Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследование системы управления качеством на промышленном предприятии с целью совершенствования управленческой деятельности на исследуемом предприятии.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучение сущности управления качества и ее основных качеств;
- определение понятия системы управления качеством предприятия;
- исследование системы управления качеством в ООО «Центрум» по следующим направлениям:
- анализ элементов и форм реализации управления качеством;
- исследование внешней и внутренней среды, влияющей на качество;
- предложения по совершенствованию процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..………...5
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.……….5
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….……..13
1.3Совершенствование систем управления качеством на основе стандартов………………………………………………………………….…….20
Глава 2. Анализ состояния управления качеством в ООО «Центрум»….…...33
2.1 Общая характеристика организации…………………………………….....33
2.2 Структура управления качеством продукции и услуг…………………….46
2.3 Сертификация продукции и метрологическое обеспечение……………...53
Заключение…………………………………………………………………….....63Список используемой литературы…………………………………………..….65

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 197.47 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..………...5

1.1 Понятие, сущность и системный  подход в управлении качеством.……….5

1.2 Разработка и внедрение систем  качества в организациях………….……..13

1.3Совершенствование систем управления качеством на основе стандартов………………………………………………………………….…….20

Глава 2. Анализ состояния управления качеством в ООО «Центрум»….…...33

2.1 Общая характеристика организации…………………………………….....33

2.2 Структура управления качеством  продукции и услуг…………………….46

2.3 Сертификация продукции и метрологическое  обеспечение……………...53

Заключение…………………………………………………………………….....63Список используемой литературы…………………………………………..….65

 

 

Введение

 

В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством. Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню организации работ. При внедрении тотального управления качеством главным в работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству продукции. Основой обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятия в условиях рынка служит конкурентоспособность, а значит, стабильность требуемого качества выпускаемой продукции. Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Улучшение качества выпускаемой продукции – важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка. Изделия наших объединений (предприятий) должны удовлетворять требованиям мировых образцов. Качество продукции – это не просто частная проблема, для отдельных производителей, это проблема общенациональная. И наиболее наглядно это можно видеть на примере послевоенного экономического развития Японии, которая стала признанным лидером в области качества.

Конкуренция — это тонкий механизм, реагирующий на любые изменения  рыночной ситуации, стимулирующий адаптацию  организаций к новым рыночным условиям. ориентация на самые высокие показатели в производстве продукции и оказании услуг должна стать стратегическим направлением деятельности всех субъектов российской экономики.

Сегодня в стране уже  существует общая заинтересованность руководителей страны и регионов, производителей и поставщиков продукции, населения в повышении качества продукции и услуг, а также  качества жизни. все больше российских предприятий стремятся получить сертификат на систему качества, поскольку без этого невозможен долгосрочный успех в бизнесе. Понятие «качество» распространяется на все виды деятельности: управление процессами на основе взаимовыгодного партнерства с постоянными потребителями; освоение новых рынков сбыта путем поставки конкурентоспособной продукции.

Всё это требует умения гибко и оперативно управлять  качеством. Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск добротной продукции диктуется  необходимостью обеспечения её безопасности и экологической чистоты, что  контролируется государственными органами на основе законов. И для того чтобы  успешно работать в условиях рынка  предприятие должно организовать у  себя современное управление качеством  и знать, как практически его  организовать на предприятии. Поскольку  качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное значение для управления качеством имеет  значение технологических работ  и организации производства. Управление качеством связано так же со стандартизацией, так как его основной нормативной  базой является стандарты, в которых  изложены требования к качеству, регламентирован  порядок проверки и оценки качества. Одной из основных функций управления качеством является контроль качества, который осуществляется соответственными измерениями. Отсюда – необходимость  значений метрологического обеспечения. Управление качеством обязательно  требует знания действующего законодательства в области качества. Основу конкурентоспособности продукции составляет и качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятии систем качества.

Цель работы: исследование системы управления качеством на промышленном предприятии с целью совершенствования управленческой деятельности на исследуемом предприятии.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

- изучение сущности управления качества и ее основных качеств;

- определение понятия  системы управления качеством  предприятия;

- исследование системы  управления качеством в ООО  «Центрум» по следующим направлениям:

- анализ элементов и  форм реализации управления качеством;

- исследование внешней  и внутренней среды, влияющей  на качество;

- предложения по совершенствованию  процесса.

Дипломная работа состоит  из 3-х частей. 1 глава носит теоретический  характер и определяет сущность, значение управления качеством.

Вторая глава практического  характера, носит аналитический  характер. В ней делается непосредственный упор на анализ предприятия, дается маркетинговая  характеристика исследуемого объекта.

Третья глава носит  рекомендательный характер.

Работа иллюстрирована рисунками, таблицами, диаграммами.

 

 

Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики

 

1.1 Понятие, сущность и  системный подход в управлении  качеством

 

Определение качества, данное ещё Гегелем, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость; Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть…» Иначе говоря – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделий, которая определяет изделие, как таковое и отличает его от другого. Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируется поставщиками при её создании с целью удовлетворения обусловленного или предполагаемых потребностей.

