Формирование и развитие системного подхода к управлению качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время управление деятельностью любой организации предусматривает использование различных подходов, способствующих более эффективному достижению стоящих перед ней целей. Однако важнейшим, интригующим является системный подход к управлению. Понятия «система» и «системный подход» в современном мире используются достаточно широко в различных областях знаний. Система часто определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, объединяемых в единое целое благодаря тому, что ее свойства не сводятся к свойствам составляющих ее элементов.

Файлы: 1 файл

111.docx

— 30.22 Кб (Скачать файл)

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПОРТА И ТУРИЗМА

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Управление качеством

На тему: Формирование и развитие системного подхода к управлению качеством

 

 

 

 

Выполнил

Студент 4 курса

Группы 10 ФЭМз2

Потапов Р.С.

 

Краснодар, 2013

Основные этапы развития системного подхода к управлению качеством

 

В настоящее время управление деятельностью  любой организации предусматривает  использование различных подходов, способствующих более эффективному достижению стоящих перед ней  целей. Однако важнейшим, интригующим  является системный подход к управлению.

Понятия «система» и «системный подход» в современном мире используются достаточно широко в различных областях знаний.

Система часто определяется как  совокупность взаимосвязанных элементов, объединяемых в единое целое благодаря  тому, что ее свойства не сводятся к  свойствам составляющих ее элементов. Основными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть система образующий, связи и взаимодействия элементов, сочетание и соответствие свойств элементов, и их совокупности в целом, целостность их совокупности внешней и внутренний среды. [1, стр. 73]

По мере усиления конкуренции на рынках сбыта развивались противоречие между внутренними и внешними целями изготовителя. С одной стороны производитель был заинтересован в решении таких проблем, как снижение производственных расходов, достижение максимальной прибыли, с другой стороны, он стремиться к расширению доли рынка, оборота и, следовательно, к обеспечению конкурентоспособности своей продукции. А поскольку конкурентоспособность товара, прежде всего, определяется тем, каким «видит» его качество потребитель, то по существу указанные противоречия с течением времени все в большей степени решались в пользу последнего. [2, стр. 71]

При открытии сущности системного подхода  к управлению базируется на собственности принципов, которые отражают его содержание и особенности:

  • Целостности;
  • Совместимости;
  • Элементов целого;
  • Функционально – структурного строения целого;
  • Мобилизации функций.

Системный подход представляет собой  явное выражение процедур определения  объектов как систем и служит способом их специфического системного исследования (описание, предсказание и т. д.). [1, стр74]

Американский ученый У. Тейлор предложил концепцию системного подхода на основе кадрового менеджмента, разделения ответственности, научного нормирования труда, иерархической структуры управления организацией. Итогом первого этапа развития систем качества может характеризоваться моделью системы управления качеством А. Фейгенбаума. (см. приложение 1)

Графически она изображена в  виде треугольника, боковые стороны  которого делятся на пять частей горизонтальными  линиями. Каждая часть, в свою очередь, подразделяются вертикальными линиями, что образует в общей сложности  во всех пяти частях 17 участков (функций) в их основе лежит контроль качества. [2, стр. 72]

Постепенно формовалась концепция  обеспечения качества, включая в  себя следующие постулаты:

  • Главная цель – потребитель должен получать только годные изделия, т. е. изделия соответствующие стандартам;
  • Отбраковка сохраняется как один из важных методов обеспечения качества;
  • Основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий. [2, стр. 73]

При управлении качеством фирмы  начинают учитывать внешние для них факторы, и в первую очередь покупательский спрос. Итогом этого этапа развития систем качества может характеризоваться моделью управления качеством Эттингера – Ситтига, которая графически изображена непрерывным кругом, разделенным на секторы (приложение 2). Каждый сектор отображает определенный состав функций. Данная модель представляет собой постоянные циклы управления качеством, которые включают в себя и контроль качества в процессе производства, и управление качеством процесса проектирования, сбыта продукции и гарантийного обслуживания. В отличии от модели Фейгенбаума эта модель учитывает и необходимость управлять функциональным качеством, и влияние спроса на качество продукции. Здесь каждый этап каждого цикла – изучение спроса. [2, стр. 75]

Дальнейшее развитие модели систем управление качеством продукции  получил Д. Джурана. Его модель представляла собой восходящую спираль (приложение 3), а не замкнутый треугольник или круг. Она предусматривает постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества продукции, что обуславливает полную ориентацию производства на требования потребителей и рынок сбыта. При этом цикл управления качеством начинается и заканчивается обследование рынка.

Г. Тагучи предложил при разработках изделий использовать функцию потерь качества, разработал методику планирования промышленных экспериментов. Указанные модели основой деятельности разработки в ведущих странах управление и обеспечение качества продукции. Положительный опыт такой деятельности отражен в международных стандартах ИСО серии 9000, устанавливающих требования к системам качества разработанных международной организацией по стандартизации ИСО (приложение 4) приведены типичные этапы жизненного цикла продукции. [2 стр. 78]

С целью формулировки сущности системного подхода к управлению качеством  воспользуемся терминологией МС ИСО 9000:2001. (приложение 5). Содержание системного подхода к управлению качеством заключается в определении взаимосвязанных процессов и управлении ими, осуществляемыми в организации, как системой для достижения ее целей в области качества, направленных на повышение результативности и эффективности деятельности организации. Таковой является система менеджмента качества, построенная на основе процессной модели.

Принятая во внимание, что в МС ИСО серии9000:2000 базовой категорией служит менеджер качества, система  управления качеством данных стандартах именуется системой менеджмента  качества и определяется как система  менеджмента для руководства  и управления организацией применительно  к качеству.

Система менеджмента качества, как и другие системы управления, включает субъекты и объекты управления.

Субъектами управления выступают  руководители различных уровней, осуществляющие управление качеством на соответствующем  уровне организации.

Объектами управления выступают: процессы, осуществляемые в организации; продукция, т. е. конечный результат деятельности предприятия; персонал в лице, как отдельных исполнителей, так и отдельных структурных подразделений, реализующих определенные функции в системе управления качества.

Взаимодействие между субъектами и объектами управления в данной системе осуществляется, с одной  стороны, в ходе реализации управляющего воздействия субъекта на объект управления путем принятия определенных управленческих решений в области качества, а  с другой – посредством механизма  обратной связи, благодаря которому субъект управления получает информацию о реализации принятых управленческих решений, а так же о функционировании объекта, о его соответствии задаваемым параметрам. Управляющая и управляемые подсистемы представляют собой взаимодействующие и взаимовлияющие составные части, что обеспечивает их единство в рамках системы управления качеством.

Таким образом, системы управления качеством должны характеризоваться:

  • Четко сформированной целью (политика и стратегия в области качества, планы по качеству);
  • Определенным составом, структурой специализированных управленческих органов (субъекты управления);
  • Точно очерченным контуром влияние системы на качество продукции, процессы, персонала, организацию в целом (объект управления);
  • Наличием прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления в системе.

Организации, начиная разрабатывать  систему управления качеством, как  правило, сталкиваются с проблемой выбора формы представления этой системы, а так же с проблемой сравнения существующих форм. Разрешить данные проблемы в определенной степени помогают модели систем управления качеством. В широком смысле модель представляет собой образец (мысленный или условный: изображение, описание, схему, чертеж, график, план и т. д.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заменителя», «представителя».

Разнообразные модели систем управления качеством присутствуют в международных  и национальных стандартах, в рекомендациях по разработке систем, в научной литературе. Реальные системы в определенной степени соответствуют или не соответствуют своим моделям.

В зависимости от формы представления  модели могут быть:

  • Описательные модели содержат текстовое описание систем управления качеством, формулировку их целей и задач, изложение функций и обязанностей отдельных лиц и структурных подразделений, характеристику требований, которым должна соответствовать система. Этот вид модели широко распространен, что объясняется:

– чрезвычайной сложностью, множественностью участников, глубокой дифференциацией и разнообразием функций, обязанностей и огромным массивом отражающейся и движущийся в системах качество техникой, организацией и экономичностью информации;

– пока еще ранней стадией использования достаточно осмысленного, но недостаточно разработочного в деталях системного подхода в организации деятельности в области качества.

Примерами таких моделей служат: модели менеджмента качества, содержащаяся в МС ИСО серии 9000:2000; модели, предлагаемые соответствующими национальными стандартами; руководство по качеству как документ, определяющий содержание системы в организации.

  • Графические модели позволяют наглядно представить систему управления качеством, ее составляющие и взаимосвязи с помощью простых графических средств (рисунков, схем, диаграмм), а также методов инженерной и компьютерной графики.

В графических моделях, как правило, не отображены требования к качеству, цели и задачи системы, поэтому требования определенные пояснения. [1, стр. 78]

Таким образом, и описательные, и  графические модели обладают как  достоинствами, так и недостатками:

 

Форма представления

Достоинства

Недостатки

описательные

Подробная характеристика системы, ее составляющие, взаимосвязей

Сложность представления общей структуры системы, ее составляющих, схемы прямых и обратных связей

графические

Наглядность представления, возможность отображения с разной степенью детализации и с различных ракурсов сущности системы управление качеством

Необходимость получения  определенных знаний и навыков для применения модели. Отсутствие подробного описания содержательной составляющей системы.


качество системный управление модель

Усилить достоинства приведенных форм и устранить их недостатки возможно с помощью смешанных, или комбинированных, моделей.

Смешанные модели представляют собой  комбинацию описательных и графических  моделей. [1, стр. 80]

Используя такой подход, группа по усовершенствованию процесса можно  разработать эффективную систему, обеспечивающую достижения главной  цели, принимая во внимание цели второго  уровня, которые работают на достижение главной цели. Системный подход предполагает четыре этапа:

1. Разработка технических условий на процесс.

2. Анализ смены процесса.

3. Установление каналов передачи данных.

4. документация на процесс.

Системный подход предусматривает  охват всего процесса, а не отдельных  под процессов [3, стр. 102].

 

Наименование функций

  • Управление производством продукции (товара, услуг, информации);
  • Управление бухгалтерским учетом;
  • управление техническими и социальным развитием;
  • управление техническим и социальным обеспечением;
  • управление технической
  • безопасностью;
  • управление трудом и
  • заработной платой.

управление качеством;

управление персоналом;

управление реализацией;

управление маркетингом;

управление экономикой;

управление финансами;

управление охраной;

управление рекламой;

стратегическое управление;

предпринимательская деятельность.


качество системный управление модель

Управление качеством как целенаправленное воздействие реализуется управляющими подсистемами, соответствующие организации:

  • Определить правильность цели в области качества;
  • Достичь цели, оптимально использовать ресурсы;
  • Установить и поддерживать соответствующие отношение между людьми в процессе труда (необходимую культуру);
  • Обеспечить постоянное совершенствование.

Третья из вышеперечисленного имеет  особое значение. Ее успешность решения  во многом предопределяет результативность упрпавляемого процесса.

Одной из целей реализации организационных  методов управления качеством –  способность такой организации  управляемого подсистемы, которая позволит обеспечить требуемое качество.

Информация о работе Формирование и развитие системного подхода к управлению качеством