Добровольная сертификация в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность сертификации обусловлена тем, что потребители все большее внимание обращают уже не на стоимость товара или услуги, а на качество. Представить себе современный мир без сертификации довольно сложно. Может показаться, что сертификация необходима только для того, чтобы ряд организаций, занимающихся сертификацией, получали прибыль и создавали рабочие места. На самом деле это не совсем так. При отсутствии сертификации возникнет настоящий хаос. Производители получат возможность уменьшать себестоимость своей продукции путём ухудшения качества и, что гораздо важнее, безопасности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАЦИИ
1.1 Понятие и цели добровольной сертификации_______________________6
1.2 История возникновения добровольной сертификации________________8
1.3 Проведение добровольной сертификации__________________________10
ГЛАВА 2.
2.1 Недостатки и преимущества добровольной сертификации____________15
2.2 Тенденции развития добровольной сертификации в РФ ______________18
2.3 Сравнение добровольной и обязательной сертификации______________24
ВЫВОД__________________________________________________________26
Список использованных источников__________________________________27

Файлы: 1 файл

курсовая метро.docx

— 209.28 Кб (Скачать файл)

Сертификат выдаётся на один или три года, как исключение –  на пятилетний срок. Законом предусмотрена  его пролонгация. Знак соответствия (или знак РСТ) представляет собой специальное обозначение, которое наносится на товар (его упаковку, этикетку или товарный ярлык), и информирует потребителя, что данный товар сертифицирован (имеет сертификат) и соответствует установленным на такой тип продукции требованиям.( приложение Б)

В тех случаях, когда схема  сертификации, которая была использована, предусматривает указанную процедуру, проводится плановый периодический  контроль.

Если в системе, в которой  вы проходили сертификацию, предусмотрен собственный знак соответствия, владельцу  вновь выданного сертификата  предоставляется соответствующее  право на его использование.

Пакет документов:

Как было упомянуто выше, на первом этапе заявитель готовит  и подаёт в избранный орган  по сертификации пакет необходимых  документов. Их перечень существенно  зависит от того, где изготовлена  продукция, проходящая сертификацию.4 В качестве варианта приведём список основных документов, которые необходимо подготовить для импортного товара, добровольную сертификацию которого планируется провести в системе сертификации ГОСТ России:

  1. контракт на поставку, плюс инвойс;
  2. перечень продукции, представляемой для проведения сертификации в добровольном порядке;
  3. описание товаров (фотографии, буклеты, чертежи…);
  4. документы, в которых содержатся основные ТТХ продукции (ИЭ, паспорт, ИО и т.п.);
  5. имеющиеся у лица, выступающего в качестве заявителя, сертификаты, которые получены ранее. Сертификат ISO представляется в обязательном порядке; 
  6. если заявителем выступает третье лицо, то оно предоставляет доверенность на своё имя, оформленную производителем продукции, которой заявителю предоставляется право осуществлять добровольную сертификацию указанной продукции;
  7. развёрнутые реквизиты заявителя;
  8. юридический адрес организации-производителя;
  9. пожарный сертификат и/или СГР ТС (по необходимости);
  10. протоколы испытаний, которые проводились ранее;
  11. документальное подтверждение статуса заявителя.

Для товаров, произведённых  в России, список будет выглядеть  следующим образом:

  1. комплект регистрационных и уставных документов организации-изготовителя;
  2. документы на производственные помещения (подтверждение права собственности, либо долгосрочной аренды);
  3. зарегистрированные согласно законодательству РФ ТУ (при необходимости);
  4. документы, в которых содержатся основные ТТХ продукции (паспорт, и т.п.);
  5. технологические карты (технологический регламент) производства товаров, которые представляются на сертификацию;
  6. ассортиментный перечень товаров;
  7. планы цехов (иных производственных помещений), список применяемого при изготовлении сертифицируемой продукции оборудования, оценка фактического состояния производства (если требуется);
  8. пожарный сертификат и/или СГР ТС (по необходимости);
  9. необходимые разрешения на организацию производства (ГПН МЧС РФ, СЭС);
  10. комплект сертификатов на использованные материалы, комплектующие, сырьё (по требованию органа по сертификации);
  11. результаты, полученные в ходе заводских испытаний.

После того, как заявитель  предоставит в орган по сертификации вышеприведённый пакет документов он согласует с органом по сертификации и утверждает перечень параметров и  нормативных актов, которые подлежат сертификации. вся указанная информация в последующем заносится в добровольный сертификат соответствия.

В тех случаях, когда это  предусмотрено действующим законодательством  России, требуется в обязательном порядке провести сертификацию товара. Даже если на него уже имеется оформленный  в добровольном порядке сертификат соответствия. Это основное отличие  российского законодательства от общемирового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

2.1 Недостатки и преимущества добровольной сертификации

Добровольная сертификация как инструмент оценки и подтверждения  соответствия товаров, услуг и субъектов  рынка необходима и выгодна не только производителю, но и потребителю продукции.  
    Производителю наличие такого сертификата позволяет более результативно продвигать свою продукцию на рынках сбыта. В лице органа по сертификации он находит надежного и влиятельного партнера, который своей мощной информационной поддержкой может оказать серьезное влияние на рынок и содействовать росту объемов продаж. Орган по сертификации в процессе оценки товара на основе имеющейся информации о требованиях покупателей в состоянии дать производителю рекомендации, выполнение которых также будет способствовать росту продаж. 
    В случае покупателей необходимо отметить следующее. 
    Сертификация осуществляется на основе договора между заявителем (изготовителем) и органом по сертификации. Этот договор определяет не только обычные условия любого договора (предмет, цена и др.), но и условия, защищающие интересы покупателя продукции (услуг), устанавливая ответственность изготовителя и органа по сертификации. В частности, одним из таких условий является обязательство изготовителя выпускать продукцию, соответствующую требованиям, на которые она была сертифицирована (т. е. вся выпускаемая продукция должна быть идентичной сертифицированному образцу). Кроме того, договор предусматривает обязанность заявителя сообщать органу по сертификации о внесении корректив в конструкторскую документацию и технологии, что позволяет последнему принять меры по недопущению изменений, способных привести к ухудшению потребительских свойств товара или нарушению других условий сертификации, и при необходимости прекратить действие сертификата соответствия с уведомлением об этом покупателей данного вида продукции. 
    Следует также иметь в виду, что процесс сертификации не завершается выдачей заявителю сертификата соответствия, а продолжается на протяжении всего срока действия этого документа. Орган по сертификации должен систематически контролировать соблюдение держателем сертификата всех условий и требований сертификации, в том числе анализировать информацию о сертифицированном объекте и проводить инспекционные проверки.  
    В случае обнаружения каких-либо нарушений и недостатков орган по сертификации обязан приостановить или прекратить действие выданного ранее сертификата, уведомив об этом покупателей. 
    Описанные способы юридического обеспечения интересов покупателей дополняются и, можно сказать, гарантируются установленными в законе мерами по государственному контролю за органами по добровольной сертификации. Этот контроль осуществляется путем регистрации систем добровольной сертификации в федеральном органе исполнительной власти. В процессе регистрации проверяется легитимность учредителей системы и органов по сертификации, анализируются правила функционирования системы, определяются объекты, на которые распространяется ее действие, устанавливается порядок ведения работ и их оплаты, а также виды и порядок применения знаков соответствия системы. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, в который любой субъект рынка может обратиться за получением необходимых справок о системе. 
    Другой формой контроля за органами по добровольной сертификации является их аккредитация. Согласно ст. 31 закона <О техническом регулировании> аккредитация органов по сертификации осуществляется в целях подтверждения их компетенции и независимости от каких-либо органов и организаций, в том числе государственных, хозяйствующих субъектов, что является основой доверия к ним и покупателей, и продавцов. Если к этому добавить, что при добровольной сертификации испытания проводятся в аккредитованных лабораториях, а к инспекционным проверкам привлекаются квалифицированные эксперты, то можно сделать вывод о том, что объективность и обоснованность решений органов по добровольной сертификации не меньше, чем у органов по обязательной. Разница только в требованиях, на соответствие которым они ведутся. Причем если обязательная сертификация проводится исключительно на соответствие требованиям технических регламентов, то добровольная - на соответствие любым другим предусмотренным законом документам и, что особенно важно, на соответствие требованиям договоров и самой системы добровольной сертификации. 
    Сертификация продукции (услуг) на соответствие требованиям договоров позволяет покупателям не только полно и ясно сформулировать свои, в том числе специальные, требования к товару, но и получить авторитетное подтверждение того, что он действительно соответствует этим требованиям. Для покупателя очень важна и возможность подтверждения органом по добровольной сертификации способности продавца обеспечить стабильность качества предлагаемого им товара (продукции или услуги). Покупателям, входящим в отрасль электроэнергетики, в данной сфере помогает процедура добровольной системы сертификации, рекомендованная решением правления ОАО <РАО "ЕЭС России"> № 871 от 21.07.2003 г. Эта процедура предусматривает проверку и оценку компетентности, дееспособности и финансовой устойчивости производителя (исполнителя, поставщика) сертифицируемого товара (услуги). В процессе добровольной сертификации проверяется не только собственно продукция, но и вся техническая документация (конструкторская, технологическая, проектная и др.); наличие и состояние технологического оборудования, оснастки и инструмента; технологическая дисциплина; система контроля качества (входного, пооперационного, готовой продукции), а также элементы производства, включая наличие на предприятии системы контроля качества. 
    Таким образом, можно утверждать, что добровольная сертификация позволяет не только <отсеять> неподходящих партнеров, но и реализовать упреждающий входной контроль продукции, причем с существенно более широкой областью приложения.

 

2.2 Тенденции развития добровольной сертификации в РФ

     Добровольная сертификация рассматривается как основной инструмент рыночного регулирования качества и конкурентоспособности продукции, услуг, работ и других объектов.

В новой концепции технического регулирования, направленной на ликвидацию излишних административных барьеров для  производителей и поставщиков и  одновременно на надлежащее обеспечение  права граждан России на безопасность продукции, значительное место отведено усилению роли одного из механизмов подтверждения  соответствия - добровольной сертификации. Добровольная сертификация рассматривается  как основной инструмент рыночного  регулирования качества и конкурентоспособности  продукции, услуг, работ и других объектов. Расширение сферы применения добровольной сертификации основано не только на использовании зарубежного  опыта (добровольная сертификация в  международном сообществе рассматривается  как основная форма применения подтверждения  соответствия третьей стороной), но и на отечественном опыте деятельности систем добровольной сертификации.

В таблице 1. представлены основные особенности добровольной сертификации в рамках действовавшего до 1 июля 2003 г. Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

Согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции  и услуг» государственную регистрацию  систем добровольной сертификации осуществлял  Госстандарт России. Предлагаемый анализ систем добровольной сертификации основан  на информации Государственного реестра.

Увеличение числа систем добровольной сертификации в последнее  время можно объяснить, во-первых, сокращением сферы обязательной сертификации, исключением из нее  некоторых видов продукции, услуг  и работ. Кроме того, ограничение видов лицензируемой деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" стимулировало использование механизма добровольной сертификации в целях обеспечения уверенности потребителей в надлежащем качестве товаров, работ и услуг.

Как следует из данных Государственного реестра, наиболее заинтересованы в  создании систем добровольной сертификации представители бизнес-сообщества (около 25% систем зарегистрировано от лица коммерческих предприятий, 15% - от лица ассоциаций и союзов предпринимателей). Это можно объяснить стремлением российских производителей и поставщиков обеспечить конкурентоспособность на отечественном рынке товаров, работ, услуг.

Более 10% систем добровольной сертификации создано федеральными органами исполнительной власти; в  этом случае велика вероятность возникновения "ведомственной" сертификации, носящей  принудительный характер. Следует отметить, что в рамках нового механизма  технического регулирования подобная ситуация становится невозможной, так  как статьей 19 Федерального закона "О техническом регулировании" установлена "недопустимость принуждения  к осуществлению добровольного  подтверждения соответствия, в том  числе в определенной системе  добровольной сертификации".

Анализ информации о зарегистрированных системах добровольной сертификации позволяет  выделить 5 обобщенных видов объектов сертификации в этих системах: продукция; услуги и работы; системы качества (системы менеджмента качества), производства; персонал.

