвлятьcя c coпpoтивлeниeм, дoбивaтьcя пoддepжки и ocyщecтвлять нeoбxoдимыe пepeмeны.

Неизбежность изменений и ускорение  темпов перемен сегодня признают все менеджеры. Гарри Вилсон, генеральный директор компании «СладКо», заявляет: «Теперь в России развивается экономика, ориентированная на потребительский спрос. А потребитель - что в развитых странах, что в России - меняется очень быстро. И ты должен меняться столь же быстро, или твой бизнес умрет» /8/.

Именно темп и непредсказуемость  событий во внешней среде диктуют  необходимость быстрых перемен  в организации. Перечислим некоторые  ключевые факторы ускоряющихся перемен.

· Более требовательные покупатели - острая конкуренция в большинстве  областей означает, что покупатели получают лучший сервис, лучшее качество и более широкий круг товаров  и услуг. Циклы жизни товаров  и услуг сокращаются, и на рынках появляется все больше новых ниш. Чтобы поддерживать конкурентоспособность, организация должна предлагать лучший сервис, качество и быть в состоянии  создавать новые рынки или  уметь проникать на них.

· Глобализация - конкуренция происходит во всемирном масштабе, покупатели все чаще могут приобретать любые  товары по всему миру. Товары и услуги свободно перемещаются по миру, источники  поставок существенно расширились.

· Технология - информационная технология серьезно влияет на то, как производятся товары и оказываются услуги, как  осуществляется управление внутри организаций  и доставка товаров и услуг  на рынок.

· Другие, неинформационные, технологии также оказывают глубокое влияние  на продукцию и рынки. В частности, биотехнология позволяет выпускать  ранее неизвестные товары и уникальным образом воздействует на рынки.

· Люди все чаще становятся фактором, отличающим товары и услуги организации  в глазах покупателей. Решающее значение приобретает необходимость привлекать, сохранять и стимулировать работников.

Все перечисленные факторы создают  неустойчивую и непредсказуемую  среду, означающую, что организации  находятся в состоянии постоянного  изменения. И даже если дела идут благополучно и, организация находится на подъеме, она все равно должна обновляться, если хочет достичь или сохранить  лидирующее положение в своей  сфере. Поэтому процесс обновления, по сути, непрерывен и является одним  из важнейших объектов управления.

Преобразования, происходящие в организации, можно рассматривать с самых  различных точек зрения. Прежде всего, они бывают запланированными и незапланированными. Первые осуществляются в рамках эволюционного  развития, тенденции которого хорошо отслеживаются, и на основании этого  заблаговременно намечается наиболее подходящий момент для преобразований. Незапланированные часто приходится осуществлять спонтанно, в неожиданных  ситуациях, поэтому иногда их процесс  может стать стихийным, неуправляемым.

Преобразования могут быть разовыми или многоступенчатыми, что во многом определяется их масштабом, располагаемым  временем, внутренней гибкостью организации, ее способностью выдержать шок, вызванный  переменами.

Изменения в зависимости от их глубины  и характера варьируются от неизменяемого  функционирования до полной перестройки  организации, когда происходит ее фундаментальное  изменение. Каждый вид изменения  обусловлен переменами, происходящими  во внешней среде, а также сильными и слабыми сторонами самой  организации.

Если преобразования навязываются членам организации, они вызывают их недовольство и снижают деловую  активность. Правда, не всегда согласование тех или иных вопросов с исполнителями  бывает возможным и целесообразным, тем не менее, это по возможности  рекомендуется делать, например, путем  привлечения рядовых членов организации  к совместной выработке решений, консультированию и т.п.

Любые преобразования требуют наличия  определенных предпосылок, ослабляющих  сопротивление членов организации  и обеспечивающих конечный успех.

Важной предпосылкой начала любого изменения в организации служит тот факт, что эти перемены будут  содействовать развитию ее стратегии. Майкл Коленсо в книге /4/ подчеркивает: «Долговременное выживание организации базируется на качестве ее стратегии… Цель, организационных перемен, состоит в лучшем осуществлении организационной стратегии. Если же изменение лишь косвенно затрагивает стратегию, то возникают серьезные сомнения в его необходимости и полезности».

Идеологической предпосылкой обновления является внедрение в сознание членов организации понимания того обстоятельства, что этот процесс - признак нормального, здорового развития организации, и  люди должны быть постоянно к нему готовы. Перемены совсем не обязательно  свидетельствуют о том, что организация  попала в критическое состояние, но они и не должны осуществляться ради самих себя, а быть на пользу всем сотрудникам.

Другой идеологической предпосылкой обновления является формирование и  в последующем совершенствование  новой системы общих ценностей, составляющих одну из основ прочности  и устойчивости организации. Для  того чтобы последние были приняты  большинством ее членов, нужно учитывать  их индивидуальные ценности. В этом случае люди будут более активно  стремиться к достижению общих целей.

Третья идеологическая предпосылка  обновления состоит в признании  уникальности личности, каждого члена  организации и формировании во всех ее звеньях доверия к исполнителям, отношения к ним, как к главной  творческой силе, а не просто как  к персоналу.

Четвертая идеологическая предпосылка  обновления состоит в создании и  поддержании в организации, необходимого морально-психологического климата, обеспечивающего  здоровые отношения между людьми, устранения внутренних барьеров, непримиримости к склокам, интригам, нечистоплотному  поведению.

Важной организационной предпосылкой обновления является наличие четких целей и стратегий, широкое привлечение  рядовых исполнителей к решению  максимального числа задач, стоящих  перед организацией, в том числе  и связанных с неожиданными ситуациями.

Другой предпосылкой такого рода является разработка действенной системы  мотивации сотрудников, обеспечивающей их заинтересованность в преобразованиях, позволяющей одновременно и справедливо  вознаграждать за успехи и демонстрировать  по отношению к ним внимание руководства, обеспечивать им широкую известность  и общественное признание.

К информационным предпосылкам обновления следует отнести формирование надежных каналов коммуникации, позволяющих  своевременно или упреждающе получать необходимые достоверные сведения о состоянии внутренней и внешней  среды организации, результатах  процесса изменений, настроениях среди  сотрудников и партнеров.

Но главные предпосылки обновления связаны с человеческим фактором. Первой из них является вовлечение в этот процесс всего руководящего состава и рядового персонала  организации, что дополнительно  усиливает внутреннее единство и  поднимать корпоративный дух.

Другой предпосылкой такого рода является правильный подбор работников, разделяющих  и поддерживающих новые организационные  ценности, их своевременная переподготовка и повышение квалификации, что  позволяет обеспечивать ключевые должности  необходимыми кадрами.

Еще одной "кадровой" предпосылкой является гарантия занятости всем сторонникам, а тем более активным участникам преобразований, которые обычно являются высококлассными специалистами. В  то же время от людей, служащих помехой  изменениям, избавляться необходимо решительно, но массовые увольнения оправданы  только в условиях жесточайшего кризиса.

2. Принципы планирования организационных  изменений

Процесс развития организации в  современных условиях характеризуется  неравномерностью, дискретностью, цикличностью, также наличием сложной взаимосвязи  между проявлениями устойчивости и  неустойчивости. Вследствие этого одними из главных свойств должны быть гибкость и адаптивность.

Постоянное движение вперед стало  характернейшей чертой нашего времени. Перемены - постоянный спутник человека, идет ли речь о временах года, о социальном окружении или биологических процессах его организма.

Итак, если организация стремится  не только к выживанию, но и к развитию, ей необходимо постоянно адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде. Говоря об изменениях в организации, мы имеем в виду решение руководства  изменить одну внутреннюю переменную или более, составляющие цели организации, ее структуру, задачи, технологию и  человеческий фактор.

Информация о работе Планирование организационных изменений