Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследование системы управления качеством на промышленном предприятии с целью совершенствования управленческой деятельности на исследуемом предприятии.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучение сущности управления качества и ее основных качеств;
- определение понятия системы управления качеством предприятия;
- исследование системы управления качеством в ООО «Центрум» по следующим направлениям:
- анализ элементов и форм реализации управления качеством;
- исследование внешней и внутренней среды, влияющей на качество;
- предложения по совершенствованию процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..………...5
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.……….5
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….……..13
1.3Совершенствование систем управления качеством на основе стандартов………………………………………………………………….…….20
Глава 2. Анализ состояния управления качеством в ООО «Центрум»….…...33
2.1 Общая характеристика организации…………………………………….....33
2.2 Структура управления качеством продукции и услуг…………………….46
2.3 Сертификация продукции и метрологическое обеспечение……………...53
Заключение…………………………………………………………………….....63Список используемой литературы…………………………………………..….65

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 197.47 Кб (Скачать файл)

На основе анализа протоколов испытаний, результатов оценки производств, сертификации систем качества или производств, анализа документов о соответствии других компетентных органов государственного управления орган по сертификации осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям, оформляет и регистрирует сертификат. Форма сертификата соответствия в Системе сертификации ГОСТ РФ приведена в приложении.

Срок действия сертификата  устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных  документов на продукцию, а также  срока, в пределах которого сертифицированы  производство или система качества. В любом случае срок действия сертификата  не превышает трех лет. Если изделие  имеет срок службы (срок годности), то действие сертификата распространяется на партию продукции или каждое изделие. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства заявитель заранее  должен известить орган по сертификации, который принимает решение о  необходимости проведения новых  испытаний или оценки состояния  производства этой продукции.

Сведения о сертифицированной  продукции предприятие-заявитель  приводит в сопроводительной технической  документации (паспорт, этикетка) с  указанием реквизитов сертификата. Право маркирования продукции знаком соответствия изготовитель получает на основании лицензии, выдаваемой органом  по сертификации. Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака  соответствия определены ГОСТ Р 40.003-96.

Сертификация импортируемой  продукции осуществляется по тем  же правилам. Во исполнение Законов  РФ "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и  услуг" определен порядок ввоза  на территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации. Данный документ устанавливает, что ввозу на таможенную территорию России подлежат товары при  условии их соответствия требованиям  обязательной сертификации, которые  установлены в РФ Перечни таких  товаров формируются в соответствии с требованиями ТН ВЭД Госстандартом  России и Государственным таможенным комитетом РФ.

Необходимость наличия сертификата  и знака соответствия на импортируемую  продукцию должна быть предусмотрена  в условиях контракта (договора), заключаемого на поставку товаров в Россию. На территорию России по представлении сертификатов в таможенные органы могут быть допущены товары, которые должны пройти обязательную сертификацию и такие таможенные режимы, как выпуск для свободного обращения, реимпорт, переработка под таможенным контролем (в случае выпуска продуктов переработки в свободное обращение), переработка вне таможенной территории (в части, касающейся ввоза продуктов переработки). Без наличия сертификата могут быть выпущены товары, предназначенные для официального пользования представительствами иностранных государств и международных межправительственных организаций, а также товары, ввозимые физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности. Условно могут выпускаться без представления сертификатов при помещении под упомянутые таможенные режимы товары, ввозимые в единичных количествах и предназначенные для потребления исключительно лицами, их ввозящими. При этом необходимо иметь соответствующие обязательства, представляемые в таможенные органы.

На исследуемом предприятии ООО « Центрум » представлен очень большой ассортимент продукции. Ассортимент это подбор изделий, которые предприятие будет предлагать на рынке. На предприятии имеется ассортиментный перечень, который разработан предприятием и утверждён городским органом санитарно-эпидемиологического надзора и администрацией г. Смоленска.

В 2002г. был увеличен ассортимент  мини-пекарни. Было добавлено в производство 16 видов хлебов. Все эти хлеба  с различными добавлениями современных  наполнителей.

