Контроль качества обучения по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение функций и видов педагогического контроля в современной школе и его влияния на качество образования.
Задачи курсовой работы:
1. Анализ литературы для установления сущности педагогического контроля учебных достижений в свете современной образовательной практике.
2. Изучение влияния педагогического контроля на качество образования.
3. Анализ опыта внедрения тестирования в рамках текущего контроля на примере уроков информатики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………4
1 Контроль учебных достижений как элемент управления качеством образования…………………………………………………………………………….6
1.1 Педагогический контроль: сущность, характеристика, виды…………………6
1.2 Анализ понятия качества образования в современной школе………………..12
2 Описание опытной работы по реализации педагогического контроля учебных достижений обучающихся (на материале уроков по информатике)…………….18
2.1 Тестирование как одна из текущих форм контроля учебных достижений обучающихся…………………………………………………………………………..18
2.2 Применение текущего тестирования в рамках педагогического контроля на примере изучения темы по информатике…………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………..28
Список источников…………………

Файлы: 1 файл

Контроль и мониторинг качества обучения по информатике1.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

В целом сегодня научное мышление под термином «тест» понимает не только метод тестирования, но и научно-педагогическую систему. B.C. Аванесов рассматривает тест как единство метода, результата, полученного определенным методом, и интерпретации результатов.

Традиционный тест представляет собой стандартизированный метод диагностики и уровня структуры подготовленности школьников. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Цель применения данных тестов - установить отношение порядка между испытуемыми по уровню проявляемых при тестировании знаний. И на этой основе определить место каждого на заданном множестве тестируемых испытуемых.

Тест является объективным методом контроля качества знаний учащегося, инструментом, позволяющим  выявить факт усвоения, состоит из контрольного задания и эталона - образца последовательного и  правильного выполнения задания. Задание  выдается испытуемому, а эталон используется преподавателем или заложен в техническое средство для сравнения с ответом испытуемого и выведения оценки.

А.С Аванесов определяет педагогический тест как  систему параллельных заданий возрастающей трудности, специфической формы, которая  позволяет качественно и эффективно измерять уровень и структуру подготовленности испытуемых При этом под системой понимается, что в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами. Это, в свою очередь, означает общую принадлежность заданий к одной и той же системе знаний, a. также их связь и упорядоченность. Еще одним необходимым атрибутом настоящего теста является расположение заданий по мере возрастания трудности - от самого легкого до самого трудного. Иначе говоря, главным формальным системообразующим признаком теста является различие заданий по степени их трудности. Специфическая форма тестовых заданий говорит о том, что задания теста представляют собой и не задачи, а задания, сформулированные в форме высказываний, истинных или ложных. Такие задания носят название «тестовые задания» или «задания в тестовой форме» в зависимости от употребляемого контекста. Традиционные вопросы, напротив, истинными или ложными не бывают, а ответы на них часто бывают многословны, они не поддаются сравнению с жестким эталоном. В этом смысле традиционные вопросы и ответы менее нетехнологичны, чем задания в тестовой форме или тестовые задания. [1, с. 30]

Нельзя не согласиться  с B.C. Аванесовым, который указывает  на то, что не всякое содержание поддается представлению в форме тестового задания. Затруднительным представляется выражение доказательств, обширных вычислений, многословных описаний в тестовой форме.

Определенное  содержание означает, что при тестировании проверяется не весь программный  материал, а лишь та часть учебной программы, которая входит в содержание проверяемых знаний учащихся. Остальное в педагогический тест не включается. При этом некоторые элементы проверяемых знаний используются только в текущем контроле, другие - в рубежном контроле, например, в конце учебной четверти. И, наконец, в итоговом контроле используются задания, правильные ответы на которые требуют знания многих, а иногда и всех тем, изученных в течение учебного года. Особое внимание следует уделять комплексности и сбалансированности содержания теста. Согласно этому положению тест, разработанный для итогового контроля знаний, не должен строиться на материале одной темы, даже самой основной. Тест необходимо конструировать, исходя из сбалансированности всех тем курса. В то же время необходимо добиваться комплексного включения в тест как вопросов теории, так и методов научной и практической деятельности, умения эффективно решать основные профессиональные задания. [3, c. 54]

Согласно принципу научной достоверности, в тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое является объективно истинным и обладает аргументацией. Не следует включать спорные вопросы, то есть вопросы, имеющие неоднозначное решение. Кроме того, в педагогический тест, предназначенный для контроля, диагностики обученности и обучаемости, недопустимо включать вопросы, которые выясняют оценки, мотивацию, мнения.

По своей  длине тесты могут быть короткими (10-20 заданий), средними (40-60 заданий) и  длинными (до 500 заданий). Оптимальное  количество заданий определяется целями контроля, но практика показывает, что это примерно 40-60 заданий. Количество заданий в тесте принято называть длиной теста.

Педагогический  тест состоит из тестовых заданий. По мнению B.C. Аванесова, имеется принципиальная разница между понятием «тестовое задание» и близким ему понятием «задание в тестовой форме».

Задание в тестовой форме определяется как педагогическое средство, отвечающее требованиям:

·  цель;

·  краткость;

·  технологичность;

·  логическая форма высказывания;

·  определенное место для ответов;

·  одинаковость правил оценки ответов;

·  правильное расположение элементов задания;

·  одинаковость инструкции для всех испытуемых;

·  адекватность инструкции форме и содержанию задания [3, c. 44]

В самом общем  виде задание в тестовой форме состоит из трех частей:

1.  инструкции, которая должна содержать указания  на то, что испытуемый должен  сделать, каким образом выполнять  задание, где и как делать  пометки и записи и т.д.; в  тестах допускается делать одну  инструкцию для группы однотипных заданий, которая помещается в начале данной группы заданий;

2.  текста  задания;

3.  правильного  ответа [11 с .76-77].

Тестовое задание - составная единица теста, отвечающая требованиям к заданиям в тестовой форме и статистическим требованиям: известной трудности; дифференцирующей способности (достаточной вариации тестовых баллов); положительной корреляции баллов заданий по всему тесту, а также другим математико-статистическим требованиям. Таким образом, только проверенные на практике (апробированные), имеющие рассчитанные показатели качества и трудность задания в тестовой форме могут именоваться тестовыми заданиями. До этого момента мы можем говорить лишь о системе заданий в тестовой форме и соответственно осторожно относиться к результатам, полученным данным способом. [1, c. 34]

В целом надо сказать, что тесты являются только одним из видов учебных заданий, используемых для контроля, диагностики  обученности и обучаемости учащихся. Независимо от содержания и формы  построения тестом можно считать  только такую систему специально составленных заданий, решение которых имеет однозначные правильные ответы либо четкое описание (как минимум - на уровне ранговой шкалы) критериев интерпретации и оценки ответов (хотя бы как правильные - неправильные)

Характеристики тестов отвечают требованиям, которые предъявляются всем измерительным материалам. Наиболее существенные характеристики:

•  валидность – соответствие проверочного материала  целям контроля;

•  надежность – устойчивость результатов тестирования при многократном использовании проверочного материала;

•  репрезентативность – полнота охвата в тесте изученного материала;

•  стандартизированность  – единая процедура проведения и  поведения итогов тестирования

Классификации тестов:

По процедуре  создания выделяют тесты:

·  стандартизированные;

·  не стандартизированные.

По способу  предъявления различают тесты:

·  бланковые;

·  предметные;

·  аппаратурные;

·  практические;

·  компьютерные.

По характеру  действий:

·  вербальные;

·  невербальные.

По ведущей  ориентации выделяют:

•  тесты  на результативность;

•  тесты  на скорость;

•  смешанные  тесты.

По степени  однородности задач тесты делят  на:

•  гомогенные, позволяющие измерить одно качество (уровень подготовки по одному предмету) однородными по составу заданиями;

•  гетерогенные (многомерные) – для измерения уровня подготовки по нескольким предметам или свойствам личности

По целям  использования в системе образования (классификация Нормана Е. Гроунлунда):

•  определяющий (знания или поведение обучаемого в начале обучения) или «входной»;

•  формирующий (тест прогресса, достигнутого в обучении) или «обучающий»;

•  диагностический (тест на выявление трудностей в  обучении и их источников) или «корректирующий»;

•  суммирующий (тест достижений в конце обучения) или «итоговый» [1, c. 24]

Для текущего контроля основным являются формирующие и  диагностические тесты, так как  они именно они отвечают его целям.

Наиболее удачной, на наш взгляд, является классификация  тестовых заданий, представленная в  работах А.Н. Майорова и B.C. Аванесова. В общем виде можно выделить несколько групп тестовых заданий. Первую группу образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать, обычно это одно слово или один знак. Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция: «Дополнить...». Майоров в данной группе выделяет две подгруппы или два типа тестовых заданий - дополнения и свободного изложения. В заданиях дополнения испытуемые должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Задания свободного изложения, или свободного конструирования, также предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. Но на ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Автор считает, что задания дополнения и задания свободного изложения имеют существенные различия как по процедуре их создания, так и по схеме анализа и особенностям использования. B.C. Аванесов задания открытой формы не классифицирует.

Следующую группу образуют задания, в которых испытуемому предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Это может быть как один правильный ответ, так и несколько.

К данной группе можно отнести выделяемые А.Н. Майоров  задания альтернативных ответов (предлагается пара альтернативных утверждений «да - нет», «является - не является» и т.д.) и задания множественного выбора (предлагается выбрать правильный ответ из предложенных 4-6 утверждений). [10 с. 64]

B.C. Аванесов  в данной группе выделяет задания  с выбором одного правильного  ответа, задания с выбором нескольких правильных ответов и задания с выбором наиболее правильного ответа. В свою очередь задания с выбором правильного ответа автор разделяет на задания с двумя ответами, задания с тремя ответами, задания с четырьмя ответами и задания с пятью и более ответами. Однако мнением является А.Н. Майорова то, что классификация по количеству предложенных вариантов ответов не представляется принципиальной. Кроме формального признака нет существенных, системообразующих оснований для разделения заданий с тремя, четырьмя, пятью и более ответами. Такими отличиями (инструкция,условия применения, особенности создания и пр.) обладают только задания с двумя ответами.

Следующую группу образуют задания, состоящие из элементов  двух столбцов. В таких заданиях испытуемому необходимо установить соответствие между элементами этих столбцов. Этому предшествует инструкция: «Установить соответствие...».

Последняя группа - это задания процессуального, или  алгоритмического толка. В этой группе испытуемому предлагается выявить правильную последовательность - временную или пространственную. Каждому заданию предшествует инструкция: «Установить правильную последовательность...».

Все группы тестовых заданий широко применяются для  текущего контроля учебной деятельностью  учащихся так, как они позволяют отследить и скорректировать процесс усвоения знаний, провести диагностику ошибок.

2.2 Применение текущего тестирования в рамках педагогического контроля на примере изучения темы по информатике.

В условиях коммуникативного обучения возрастает роль тестирования. Важнейшими характеристиками теста являются его количественная оценка (главное отличие от традиционной контрольной работы), экономичность (минимальные затраты времени для выполнения теста), практичность (доступное содержание тестовых заданий) и валидность (возможность сравнить результат теста с внешним критерием).

Тест как  средство контроля имеет ряд преимуществ  по сравнению с другими видами контроля:

1)  одновременно  тестируется достаточно большое  количество учеников;

2)  результаты тестирования устанавливаются быстро и просто;

3)  результаты  используются для диагностики  трудностей языкового материала;

4)  в учебном  процессе тесты можно применять  как тренировочное упражнение.

Рассмотрим  тестирование как форму педагогического контроля на примере изучения темы «Microsoft Excel» учениками 10 класса. Перед работой с тестом дети изучают тему. Данный тест направлен на контроль понимания темы, закрепление пройденного материала и выявление уровеня навыков по данной теме. Фрагмент теста представлен в Приложении.

Информация о работе Контроль качества обучения по информатике