Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 01:54, реферат
Стратегия является важным инструментом управления развитием  фирмы, методология формирования которой  основывается как на классических подходах к процессу выбора альтернатив, известных  в теории принятия управленческих решений, так и на современных методах  стратегического анализа, опирающихся  на концепцию конкурентных преимуществ, определение стратегической зоны хозяйствования и стратегического потенциала предприятия.
Анализ существующих подходов к разработке и реализации стратегии  позволяет нам выделить в качестве их основного недостатка линейность в построении стратегических перспектив.
Введение 3
1 Сущность  понятия «вид бизнеса», «портфельная  стратегия» и этапы процесса  разработки портфельной стратегии  как части общего стратегического  плана компании 5
2 Процесс  портфельного анализа 7
3 Диверсификация  портфеля при создании торговых  стратегий 10
Заключение 16
Список литературы 17
Оглавление
Введение 3
1 Сущность 
понятия «вид бизнеса», «портфельная 
стратегия» и этапы процесса 
разработки портфельной 
2 Процесс портфельного анализа 7
3 Диверсификация 
портфеля при создании 
Заключение 16
Список литературы 17
 
Стратегия является важным инструментом управления развитием фирмы, методология формирования которой основывается как на классических подходах к процессу выбора альтернатив, известных в теории принятия управленческих решений, так и на современных методах стратегического анализа, опирающихся на концепцию конкурентных преимуществ, определение стратегической зоны хозяйствования и стратегического потенциала предприятия.
Анализ существующих подходов 
к разработке и реализации стратегии 
позволяет нам выделить в качестве 
их основного недостатка линейность 
в построении стратегических перспектив. 
Это обуславливает актуальность 
вопроса формирования модели, позволяющей 
анализировать тенденции в 
Изучение зарубежного и отечественного опыта свободного организационного развития показывает, что:
- в наши дни как у 
организаций, выстраивающих 
- в современном хаотично 
меняющемся организационном 
- в организациях, не имеющих 
четко сформулированной 
- успех сопутствует тем 
организациям, чьи стратегии нацелены 
на активное использование их 
внутреннего потенциала для 
- ни разработка и осуществление 
эффективной стратегии, ни 
Характер экономических отношений в обществе предопределяет и характер управления и, соответственно, планирования. В условиях административно-командной системы управления, характерной для централизованной государственно регулируемой экономики, вопросы перспективного планирования производственно-хозяйственной деятельности и развития организации занимали, мягко говоря, далеко не первые позиции среди вопросов, стоящих перед управленцами предприятий и организаций.
В современных условиях хозяйствования повышается роль менеджмента и маркетинга в управлении деятельностью предприятий всех отраслей деятельности, как торговых, так и производственных. Рынок играет важную роль в экономике нашей страны, повышении благосостояния граждан.
Целью моей работы является раскрытие мер и подходов к формированию портфельной стратегии товарной компании.
 
Под стратегическим планированием мы понимаем процесс планирования долгосрочных целей (целей развития) хозяйственной системы и путей их достижения. Предмет стратегического планирования составляет планирование продуктово-ассортиментной программы и потенциала предприятия.
Стратегическое планирование является первым и важнейшим этапом процесса управления развитием организации. Задача стратегического планирования в условиях нестабильной внешней среды заключается в выборе и организации такой деятельности предприятия, которая вела бы к достижению поставленных целей, несмотря на негативное влияние внешней среды.
Стратегическое планирование как деятельность, направленная на будущее предприятия, имеет непосредственное отношение к принятию инвестиционных решений, так как призвана обеспечить согласование долгосрочных целей предприятия и использование ресурсов, которые должны обеспечить достижение этих целей.
Под портфельной стратегией диверсифицированного предприятия понимается определение перспектив различных видов бизнеса и принятие решений об инвестировании средств в развитие. Основными задачами при этом являются:
− оценка и обеспечение баланса портфеля с точки зрения поддержания равновесия между бизнес-единицами, требующими инвестиций или приносящими доход;
− формирование четких задач каждой бизнес-единицы в соответствии с занимаемой позицией на рынке.
В экономической литературе понятие «бизнес» обычно рассматривается весьма обобщенно, как определенный самостоятельный вид деятельности, приносящий доход. Для уточнения организационно-управленческих механизмов формирования портфельной стратегии предприятия нами предлагается рассматривать отдельный вид бизнеса в 2-х измерениях: организационно-правовом (организационная или внутренняя среда) и рыночном (внешняя среда). Первое характеризует организационную или внутреннюю среду бизнеса компании, второе – внешнюю рыночную.