Для того, чтобы внедрить эти хлеба в продажу, были приглашены специалисты из г. Москвы. Была проведена дегустация хлебов, что повысило продажу хлебов на 15-20%. Было закуплено новое оборудование такое как: печь хлебопекарная ротационная, машина для замеса теста, расстойка для теста. Это позволило наладить и увеличить выпуск хлебной продукции. Для обеспечения надлежащего качества на предприятие ведется «Бракеражный журнал», в котором раз в неделю проводиться запись о качестве хлеба: вес, форма, цвет и вкусовые свойства. Это позволяет отслеживать качество товара. Кроме того, качество товара обеспечивает высокое качество сырья, которое используется при приготовлении изделий. Качество сырья обеспечивается постоянными поставщиками, которые привозят на предприятие только сертифицированный товар1.При разработки каждого нового товара проводиться определенное исследование: администрация предприятия проводиться исследование предлагаемого сырья, рассмотрение различных рецептур, после чего проводится пробные продажи, которые показывают спрос на товар и после которых учитывается мнение покупателей об этом товаре.

Управление качеством  невозможно представить без контроля над , качеством, который базируется на учете многочисленных результатов измерений самых разных параметров продукции. В современной промышленности доля затрат труда на выполнение измерений в среднем составляет порядка 10 % общих трудозатрат на всех этапах жизненного цикла продукции. а в таких отраслях, как, например, химическая промышленность, электроника, может достигать даже 60 %.Измерения, методы и средства обеспечения их единства , а также способы достижения необходимой точности измерений изучает наука , называемая – метрологией.

Основополагающим правовым актом в области метрологической деятельности в РФ является Закон «Об обеспечения единства измерений». Вопросами метрологического обеспечения в стране заняты Госстандарт, Государственная метрологическая служба, Государственная служба обеспечения единства измерений, метрологические службы органов государственного управления и юридических лиц.

Современная метрология опирается на физические эксперименты высокой точности. Она использует достижения физики , химии и других естественных наук , но вместе с тем устанавливает свои специфические законы и правила , позволяющие находить количественные выражения свойств объектов материального мира. Общая теория измерений окончательно еще не сложилась.

В нее входят сведения и обобщения, полученные в результате анализа измерений и их элементов: физических величин, их единиц, средств и методов измерений, получаемых результатов измерений.

Измерения.

Для определения областей улучшения деятельности СМК руководство предприятия использует результативные и эффективные методы:

-отслеживание удовлетворенности потребителей;

-внутренние аудиты;

Удовлетворенность потребителей

Удовлетворенность потребителей оценивается для определения  результативности, а также для  определения степени достижения запланированных результатов (целей) по удовлетворению потребности и  ожиданий потребителей.

Для получения информации об удовлетворенности потребителя  используются различные источники и методы получения информации: поездки к потребителю, электронная связь, жалобы и письма от потребителей и т. д. Любая информация от потребителя анализируется, результаты анализа используются для улучшения деятельности организации.

Для подтверждения степени  удовлетворенности потребителя  могут использоваться ряд показателей (критериев):

- увеличение объема продаж;

- увеличение доли постоянных  потребителей;

- продолжительность работы  с потребителями;

- число повторных обращений;

- число новых потребителей, пришедших на предприятие по  рекомендации существующих, потребителей (желание рекомендовать продукцию  предприятия другим потребителям);

- увеличение ассортимента  продукции, приобретаемой одним  потребителем;

- награды, дипломы, полученные  от потребителя на ярмарках, выставках  и т. д;.

Степень удовлетворенности  потребителя должна представляться в измеряемых величинах.

Проводится оценка каждого  критерия с присвоением ему определенного  количества баллов в соответствии с  поставленной оценкой.

Пример

 

Критерий

Оценка на предприятии

Удовлетворительно (1 балл)

Хорошо (2 балла)

Отлично (3 балла)

1

   

+

2

   

+

3

     

4

 

+

 

5

 

+

 

6

   

+

7

+

   

Итого

1

2

3

В баллах

1х1=1

2х2=4

3х3=9


 

Обобщенный показатель:1+4+9=14 баллов

Данный анализ позволяет  провести сравнение степени удовлетворенности  потребителя в текущем периоде  с предыдущим периодом или с запланированной  величиной.

