Контроллинг и управление затратами: применение в реальном секторе производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 07:35, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия "контроллинг", реального использования его в практической деятельности в качестве метода управления затратами как зарубежных, так и российских предприятий. Выполнение поставленной цели может быть достигнуто через выполнение следующих задач:
раскрытия положительных аспектов в использовании контроллинга,
выявления основных особенностей процесса контроллинга в деятельности предприятий,

Содержание работы

Стр.

Введение
2
1.
Контроллинг как методика совершенствования практической деятельности предприятия

3
2.
Использование контроллинга для эффективного управления предприятием

14
3.
Контроллинг и управление затратами: применение в реальном секторе производства

18

Заключение
29

Использованная литература

Файлы: 1 файл

Контроллинг и управление затратами.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

   

Стр.

 

Введение

2

1.

Контроллинг как методика совершенствования практической деятельности предприятия

 

3

2.

Использование контроллинга для эффективного управления предприятием

 

14

3.

Контроллинг и управление затратами: применение в реальном секторе производства

 

18

 

Заключение

29

 

Использованная литература

30

 

Приложение

31


 

Введение

 

В последнее время современная экономика неразрывно связана с таким понятием как "управленческий учет". Один из подходов к определению этого понятия является термин "контроллинг". В настоящее время  управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, что  приближает его к термину "контроллинг", при этом большое внимание уделяется нормативному характеру подобной информации и ее значению для получения "внешней отчетности" предприятия.  Термин контроллинг не случайно является однокоренным со словом "контроль", это подчеркивает связь учета с управлением. Упрощенно можно считать, что это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия "контроллинг", реального использования его в практической деятельности в качестве метода управления затратами как зарубежных, так и российских предприятий. Выполнение поставленной цели может быть достигнуто через выполнение следующих задач:

  • раскрытия положительных аспектов в использовании контроллинга,
  • выявления основных особенностей процесса контроллинга в деятельности предприятий,
  • рассмотрения практического примера применения контроллинга в управлении затратами предприятия.

В написании работы будут использоваться публикации следующих российских изданий: "Бухгалтерский учет", "Экономика и жизнь" и т.д. Кроме этого, в работе будут применяться справочные материалы из компьютерной сети Интернет, в частности GAAP - библиотека по тематике "Управленческий учет" и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Контроллинг как методика  совершенствования практической  деятельности предприятия

 

Общеизвестно, что в зависимости от решаемых задач предприятие может быть рассмотрено с различных точек зрения, например:

  • Как система движения товарно-материальных ресурсов;
  • Как социально-технологическая система;
  • Как система движения финансов и т.д.

Естественно, каждая точка зрения рождает свой способ учета и управления на предприятии. В настоящее время в мире используется комплекс консалтинговых услуг по созданию методики учета и управления крупным предприятием с точки зрения движения финансов, который называется "контроллинг".

Контроллинг - это набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия. С помощью его могут быть решены следующие традиционные проблемы учета и управления:

  • Низкая платежная дисциплина структурных подразделений;
  • Неконтролируемая дебиторская задолженность;
  • Слабое управление затратами: отсутствие четкого понимания структуры затрат и их целесообразности;
  • Неверное определение прибыльности филиалов и видов бизнеса;
  • Нехватка оборотных средств;
  • Уплата необоснованно высоких налогов в местный и федеральный бюджеты.

Контроллинг не только позволяет считать затраты по-новому, более естественно, но и стимулирует высшее руководство думать в финансовых категориях, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу.

Технологическое управление делегируется соответствующему руководителю среднего уровня и, тем самым, локализуется в рамках тех подразделений предприятия, которые ведут определенную технологическую деятельность. Области бизнеса, где применение контроллинг наиболее эффективно-многопрофильные холдинги, разветвленные финансово-производственные структуры. То есть те виды бизнеса, где можно достаточно естественно разделить финансовое и производственное управление. /1,2/

Есть виды бизнеса, где дистанцироваться от текущих производственных проблем не всегда удается. Это растянутые во времени процессы типа стройки электростанции, стадиона или судна на верфи (технологический процесс длится несколько лет и переструктурировать затраты без прерывания технологического процесса не всегда просто). Здесь наиболее велика вероятность изменения производственных планов. Производственный процесс может разворачиваться не всегда так, как предполагалось - финансирование может прерываться и выход на прибыль происходит в непрогнозируемый момент времени. Или же, например, уже по ходу строительства периодически возникает возможность сделать что-то не так, как было запланировано - купить комплектующие у нового производителя или внести усовершенствования в конструкцию. В таких областях проведение контроллинга наименее эффективно. /7/

 

    1. Основные этапы работ по постановке системы контроллинга Диагностика

 

Типичными проблемами, с которыми сталкивается большинство предприятий, являются:

  • Отсутствие "прозрачности" системы учета затрат, позволяющей установить причины их возникновения и определить их экономически оправданную величину;
  • Недостаточный уровень ответственности и мотивации персонала на снижение уровня   затрат и повышение эффективности деятельности компании;
  • Низкая оперативность получения фактической информации о текущей деятельности филиалов и компании в целом (расчеты, наличие финансовых ресурсов и т.п.);
  •    Несовершенство (с точки зрения решения управленческих задач) системы

  внутренней финансовой отчетности;

  • Недостаточно высокая финансовая дисциплина линейных подразделений;
  • Недостаточная эффективность и несистематичность процедур планирования доходов, расходов и финансовых потоков;
  • Недостаточная отлаженность системы первичного документооборота.

 

    1. Формализация бизнеса компании

 

Формализация организационно - функциональной структуры - описание основных структурных подразделений каждого филиала и дочерней компании, участвующих в бизнесе, их функциональных обязанностей и вертикально-горизонтальных связей. В результате этого процесса разрабатывается  схема управления и распределения функций между службами подразделений.

Формализация финансовой схемы компании - описание услуг, оказываемых линейными подразделениями компании друг другу и внешним контрагентам; построение схем. При этом получают разработанную схему движения услуг.

Формализация платежной системы - описание основных финансовых потоков между подразделениями и за пределы компании.

Результат: схема движения финансовых ресурсов.

Формализация системы учета - характеристика организации учетного документооборота первичной информации, используемого плана счетов и типовых хозяйственных операций, применяемой информационной системы.

Результат этого -  описание учетного документооборота, таблица плана счетов, альбом типовых хозяйственных операций, характеристики используемых информационных систем./1,2,7/

Формализация системы учета затрат и финансовой модели компании - определение основных принципов учета, группировки и калькуляции затрат по направлениям деятельности и видам бизнеса.

Результат: описание существующей системы учета затрат и калькуляции

себестоимости.

Формализация системы внутренней отчетности - характеристика документов внутренней отчетности, используемых для принятия управленческих решений.

Результат: описание форматов, процедур подготовки и предоставления документов внутренней отчетности.

 

    1. Анализ эффективности существующих систем, методик и процедур

 

Система учета затрат - исследование возможности управления затратами с целью повышения прибыльности компании.

Организация учета - изучение соответствия системы требованиям подготовки внешней и внутренней отчетности, оперативности и достоверности используемой информации, необходимого уровня аналитики.

Система планирования доходов, расходов и финансовых потоков - оценка ее эффективности с точки зрения контролируемости, обеспечения ресурсами, подготовки планов и т.п.

Результат: определение проблем и их взаимосвязи ("дерево проблем") по каждому из направлений.

Разработка предложений и рекомендаций:

На основе проведенных исследований разрабатываются следующие документы:

1.1. Рекомендации по выделению  внутри компании Центров финансового  учета,

основных принципов их функционирования (полномочия, ответственность, система стимулирования), а также необходимых изменений в организационно-функциональной структуре./5,6,7/

1.2. Концепция развития систем  учета затрат и определения  финансовых результатов, планирования  доходов, расходов и финансовых потоков.

1.3. Варианты предложений по совершенствованию  корпоративной системы учета (включая  конфигурацию и параметры Информационной  системы) и их обоснование.

1.4. Развернутый план мероприятий  по внедрению предложенных рекомендаций, развитию информационной системы и корпоративной системы учета (на следующие этапы работы).

1.5. Оценка экономического эффекта  от внедрения предложенных вариантов.

Все предложения и рекомендации должны представляются в отчете с учетом ожидаемых организационных изменений в компании.

 

    1. Проектирование организационно-функциональной структуры

 

Oрганизационно-функциональная структура  компании - распределение бизнес-процессов  между рабочими местами, подразделениями  компании, образующее структуру  подразделений компании (с учетом их задач, иерархической подчиненности).

Для эффективного достижения целей деятельности в компании должны существовать адекватные целям функциональная и организационная структуры.

Требование адекватности означает:

  • полноту (выполнение всех необходимых для достижения целей компании функций);
  • целостность и непротиворечивость (соответствие организационной структуры функциональной, отсутствие дублирования функций).

Разработка организационно-функциональной структуры компании предусматривает:

  • проект нормативной организационно-функциональной структуры компании;
  • рекомендации по оптимальному распределению функций между подразделениями и   сотрудниками внутри подразделений;
  • определение "функциональных портретов" должностей, требований к отдельным   рабочим местам;
  • анализ и рекомендации по оптимизации методов реализации функций;
  • описание процесса внедрения нормативно спроектированных функциональной и  организационной структур.

Должностная инструкция ( описание рабочего места: задачи, подчиненность, права и обязанности, выполняемые функции, методы реализации функций, процедуры отчетности, процедуры работы с документами.

Должностные инструкции являются важной и неотъемлемой частью системы управления. /3,4/

Они содержат набор функций (должностных обязанностей) и точные указания каждому сотруднику организации по их выполнению. Здесь придерживаются принципа: "Точное и полное описание организационных процедур деятельности каждого сотрудника компании может обеспечить ее надежное высокоэффективное функционирование". Целью этого процесса является повышение управляемости деятельностью компании.

При этом используют следующие методы по управлению:

  • системный анализ;
  • методный анализ;
  • тренинги-семинары.

В результате реализации этих методов организационно-функциональная структура и система и должностных инструкций сможет позволить:

  • наладить четкий механизм взаимодействия подразделений;
  • создать у каждого сотрудника организации точное представление не только о его   должностных обязанностях, но и методах их выполнения, что позволит экономить   время на их выполнение;
  • благодаря точному и детальному описанию каждой процедуры сотрудника снизить   субъективность трактовки своих обязанностей и тем самым объективизировать весь   процесс организационной деятельности;
  • снизить вероятность возникновения непредвиденных (нештатных) ситуаций   благодаря точному выполнению должностных инструкций;
  • адекватно и эффективно реагировать на возникающие нештатные ситуации благодаря   механизму адаптации, являющемуся неотъемлемой частью спроектированной системы   управления.

Информация о работе Контроллинг и управление затратами: применение в реальном секторе производства