Организационная среда в общем случае рассматривается в фокусе стратегической бизнес-единицы (СБЕ). Однако в практике управления многих российских компаний структура управления остается линейно-функциональной, и выделяемые при этом бизнес-единицы (товарные группы, производства, дивизионы) имеют номинальный статус единиц планирования, а разработку и реализацию стратегии для них осуществляет центральный аппарат.
Рыночную среду можно 
рассматривать как 
Наиболее часто в литературе рассматривается 2-х или 3-х уровневая модель, отражающая этапы процесса формирования стратегии компании.
Крупная диверсифицированная фирма, состоящая из нескольких подразделений, которые выступают в качестве дивизионов или стратегических бизнес-единиц, имеют, как правило, три уровня стратегических решений: корпоративный, деловой и функциональный.
Согласно авторской позиции, процесс формирования портфельной стратегии имеет два уровня. Вначале на уровне СБЕ оцениваются перспективы (позиции) различных областей бизнеса и формируются обобщенные планы развития и инвестиционные проекты по выбранным направлениям. Затем эти планы рассматриваются и согласуются на высшем корпоративном уровне, и принимаются окончательные решения о развитии определенных направлений.
Разработке портфельной стратегии должен предшествовать стратегический анализ внутренних возможностей компании и ее внешнего окружения (SWOT-анализ).
Если СБЕ действуют в одной области бизнеса, или система управления централизована, и управление деятельностью в стратегических областях бизнеса осуществляется из одного центра, центр тяжести проведения портфельного анализа переносится на корпоративный/верхний уровень.
Процесс портфельного анализа осуществляется по следующей схеме:
1. Все виды деятельности компании (ассортимент продукции) разбиваются на стратегические единицы бизнеса (СЕБ).Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Задача идентификации или выделения СЕБ достаточно сложна. По мнению специалистов, СЕБ должна соответствовать следующим критериям:
а) обслуживать рынок, а 
не работать на другие подразделения 
организации. Считается, что если свыше 
60% продукции бизнес-единицы 
б) иметь своих потребителей и конкурентов;
в) самостоятельно планировать и осуществлять производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;
г) оценивать свою деятельность на основе учета прибылей и убытков;
д) руководство бизнес-единицы должно контролировать ключевые факторы успеха, которые определяют успех на рынке.
Руководствуясь указанными 
критериями, менеджеры решают, что 
собой представляет СЕБ: отдельную 
фирму, подразделение организации, 
продуктовую линию или 
2. Определяется относительная 
конкурентоспособность этих 
3. Разрабатывается стратегия 
каждой СЕБ, и бизнес-единицы 
со схожими стратегиями 
4. Руководство оценивает 
стратегии всех СЕБ с точки 
зрения их соответствия 
Достоинствами портфельного анализа являются возможность логического структурирования и наглядного представления стратегических проблем организации, применимость в качестве основы для генерирования стратегий, относительная простота представления результатов, акцент на качественные стороны анализа. Кажущаяся простота матричных методов обманчива, так как они требуют полной и надежной информации о состоянии рынков, о сильных и слабых сторонах организации и ее основных конкурентов. Проведение такого анализа предполагает проведение большой работы по сегментации рынка, по сбору информации, которая может отсутствовать в явном виде и должна извлекаться из самых разных источников.
Недостатками портфельного анализа является использование данных о текущем состоянии бизнеса, что позволяет получить картину настоящего (или даже недавнего прошлого), которую опасно экстраполировать в будущее. Кроме того, выводы, сделанные на основании анализа портфеля дают лишь общую ориентацию и требуют уточнения и детализации [7, с. 326-328].
Различными авторами и 
консультационными фирмами 
1  | 
  Матрица рост-доля рынка, разработанная Бостонской консалтинговой группой БКГ  | 
2  | 
  Матрица общественного сектора, разработанная Дж. Монтанари и Дж. Брэкером  | 
3  | 
  Матрица возможностей товар-рынок, предложенная известным американским специалистом по стратегическому менеджменту Игорем Ансоффом  | 
4  | 
  Матрица привлекательность 
  отрасли-сильные стороны (конкурентоспособность) 
  СЕБ, разработанная фирмами «  | 
5  | 
  Матрица направленной политики, 
  разработанная Британско-  | 
6  | 
  Матрица анализа эволюции рынка, разработанная Чарльзом В.Хофером и Деном Шенделем (Hofer/Schendel)  | 
7  | 
  Матрица жизненного цикла отрасли, разработанная консалтинговой компанией Артур. Д. Литтл (ADLLC)  | 
Чаще всего используют 
три типа матриц портфельного анализа: 
матрицу рост-доля рынка (БКГ), матрицу 
привлекательность отрасли-
Однако поскольку 
Информация о работе Диверсификация портфеля при создании торговых стратегий