Качество как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Задачи контрольной работы:
-рассмотреть понятие качества
-выявить значение повышения качества
-посмотреть на качество как на объект управления.
Цель работы: с экономческой точки зрения рассмотреть и разобрать понятие качество.

Содержание работы

Введение 1
1.Качество как экономическая категория 3
1.1Понятие качества и значение повышения качества 3
1.2 Качество как объект управления 8
2.Вопрос 15
3.Задача 16
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

В рыночной экономике  огромное внимание уделяется проблемам  качества.Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам  осуществления конкуренция делится на ценовую(вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением».Только качество может привлечь потребителя.Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества.В научном исследовании и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

Задачи контрольной  работы:

-рассмотреть  понятие качества

-выявить значение  повышения качества

-посмотреть  на качество как на объект  управления.

Цель работы: с экономческой точки зрения рассмотреть и разобрать понятие качество.

 

 

1.Качество  как экономическая категория

1.1Понятие  качества и значение повышения качества

Качество продукции  — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции — одно из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Задача технической политики предприятия состоит в ускорении создания новых прогрессивных изделий, отвечающих по своим технико-экономическим параметрам текущим и потенциальным требованиям потребителей.

 

 В экономической  литературе встречаются различные  формулировки определения качества  продукции, их можно объединить  в две основные группы:

1) характеристика качества как совокупности свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;

2) определение  качества продукции как степени  удовлетворения этой продукцией  определенных потребностей.

 ГОСТ 15467—79 определил качество продукции  как совокупность свойств изделия,  обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением.  Из данного определения следует:  качество продукции рассматривать,  во-первых, как совокупность полезных свойств, во-вторых, как способность удовлетворять определенные потребности. В этом определении ставится знак равенства между качеством и совокупностью свойств.

Качество продукции  — это совокупность свойств продукции, обусловливающих степень удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением и с учетом затрат на ее производство и потребление. Под качеством продукции понимают новизну, технический уровень, отсутствие дефектов, надежность и долговечность в эксплуатации.

 

 Вся продукция  подразделяется на четыре группы, принадлежность к каждой из  которых определяет уровень качества:

 

 — высший;

— конкурентоспособный;

 — пониженный;

 — низкий (неконкурентоспособный).

Продукция высшего  качества превосходит по своим технико-экономическим показателям аналогичные товары-конкуренты. Как правило, это принципиально новая продукция.

 Конкурентоспособная  продукция в основном соответствует  высокому уровню качества, но  может иметь средний уровень  качества среди аналогичных товаров на рынке. Конкурентоспособность такой продукции достигается за счет более эффективных маркетинговых мероприятий по рекламе, а стимулирование продаж будет зависеть от следующих факторов: ценообразования, гарантийного обслуживания, рекламы, выбора каналов сбыта и т.д.

 Продукция  с пониженным уровнем качества  имеет худшие потребительные  свойства, чем продукция большинства  конкурентов. Для сохранения своих  позиций на рынке производитель  может прибегнуть к стратегии  снижения цен.

 Продукция  с низким уровнем качества обычно неконкурентоспособна. Такая продукция либо не найдет покупателей, либо может быть реализована по очень низкой цене.

 Поскольку  качество выражает свойства продукции  в определенной степени удовлетворять  ту или иную потребность, то  очевидно, что если эта потребность не удовлетворяется, ни о каком качестве говорить нельзя. Понятие качества применимо к продукции, пригодной для потребления, т.е. продукции, параметры которой соответствуют всем требованиям действующей нормативно-технической документации.

 Продукцией, не пригодной к потреблению,  считают ту, которая изготовлена  с отступлениями от требований  стандартов, технических условий  и других требований.[1]

Для характеристики отклонений всей совокупности свойств  или одного из этих свойств от указанных требований обычно используются понятия «брак», «дефект», «дефектное изделие», «дефектная единица продукции». Поэтому понятия «качество продукции» и «брак» исключают друг друга.

 Различают  исправимый и неисправимый (окончательный)  брак.

 Основными причинами брака могут стать: непригодная устаревшая технология; неправильно, с ошибками выполненная работа; неправильная наладка оборудования; плохая конструкция приспособления; плохое техническое обслуживание; неисправное оборудование; дефекты в перерабатываемом сырье, материале; неправильные показания приборов; отсутствие опыта работы на оборудовании; некачественные чертежи, инструкции; неправильное применение инструментов; плохие условия труда; неквалифицированный инструктаж; отсутствие технической документации или стандартов; отступление и пренебрежение инструкцией; сознательные и -злонамеренные ошибки.

Высококачественную  продукцию выпускают стабильно  те предприятия, которые комплексно решают вопросы обеспечения качества. Основной задачей является установление причин брака, их устранение и обеспечение вьпуска продукции лучшего качества, так как качество продукции в условиях современного производства можно считать важнейшей составляющей эффективности, рентабельности предприятия.

Одним из основных направлений роста эффективности производства является непрерывное повышение качества продукции. Его можно характеризовать как планомерный, непрерывный и объективный процесс.

 Качество  следует рассматривать с различных  позиций.

 Во-первых, повышение  качества продукции — форма разрешения сложных противоречий между более высокими потребностями, постоянно порождаемыми в ходе развития производства, и новыми требованиями, предъявляемыми в связи с этим к производству.