При этом по количеству объектов все зарегистрированные системы  можно разделить на "монообъектные" (в которых сертифицируется только один вид объектов) и "полиобъектные" (в область деятельности которых включены два или больше видов объектов сертификации). Большинство зарегистрированных систем добровольной сертификации (74%) можно отнести к "монообъектным" системам. Из них около половины распространяются на сертификацию услуг (работ).

Учитывая тенденции к  сокращению области применения обязательной сертификации, создание систем добровольной сертификации, особенно образованных объединениями производителей, становится наиболее перспективным направлением обеспечения необходимого уровня качества потребительских товаров и услуг. Разработка нормативных документов, содержащих требования именно к качеству выпускаемой продукции, в том  числе для новых ее видов, и  подтверждение соответствия этим требованиям  при добровольной сертификации может  обеспечить повышение конкурентоспособности  товаров и услуг, предоставляемых  на потребительский рынок Российской Федерации.

Вступивший в силу 1 июля 2003 г. Федеральный закон "О техническом  регулировании" регулирует правовые отношения, возникающие в том числе в области подтверждения соответствия. Федеральным законом "О техническом регулировании" предусмотрено обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Понятие "добровольное подтверждение соответствия" впервые появляется в статье  
19 ФЗ.5 Среди целей подтверждения соответствия (статья 18 ФЗ) отдельно сформулирована цель, направленная на осуществление добровольного подтверждения соответствия, а именно: повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках.

Таким образом, в рамках нового законодательства добровольная сертификация рассматривается как основной инструмент рыночного регулирования качества и конкурентоспособности продукции, услуг, работ и других объектов. Расширение сферы применения добровольной сертификации основано не только на использовании  зарубежного опыта (добровольная сертификация в международном сообществе рассматривается как основная форма применения подтверждения соответствия третьей стороной), но и на отечественном опыте деятельности систем добровольной сертификации. Добровольному подтверждению соответствия посвящена 21-я статья ФЗ, которая содержит прямые нормы, устанавливающие требования к созданию систем добровольной сертификации и участникам добровольного подтверждения соответствия.

В отличие от утратившего  силу Закона Российской Федерации "О  сертификации продукции и услуг", в новом Федеральном законе "О  техническом регулировании" сформулированы не только цели, но и принципы подтверждения  соответствия. Два из них непосредственно  относятся к добровольному подтверждению  соответствия:

- недопустимо принуждать  к осуществлению добровольного  подтверждения соответствия, в том  числе в определенной системе  добровольной сертификации;

- недопустимо подменять  обязательное подтверждение соответствия  добровольной сертификацией. 

Основные нормы, установленные  в новом законодательстве применительно  к добровольной сертификации, приведены  в таблице 2.

В качестве нормативной базы подтверждения соответствия могут  использоваться национальные стандарты, стандарты организаций, а также  требования, установленные в документах системы добровольной сертификации, и условия договоров.

Таким образом, не только перечень объектов, но и перечень подтверждаемых при добровольном подтверждении  соответствия требований в новом  законодательстве значительно расширен. Это позволит более широко использовать добровольную сертификацию как действенный  инструмент повышения конкурентоспособности и достижения преимущества на рынке.

В рамках нового законодательства систему добровольной сертификации может создать как юридическое  лицо (или индивидуальный предприниматель), так и несколько юридических  лиц или индивидуальных предпринимателей. Объекты добровольной сертификации, требования, подтверждаемые при сертификации, участников системы, правила выполнения работ и порядок их оплаты устанавливают  создатели системы добровольной сертификации.

Добровольное подтверждение  соответствия является одной из неотъемлемых составляющих механизма оценки соответствия, установленного новым Федеральным  законом "О техническом регулировании". Учитывая, что в технических регламентах, предусмотренных этим законом, могут  устанавливаться только минимальные необходимые требования по безопасности продукции, процессов ее производства, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации, возрастает роль добровольной сферы подтверждения соответствия в обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции, работ, услуг. Именно добровольное подтверждение соответствия, а точнее, добровольная сертификация становится основным механизмом обеспечения их надлежащего качества и способом достижения соответствующего места на рынке.

Информация о работе Добровольная сертификация в РФ