Анализ степени удовлетворенности  потребителя предоставляется руководству. Результаты этого анализа используются высшим руководством для установления степени достижения запланированных целей СМК. На предприятии определена периодичность обработки и доведения информации об удовлетворенности потребителя до руководства ежеквартально.

Внутренние аудиты

Для подтверждения того, что система менеджмента качества соответствует установленным к  ней требованиям на предприятии  предусмотрено проведение внутренних аудитов (проверок).

Внутренние проверки проводятся во всех подразделениях ЗАО «Пластик», выполняющий работу в рамках СМК.

Результаты внутренних проверок используются руководством предприятия  для анализа СМК, ее совершенствования  путем разработки и принятия управленческих решений.

Основными объектами проверок являются:

- качество продукции  (на соответствие установленным требованиям);

- процессы производства, хранение, транспортировка сырья,  материалов, готовой продукции;

- система качества (документация  и выполнение установленных требований)

Внутренние проверки проводятся по годовому плану-графику, утвержденному  Управляющим.

Разработку плана, организацию  и проведение внутренних проверок осуществляет группа обеспечения качества.

Руководитель группы обеспечения качества в соответствии с планом готовит приказ о проведении проверки в конкретном подразделении или службе, назначает главного аудитора, состав аудиторской группы и утверждает программу проверки.

Проверка включает:

- обследование проверяемого  объекта путем опроса, экспертизы документов и данных;

- анализ фактического материала ;

- подготовку предварительных  выводов и рекомендаций .

Результаты опроса при  проведении проверки заносятся в контрольный лист.

По завершению проверки составляется отчет, в котором отмечаются выявленные несоответствия и излагаются выводы и рекомендации по их устранению. Отчет подписывает руководитель группы проверки, после чего он направляется:

- руководителю ГОК;

- руководителям соответствующих  служб, которые являются исполнителями  или соисполнителями корректирующих  мероприятий;

- при необходимости, руководителям  других подразделений и служб  для информации и принятия предупреждающих действий по возможным несоответствиям;

Руководство проверяемого подразделения, в случае выявления  несоответствий, составляет план корректирующих и предупреждающих мероприятий, контроль за выполнением которых  осуществляет ГОК .

 

 

 

 

 

Заключение

 

Управление качеством  на предприятии – это руководящая  деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы  потребителей.

Оценить уровень качества этой продукции можно по качественным и количественным признакам. Если они  соответствуют стандартам, то продукцию  следует сертифицировать. Конечная цель проведения сертификации

– это не только повышение  качества продукции и услуг, но и  гарантии безопасности живущим сегодня  и сохранение здоровой среды обитания для тех, кто будет жить завтра.

Низкое (неконкурентоспособное) качество продукции – не абстрактная  категория, а вполне конкретная причина  нежизнеспособности предприятия.

Поэтому проблема качества осознается уже как стратегическая проблема. Способность предприятия  достигать своих целей, обеспечивая  конкурентоспособность выпускаемой  продукции, определяется действующей  на нем системой организации и  управления – системой управления качеством. Качество продукции (включая  новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций  на рынке. Поэтому фирмы уделяют  особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.

Системой управления качеством  труда и продукции предусматривается:

а) выполнение контрольных  операций, в первую очередь исполнителем (рабочим, мастером, конструктором, технологом и т.д.);

б) проведение систематической  работы на предприятии, направленной на устранение недостатков, влияющих на качество продукции, а также на повышение культуры и организации производства

в) воспитание у каждого  исполнителя коммунистического  отношения к труду и чувств ответственности за качество выполняемых работ.

Система управления качеством  труда и продукции исходит  из того, что одним из важнейших  показателей производства является качество выпускаемой продукции, поэтому  материальное и моральное стимулирование исполнителей работы за повышение качества продукции производится по наряду со стимулированием за выполнение хозрасчетных показателей.

Информация о работе Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики