Контрольная работа по "Управление качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

История развития принципов управления качеством уходит в глубину веков. Еще в XVIII в. до н. э. вавилонский царь Хаммурапи заложил основы ответственности за качество продукции, написав свод законов, впоследствии названный Кодексом Хаммурапи. Согласно этому кодексу, «строителя, если тот построит дом и сделает свою работу непрочно, из-за чего построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину жилища, должно убить, если погибнет сын хозяина дома, должно убить сына строителя; если погибнет достояние, строитель должен возместить все, что погубил». Эти чрезмерно суровые законы впервые заложили принципы ответственности производителя за качество свой продукции. Уже при строительстве египетских пирамид использовался контроль размеров каменных блоков. Дошедший до наших дней рисунок с изображением инспектора, измеряющего размер блока, стал логотипом американского

Содержание работы

3. История появления и роль международных стандартов ИСО серии 9000 в создании и оценке систем менеджмента качества 3
15. Элементы системы качества в соответствии с МС ИСО 9000: анализ со стороны руководства 16
31. Новая модель TQM, отличия от традиционных модели управления 23
40. Отчет по внутренней проверке и последующие действия 28
Список литературы

Файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 87.74 Кб (Скачать файл)

- организация работ по  получению объективной и своевременной  информации о качестве выпускаемых  изделий;

- интенсивное использование  периода подготовки производства  для выявления и устранения  причин, снижающих качество изделий;

- проведение конструкторско-технологической  отработки в процессе создания  серийного образца;

- активное участие предприятия-изготовителя  и эксплуатирующих организаций  в совершенствовании конструкции  изделия и повышении технологического  уровня его эксплуатации;

- универсальность, т.е.  возможность применения в различных  отраслях промышленности.

Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы  был главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.

Дальнейшее совершенствование  процесса управлений качеством продукции  в СССР на уровне предприятия или  производственного объединения  привело к разработке комплексной  системы управления качеством продукции (КС УКП).

КС УКП представляла собой  совокупность мероприятий, методов  и средств, устанавливающих, обеспечивающих и поддерживающих необходимый уровень  качества продукции при ее разработке, подготовке производства изготовлении, обращении и эксплуатации.

Система была направлена на постоянное улучшение качества продукции, достигаемое за счет:

- создания и освоения  новых видов продукции высшей  категории качества;

- увеличения удельного  веса продукции высшей категории  качества в общем объеме производства;

- расширения номенклатуры  и ассортимента продукции;

- модернизации и совершенствования  выпускаемой продукции;

- своевременного снятия  с производства продукции, приближающейся  к состоянию морального старения;

- улучшения экономических  показателей деятельности предприятия.

Система базировалась на стандартах предприятия (СТП), которые определяют организацию и механизм деятельности по управлению качеством продукции  в рамках КС УКП. Стандарты предприятий  являлись составной частью Государственной  системы стандартизации и позволяли  увязать условия данного конкретного  предприятия с требованиями государственных, отраслевых и других стандартов. В  стандартах предприятий регламентируются нормы и правила работы по улучшению  качества продукции, устанавливаются  порядок, разработки и внедрения  передовых методов улучшения  качества. Комплекс стандартов предприятия  включал основной стандарт системы, общие для системы стандарты  и специальные стандарты. В КС УКП вошли управления, отделы, научно-исследовательские  институты Госстандарта, местные  органы, органы управления, проектно-конструкторские  исследовательские организации  промышленных министерств, а также  передовые предприятия и объединения. По мере накопления опыта использования  КС УКП в нее вошло большинство  промышленных предприятий страны. В стране была создана единая система государственного управления качеством продукции, базирующаяся на отраслевых, республиканских, территориальных системах управления качеством и КС УКП объединения, предприятия.

Важнейшими функциями  управления качеством продукции  в системе являлись:

- планирование повышения  качества продукции;

- аттестация продукции;

- организация разработки  и постановки продукции на  производство;

- организация технологической  подготовки производства.

Аттестация продукции  была направлена на увеличение объемов  производства продукции, соответствующей  лучшим отечественным и мировым  достижениям или превосходящей  их, для полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения  страны. КС УКП сыграла важную роль в повышении качества продукции  отечественного производства.

Четвертый этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества - стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. Специфика тотального управления качеством состоит в том, что если раньше на предприятиях принимались компромиссные решения по таким параметрам, как объем выпускаемой продукции, сроки поставки, затраты и качество, то теперь на первый план выдвигается качество продукции, и вся работа предприятия подчиняется этой цели. Таким образом, управление всеми сферами деятельности предприятия организуется исходя из интересов качества.

Если TQC — это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQМ — еще и управление целями и самими требованиями. В TQМ включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Система TQМ (рис. 4) является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин «постоянное улучшение качества» (Quality improvement).

В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы  является использование коллективных форм и методов поиска, анализа  и решения проблем, постоянное участие  в улучшении качества всего коллектива.

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать дома. Появляется новый тип  работников – трудоголики. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь более активными – используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.п. Обучение превращается и в часть мотивации, ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников. На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.

Но несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.

В результате во многих случаях  наличие у предприятия сертификата  на систему качества стало одним  из основных условий его допуска  к тендерам по участию в различных  проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом  деле: так как его наличие свидетельствует  о надежности предприятия, то предприятию  часто предоставляются льготные условия страхования.

Для успешной работы предприятий  на современном рынке наличие  у них системы качества, соответствующей  стандартам ИСО серии 9000, и сертификата  на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются  десятки предприятий, внедривших стандарты  ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты  на свои системы качества.

Пятый этап. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Появляются и корпоративные  системы управления качеством, которые  ставят своей целью усиление требований международных стандартов и учитывают  специфику таких корпораций.

Основным документом является промышленный стандарт QS-9000, в котором  определены три основные группы требований к системам качества:

- требования, основанные  на стандартах ИСО серии 9000;

- отраслевые требования, которые не отражены в стандартах  ИСО серии 9000;

- специфические требования  потребителей.

В отраслевых требованиях  отражается специфика производства и особо подчеркивается, что поставщики ответственные за качество материалов и услуг.

В специфических требованиях  сформулированы требования к процессу оценки системы качества поставщиков, права и обязанности органов  по сертификации, требования по аккредитации органа по QS-9000, а также аудиту и  инспекционной проверке. Система QS-9000 отражает прежде всего требования потребителей — сборщиков автомобилей к поставщикам, однако в этой системе учтены интересы и конечных потребителей, заинтересованных в высоком качестве продукции.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям премий по качеству —  главное достижение пятого этапа  развития систем управления качеством.

 

15. Элементы системы качества  в соответствии с МС ИСО  9000: анализ со стороны руководства

           Представляется, что именно в наше время ученые и специалисты промышленности, стали работать с системными идеями, принципами и методами. Однако исторически термин "система" возник еще в античности и был включен в контекст философских поисков общих принципов организации мышления и знаний. В XX веке понятие "система" вошло в лексикон практически всех областей знаний и сфер профессиональной деятельности. В 80-х годах в деятельности по обеспечению качества появилась новая методология, согласно которой на предприятиях стали создавать системы качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Разберем это понятие с точки зрения этих стандартов.

Согласно МС ИСО 9000 система  качества - это совокупность организационной  структуры, методик, процессов и  ресурсов, необходимых для осуществления  общего руководства качеством.

Под организационной структурой подразумеваются, обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой организация  выполняет свои функции. [1, с.123]

Рассмотрим еще одно понятие, включенное в определение системы  качества - общее руководство качеством.

Общее руководство качеством (административное управление качеством) - те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области  качества, цели и ответственность, а  также осуществляют их с помощью  таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение  качества и улучшение качества, в  рамках системы качества.

Обязанности по общему руководству  качеством лежат на всех уровнях  управления, но управлять ими должно высшее руководство.

Поскольку, согласно концепции  стандартов ИСО, в системе качества выполняются работы и по менеджменту  качества, и по обеспечению качества, принято использовать единый термин "система качества", объединяющий виды работ. Элементы системы качества

Под элементом системы  качества понимается такая определенным образом выделенная ее часть, дальнейшее расчленение которой нецелесообразно  для принятой цели рассмотрения. Такими целями могут быть построение системы, ее оценивание, совершенствование и  др. Состав и содержание элементов  определяются разработчиками в зависимости  от задач, решаемых системой качества, особенностей продукции, производственных процессов и уже сложившейся  системы качества. Вместе с тем  в новую систему качества непременно должны быть включены элементы, установленные  в разделах 4 — 20 ИСО 9004-1, что обусловлено  логикой более "глубокого" внедрения  ИСО 9001-9003. В этом плане элементы, установленные ИСО 9004-1, следует рассматривать  как основные (базовые) системы качества. Соотношение элементов системы  менеджмента качества по ИСО 9004-1 и  элементов систем обеспечения качества по ИСО 9001, 9002 и 9003 показано в табл. 5.1.1. Именно по этим элементам оценивается  возможность предприятия выполнять  требования потребителя. Выбор элементов  системы качества оказался долгим и  трудным процессом, длившимся в  течение нескольких лет.

Наиболее полной системой качества является система, рекомендуемая  МС ИСО 9001, которая охватывает все  стадии жизненного цикла продукции.

В табл. 5.1.2 приведены элементы системы качества в соответствии с стандартами МС ИСО 9001 и МС ИСО 9004-1 и добавлены аналогичные разделы ИСО/ПМС 9001:2000.

 

 

 

 

 

 

 

Элементы системы  качества по стандартам ИСО серии 9000 [3, с.34]

 

Элементы системы  качества

Пункт МС ИСО 9004-1

Пункт МС ИСО 9001

Пункт МС ИСО/ПМС 9001:2000

Ответственность руководства

4

4.1

5.1; 5.3; 5.4.1; 5.5.1; 5.5.2; 5.5.3; 5.6; 6.1; 6.2.1; 6.3

Система качества

5

4.2

4; 5.1; 5.4.1; 5.4.2; 5.5.5; 7.1

Внутренние проверки качества

5.4

4.17

8.2.2

Экономика (затраты на качество)

6

   

Анализ контрактов

7

4.3

7.2.2

Управление проектированием

8

4.4

7.3

Закупки

9

4.6

7.4

Управление процессами

10

4.9

7.1; 7.5.1 7.5.5

Управление процессами

11

4.9

7.1; 7.5.1 7.5.5

Идентификация и прослеживаемость продукции

11.2

4.8

7.5.2

Статус контроля и испытаний

11.7

4.12

7.5.1

Контроль и испытания

12

4.10

7.1; 7.5.1; 8.1; 8.2.4;

Контрольное, измерительное  и испытательное оборудование

13

4.11

7.6

Управление несоответствующей  продукцией

14

4.13

8.3

Корректирующие и предупреждающие  действия

15

4.14

8.5.2

Погрузо-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и  поставка

16

4.15

7.5.4

Техническое обслуживание

16.4

4.9

7.1; 7.5.1

Управление документацией  и данными

17

4.5

5.5.6

Управление регистраций  данных о качестве

17.3

4.16

5.5.7

Подготовка кадров

18

4.18

6.2.2

Управление продукцией, поставляемой потребителем

19

4.7

7.5.3

Статистические методы.

20

4.20

8.1; 8.2.3; 8.2.4; 8.4

Информация о работе Контрольная работа по "Управление качеством"