Управление качеством  – это методы и виды деятельности оперативного характера, включающие в  себя контроль качества, сбор и распределение  информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных  решений и их реализацию на всех этапах производства.

Управление качеством  включает в себя три элемента:

- субъект управления

- объект управления

- механизм воздействия

Управление качеством  осуществляется путём реализации управляющих  функций. Это – планирование, мотивация, организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение мероприятий. Все они взаимосвязаны между собой и их последовательная реализация представляет собой процесс управления качеством.

Под управлением качеством  продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия  на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Управление качеством  рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.

Управление качеством  – органическая часть общего управления производством и одна из его ветвей дерева целей.

Из этого определения  следует, что уровень качества продукции  должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает:

техническую подготовку производства;

входной контроль;

процесс изготовления продукции;

учет и финансовую деятельность;

контроль качества работы и продукции;

послепродажное обслуживание в эксплуатации.

Основными задачами управления качеством являются:

изучение рынка сбыта;

изучение национальных и  международных требований к выпускаемой  продукции;

разработка методов и  средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;

сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.

Процесс управления качеством  состоит из следующих операций:

разработка программы  управления, планирования и повышения  качества продукции;

сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;

выработка управленческих решений по управлению качеством  и подготовка воздействий на объект;

выдача управленческих решений;

С . Д Ильенкова , Н . Д . Ильенкова , В . С .Мхитарян ,С . Ю Ягудин и др. Управление качеством .ЮНИТИ , 2000

анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны  управленческими воздействиями.

В соответствии с приведенными определениями составлена схема процесса управления качеством, представленная на рисунке 1.1.

 

Рис. 1.1 Содержание процесса управления качеством продукции

 

Система качества – это  широкая организационная структура, которая выполняет не только функции  управления, качеством, но исключает  элементы из других сфер деятельности, влияющих на качество продаж. Это совокупность структур, относящихся к различным  сферам деятельности предприятия и  оказывающих большое влияние  на качество при выполнении своих  функций установленными методами с  использованием необходимых ресурсов предприятия. Центральной частью системы  качество являются служба качества, в состав, которой, как правило, включается: отдел технического контроля, отдел управления качеством, метрологическая службы, отдел стандартизации, и центральная лаборатория. Служба качества организует работу на предприятии, контролирует качество продукции, обеспечивает производство средствами измерений, проводит внутренние проверки системы качества, координируют, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур.

Цеха изготовители, конструкторские  и технические отделы, отдел снабжения, отдел труда, отдел подготовки кадров, склады и другие подразделения формируют  качество и выполняют другие функции, которые оказывают существенное влияние на качество. Эти подразделения  в совокупности со службой качества и составляют ту широкую организационную  структуру, которую принято называть системой качества. Это система призвана уже не только управлять качеством, но и обеспечивать качество продукции. Ибо, кроме выполнения управляющих функций, она должна создавать необходимую материальную базу и решать проблему заинтересованности и квалификации персонала, т.е. формировать все факторы, необходимые для обеспечения качества. Эта система и, в особенности, и ядро службы качества как раз и является тем самым субъектом управления качеством, который воздействует на производный процесс с целью обеспечения качества продукции на предприятии.

Используя сложившуюся в  отечественной теории и практике управления терминологию, среди таких  систем можно выделить какую-нибудь, к примеру, подсистему, например подсистему общего линейного менеджмента, целевые, комплексные, функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Система управления качеством продукции, созданная в соответствии со стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требованиям к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности; системе организации производства ; системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

Система управления качеством, как правило, включает:

    1. Задачи руководства (политика в области качества, организация работы по достижению установленного уровня качества);
    2. Систему документации (нормативной, плановой, правил и характеристик и др.)
    3. Документацию требований и их выполнимость;
    4. Качество во время разработки изделия (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
    5. Качество во время закупок (документацию, контроль);
    6. Обозначение изделий и возможность их контроля;
    7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
    8. Проверку качества (входные проверкимежоперационный контроль, окончательный контроль, документацию испытаний);
    9. Контроль за испытательными средствами;
    10. Корректирующие мероприятия;

11.Качество при хранения, перемещении , упаковке , отправке ;

12.Документирование качества;

13.Внутризаводской контроль за системой поддержания качества;

14.Обучение персонала;

15.Применение статистических методов контроля качества;

16.Анализ качества и систем принимаемых мер.

Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции. В качестве примера можно привести следующие системы показателей качества.

а) машин (технические показатели – мощность, точность, удельный расход ресурсов, надежность и др.- экономические капиталовложения, себестоимость, цена, рентабельность и др.);

б) труда - причины образования брака;

в) продукции – производственные, потребительские экономические (производственные и потребительские);

г) проекта – число исправлений при реализации;

д) технологии – число нарушений.

Политика в области  качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели. Она предусматривает:

1. Улучшение экономического положения предприятия расширение или завоевание новых рынков сбыта продукции;

Информация о работе Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики