Европейская политика в области качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование применяемой на предприятиях политики качества и оценка уровня ответственности за выпускаемую продукцию.
Задачами работы являются:
1) анализ путей обеспечения конкурентоспособности организации путем применения систем менеджмента качества (политики качества);
2) выявление влияние системы менеджмента качества на конкурентоспособность организации;
3) определение прав и полномочий руководства предприятия в области качества производимой продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ
1.1 Понятие качества и значение его повышения
1.2 Значение повышения качества продукции с целью увеличения ее конкурентоспособности
2 ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА ЗА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЮ
2.1 Политика качества как составляющий элемент конкурентоспособности
2.2 Организация и функционирование службы управления качеством на предприятии
2.3 Ответственность руководства предприятий за качество производимой продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Европейская политика в области качества.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

Применительно к продукции  конкурентоспособность представляет собой потенциальную возможность  продукции быть успешно реализованной  на рынке. Таким образом, конкурентоспособность  продукции может проявиться только при ее реализации в условиях конкурентного  рынка, выступая при этом в виде конкурентоспособности  товара.

Целью обеспечения конкурентоспособности  продукции и конкурентоспособности  товара является получение прибыли  в результате успешной реализации данной продукции на рынке.

Проводя сравнение товаров, предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственным  потребностям. При этом он стремится  добиться оптимального соотношения  между уровнем потребительских  свойств изделия и расходами  по его приобретению и использованию, то есть получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат.

По отношению к конкретной потребности указанное соотношение  может быть достигнуто целым рядом  различных товаров благодаря  наличию у них аналогичных  свойств. Соответственно все они  будут обладать способностью, удовлетворять  данную потребность и по отношению  к ней могут рассматриваться  как взаимозаменяемые.

Таким образом, политика в  области качества и обеспечения  конкурентоспособности производимых товаров направлена на:

1.  продажу товаров  по более низким ценам, чем  конкуренты. Она имеет многоцелевое  назначение: низкая цена может  служить инструментом проникновения  на новые рынки; низкая цена  используется фирмой как барьер  против выхода на рынок конкурентов;  в ряде случаев фирмы проводят  снижение цен как ответ на  действия конкурентов. Ценовая  конкуренция направлена на повышение  конкурентоспособности товара на  рынке, то есть цена выступает составляющим элементом конкурентоспособности товара. Причем, следует отметить, что покупателя интересуют полные затраты на приобретение и эксплуатацию данного изделия.

2.  базирование на отличительных  особенностях товаров по сравнению  с конкурентами. Эти отличительные  особенности могут быть связаны  непосредственно с качеством  самой продукции; с конкурентоспособностью  предложения; с фирмой-производителем данного товара.

Рассматривая качество продукции, как составляющий элемент ее конкурентоспособности, необходимо принимать во внимание те свойства продукции и уровень  параметров их определяющий, которые  представляют интерес для потребителя  и обеспечивают удовлетворение его  потребностей.

Потребитель формирует в  своем сознании некоторое «ожидаемое качество», которое, по его мнению, должно быть достигнуто в процессе покупки  и использования товара. Производителю  и продавцу продукции необходимо понять взаимосвязи и взаимозависимости  между реальным качеством продукции  и «ожидаемым качеством», которое сформировано. Соответственно эти взаимосвязи могут быть достаточно противоречивы, чтобы достичь в этом направлении соответствующего консенсуса производителя и потребителя продукции, необходимо, с одной стороны, исследовать и сформировать ожидаемые потребности, а, с другой стороны, обеспечить их удовлетворение.

Политика в области  качества продукции также должна производиться по организационно-коммерческим направлениям, к которым можно  отнести способы продвижения  продукции на рынке, условия контракта, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д. Значительная часть организационно-коммерческих условий фиксируется договором  или контрактом купли-продажи товара. В этих документах указываются:

1.  обязанности продавца  и покупателя по доставке т.д.;

2.  сроки поставки товаров;

3.  условия платежей;

4.  упаковка и маркировка  товаров;

5.  гарантии продавцов;

6.  штрафные санкции  и возмещение убытков;

7.  страхование;

8.  форс-мажорные обстоятельства;

9.  судебные разбирательства  споров и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация  и функционирование службы управления  качеством на предприятии

Управление качеством  как функциональная подсистема должна иметь определенное место в организационной  структуре предприятия.

На протяжении ХХ-го столетия функция управления и обеспечения качества на предприятии организационно меняла свой статус:

1.  Изначально функция  качества поручалась отделам  технического контроля (ОТК), работа  которых была ориентирована на  качество произведенных товаров  и обеспечение функционирования  производственного процесса без  брака. Кадровый состав отделов  в основном был представлен  инспекторами-контролерами, в функцию  которых входило управление работой  расставленных по участкам контролеров.  Одним из вариантов подотчетности  ОТК стало непосредственное подчинение  директору завода.

2.  После Второй мировой  войны появились отделы контроля  качества, т.е. подразделения, специализирующиеся  на планировании и анализе  качества, которые были ориентированы  больше на предупреждение дефектов, чем на контроль. В организационной  структуре предприятия появилась  должность менеджера по качеству (директор по качеству), которому  подчинялись главный контролер,  отдел контроля качества и  связанные с ним службы. В 50-х  годы была введена должность  инженера по надежности, для которых,  были созданы отдельные подразделения,  появившиеся затем в отделах  качества.

3.  В 60-е годы произошло  закрепление за функцией качества  деятельности получившей название "обеспечение (гарантия) качества. Со временем отделы контроля  качества и их восприемники  – отделы качества приобретали  все более широкий круг задач.

Одним из составляющих элементов  системы управления качеством на стадиях производства и реализации промышленной продукции является организация  и проведение технического контроля качества. Технический контроль –  это проверка соответствия продукции  или процесса от которого зависит качество продукции, установленным стандартам или техническим требованиям. Основной задачей технического контроля на предприятии является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции, состоянии оборудования и технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований стандартов и технических условий.

Основными задачами технического контроля являются:

1.  предотвращение выпуска  продукции, не соответствующей  требованиям стандартов, технических  условий, эталонов, технической документации, договорным условиям;

2.  укрепление производственной  дисциплины и повышение ответственности  всех звеньев производства за  качество выпускаемой продукции.  Продукция предприятия может  быть реализована только после  приемки ее ОТК. Функции технического  контроля во многом определяются  задачами и объектами производства. Организация на предприятии технического  контроля предполагает планирование  и разработку методов контроля  качества продукции и его проведение.

Планирование и разработка методов контроля качества включает:

1.  планирование контроля  качества и технических средств  контроля;

2.  сбор информации  о качестве, определение затрат  на обеспечение качества, обработку  информации и анализ данных  о качестве из сферы производства  и эксплуатации;

3.  разработку методик  контроля, обеспечивающих сравнимость  и надежность результатов контроля  качества.

Контроль качества включает:

1.  входной контроль  качества сырья, основных и вспомогательных

материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятий;

2.  производственный пооперационный  контроль за соблюдением установленного технического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции;

3.  систематический контроль за состоянием оборудования, контрольно-измерительных приборов новых и находящихся в эксплуатации приспособлений и другие проверки;

4.  контроль моделей  и опытных образцов;

5.  контроль готовой  продукции.

Возглавляет ОТК начальник  отдела, непосредственно подчиняющийся  директору предприятия. Начальник  ОТК имеет право прекратить приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся  дефекты, до устранения причин, вызывающих эти дефекты, запретить использование  сырья, материалов, комплектующих изделий  и инструмента, не отвечающих установленным  требованиям изготовления новой  продукции. При возникновении брака  начальник ОТК предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия  по устранению причин возникновения  дефектов продукции и предоставляет  руководству предложения о привлечении  к ответственности должностных  лиц и рабочих, виновных в изготовлении бракованной продукции. Начальник  ОТК наравне с директором и  главным инженером предприятия  несет ответственность за выпуск недоброкачественной или несоответствующей  стандартам и техническим условиям продукции. В состав ОТК в зависимости от производственных особенностей предприятия могут входить:

1.  специалисты технического  контроля, территориально размещаемые  в основных и вспомогательных  цехах;

2.  специалисты по внешней  приемке, обеспечивающие входной  контроль материалов и комплектующих  изделий;

3.  специалисты по заключительному  контролю и испытаниям готовой  продукции;

4.  специалисты по анализу  и учету брака и рекламаций;

5.  измерительная лаборатория  и ее контрольно-поверочные пункты, контролирующие состояние инструмента  и оснастки, в том числе используемые  при контроле качества;

6.  специалисты, осуществляющие  поверочный контроль качества  продукции и целевые проверки  соблюдения технической дисциплины.

 

 

 

 

 

2.3 Ответственность  руководства предприятий за качество  производимой продукции

Так, как на поставку продукции  составляются договоры и контракты, то в большинстве контрактов содержатся коммерческие гарантии качества, которые  представляют обязательства продавца предоставить покупателю товар, обладающий в течение установленного периода  определенными свойствами. В случае несоответствия свойств товара гарантийным  характеристикам покупатель имеет  право предъявить продавцу претензию  в течение установленного гарантией  срока. При рассмотрении претензий  покупателю может быть предоставлена  возможность потребовать от продавца устранения дефектов, замены дефектного изделия, проведение уценки товаров, отказа от товара и возврата выплаченных  денег.

С целью повышения продвижения  товара на рынке в контракте может  предусматриваться проверка качества либо приемка товаров на предприятиях поставщиков, что даст возможность  своевременно обнаружить дефекты. Проверка ведется выборочно и не лишает покупателей права предъявлять  претензии по дефектам, обнаруженным в течение гарантии. Приемка товаров  на заводах поставщиков осуществляется в случаях, когда невозможно ее сделать  после получения товара и проводится специалистами покупателей или  привлеченными контрольными фирмами.

Процесс урегулирования претензий  по качеству в определенной мере зависит  от остроты конкуренции на рынке, от желания продавца повысить уровень  конкурентоспособности своих товаров  на рынке. В этой связи продавец ищет взаимоприемлемые решения по удовлетворению претензий покупателя даже за пределами  гарантийного срока.

Контракты предусматривают  также материальную ответственность  сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.

Штрафные санкции к  продавцам могут быть предусмотрены  за просрочки в поставках товаров, за поставки товаров низкого качества, некомплектные поставки и др.

Кроме штрафных санкций в  контрактах может быть предусмотрено  возмещение убытков за причиненный  моральный ущерб, вызванный нарушением договорных обязательств. Причем, подобные взыскания не освобождают от выполнения обязательств по поставкам. Определенное влияние на конкурентоспособность  товара оказывают условия доставки товара и варианты страхования от транспортных рисков; фиксирование в  контрактах обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства) и действий продавца и покупателя по выполнению взаимных контрактных обязательств, в случае наступления подобных обстоятельств; порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами в процессе реализации контракта.

Реальные возможности  обеспечения качества производимой продукции предприятия находятся  в сфере факторов внутренней среды. Однако воздействовать на эти факторы  можно с разной степенью эффективности. Как правило, значительных капиталовложений и длительного срока окупаемости  требуют инновационные изменения  технико-технологических условий  работы. Между тем, при существующем в мире высоком уровне развития научно-технического прогресса производственный потенциал  предприятий, который составляет значительную часть экономического потенциала, практически  определяется используемыми в производстве современными технологиями.

Информация о работе Европейская политика в области качества