 Во-вторых, повышение  качества продукции — это изменение потребительных свойств продукции в целях максимального удовлетворения определенных потребностей с минимальными затратами труда и капитала.

  • Издержки, связанные с неудовлетворительным качеством продукции, подразделяются на издержки в сфере обращения и потребления.
  • Издержки в сфере производства: исправление операционного брака, переделка изготовленных изделий неудовлетворительного качества.
  • Издержки в сфере обращения: ремонт изделий в гарантийный период, рекламации потребителей.

Для обеспечения  качества с оптимальными затратами следует различать две цены: цену соответствия продукции требованиям потребителя и цену несоответствия.

 Цена соответствия  включает расходы на выявление  или предотвращение брака, испытания  и тестирование, обучение и подготовку  персонала, ведение учета и составление отчетов и т.д.

 Цена несоответствия  складывается из затрат на  исправление, расходов на ремонт  в период гарантийного срока,  расходов, связанных с окончательным  (неисправимым) браком, а также затрат, связанных с просрочкой платежей по счетам и внесением изменений в технологию производства, платы за задержку поставок и т.д.

 Для повышения  качества продукции требуется  применять системный подход, т.е.  требование сохранения исходного  качества продукции (научно-технического  уровня продукции) в процессе изготовления продукции и поддержание его на всех стадиях жизненного цикла производства (разработка, изготовление, реализация, эксплуатация, обращения).

Повышение качества продукции в производстве означает лучшее использование производственных фондов, сырьевых ресурсов, снижение себестоимости, сокращение потерь от брака, повышение эффективности производства, ускорение продвижения продукции на рынке.

Главной задачей  на всех предприятиях должно стать  исследование влияния реализации мероприятий по повышению качества продукции на важнейшие показатели производственной деятельности.

 Для этого  необходимо установить тесные  информационные связи разработчиков  и изготовителей с предприятиями-потребителями;  усовершенствовать методику сравнительной оценки качества; ввести аналитический учет затрат и эффекта от проведения мероприятий и на этой основе определить влияние повышения качества продукции на основные показатели эффективности производственной деятельности.

Повышение качества продукции имеет самое прямое отношение к процессу реализации продукции. Особенности процесса реализации определяются жизненным циклом товара.

Жизненный цикл товара — это период времени, в  течение которого он разрабатывается  и продается на рынке. Концепция  жизненного цикла товара используется при создании и сбыте продукции, разработке стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка. Жизненный цикл товара может быть представлен как определенная последовательность различных стадий существования его на рынке, ограниченных определенными временными рамками. Динамика жизни товара определяет объем возможных (фактических) продаж в каждом периоде времени существования спроса на него.[2]

1.2 Качество как объект управления

Работа любого предприятия основана на следующем принципе: все работники предприятия несут как индивидуальную, так и коллективную ответственность за поддержание высоких стандартов качества в отношении всех продуктов, производимых предприятием, а также услуг и выполнения всех требований клиентов.

Управление качеством  неизбежно оперирует такими понятиями, как система, среда, цель, программа  и др.

Управление  всеобщего качества имеет внутренние и внешние аспекты. Обычно глобальный успех или провал бизнеса зависит  от способности предприятия удовлетворять потребности внешних клиентов. Качество продуктов может быть наиважнейшим источником конкурентного преимущества предприятия перед соперниками. Управление всеобщего качества подчеркивает, что способность компании вырабатывать и поддерживать преимущества в качестве проистекает из качества каждой внутренней операции. Компания состоит из сети взаимодействующих отделов, каждый из которых находится в отношениях продавца и покупателя с другими отделами. Именно так происходит внутренний поток сырья, операций по переработке и сборке, от начала до готового продукта, складирования и отправки. Управление всеобщего качества ставит своей задачей установить единство интересов и вовлеченность в поддержание наивысших стандартов, которые возможны на каждом из этих уровней. Управление всеобщего качества, в частности, старается свести до минимума количество времени и денег, затрачиваемых на контроль качества при помощи предотвращения возникновения каких-либо проблем с качеством продукта (т. е. брака комплектующих деталей и готовых продуктов, а также отходов производства). Стремление к выпуску качественной продукции каждого работника можно усилить при помощи использования кружков качества и различных программ участия работников.

 

Кружки качества – орган, состоящий из работников предприятия, которые регулярно  встречаются, обычно под руководством начальника, и обсуждают пути повышения качества и улучшения организации производства продукта или услуги.

Программы участия  работников включают: 1)усиление мотивации  рабочей силы путем распределения  среди персонала акций компании. Участие работников в акционерном  капитале компании в настоящее время стало важным фактором улучшения отношений между администрацией и рабочими в промышленности; 2) введение в состав совета директоров представителя служащих компании с целью обеспечить участие персонала в управлении компанией. Обеспечение качества продукции предполагает всеобщее вовлечение организации в определение и предотвращение проблем с качеством, для того чтобы поддерживать выбранный уровень стандарта продукции. Обеспечение качества требует от руководителей и работников всех функциональных подразделений (производства, маркетинга, отдела закупок и т. д.) совместной деятельности для производства более надежных товаров или услуг. Возможно формирование небольших групп из бригадиров и руководителей внутри каждого функционального подразделения для выявления и решения проблем с качеством.

Информация о работе Качество как экономическая категория