Земельный налог и его значение в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение земельного налога и определение его значимости в местных бюджетах.
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
1. изучение теоретической базы по земельному налогу;
2. анализ современного состояния платы за землю и влияния её на бюджет;
3. выявление проблем взимания и тенденций совершенствования земельного налога.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы налога на землю……………………………....5
1.1. История возникновения налога на землю…..........................................5
1.2. Развитие правового регулирования платы за использование земли в России........................................................................................................8
1.3. Основные понятия платы за землю как местного налога РФ………11
Глава 2. Оценка современного состояния форм платы за землю.....................14
2.1. Анализ действующей законодательной базы....................................14
2.2. Влияние земельного налога на формирование бюджета................17
2.3. Земельный налог в Белгородской области и г. Белгороде...............20
Глава 3. Проблемы и тенденции развития налога на землю.............................24
3.1. Проблемы взимания..............................................................................24
3.2. Тенденции развития .............................................................................27
Заключение.............................................................................................................30
Библиографический список..................................................................................32

Файлы: 1 файл

земельный налог.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

 

Как было указано выше, земельный налог полностью зачисляется в местные бюджеты. Поэтому на формирование федерального бюджета земельный налог почти не оказывает влияния. Косвенно же земельный налог создает достаточность местных бюджетов, что позволяет сократить межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Это, в свою очередь, позволяет на местном уровне создавать и развивать налоговую базу, проводить лучшее регулирование сроков, ставок и порядка взимания.

Основные изменения  в 2012 году связаны с заполнением  декларации. Декларацию по земельному налогу за 2011 г. необходимо будет представить по новой форме (согласно п. 3 ст. 398 НК РФ не позднее 1 февраля 2012 г.). Форма и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696.

       Новая  форма была принята в основном  в связи с изменением порядка представления отчетности с 1 января 2011 г. Напомним, что в этом году налогоплательщикам не требовалось подавать авансовые расчеты по земельному налогу, но от их исчисления и перечисления в бюджет налогоплательщики освобождены не были. В связи с этим в разделе 1 декларации появились строки, предназначенные для указания сумм авансовых платежей.

Распределение собственных  доходов по типам муниципальных  образований в 2011 году, как и в  предыдущие годы, характеризуется неравномерностью:  в бюджеты городских округов поступило 1 163,8 млрд. рублей (51,7%),  в  бюджеты муниципальных районов  – 810,7 млрд. рублей (36,0%), в бюджеты поселений – 275,2 млрд. рублей (12,3%). Отсюда можно сделать вывод о том, что основную часть налога получают города. Районы же имеют меньшие поступления.[20]

Влияние же на формирование местных бюджетов можно проследить по информации Минфина РФ. Министерство финансов Российской Федерации в  соответствии с поручением Правительства  Российской Федерации от 19 сентября 2005 года № АЖ-П16-59пр проводит мониторинг местных   бюджетов. Целью мониторинга местных бюджетов является контроль за соответствием организации работы органов местного самоуправления по формированию и исполнению местных бюджетов требованиям, предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Результаты этих мониторингов доступны на сайте Минфина РФ.

Данные данных мониторингов взяты за три последних года и представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Объёмы и исполнение земельного налога по результатам мониторинга  местных бюджетов Российской Федерации

 

 

Земельный налог

(млрд. рублей)

Налоговые 
доходы, всего

(млрд. рублей)

Доля земельного налога в налоговых  доходах (в %)

План

Факт

% испол-нения

План

Факт

% испол-нения

2011

106,7

107,1

100,40%

863,9

879

101,70%

12,184

2010

99,6

102,4

102,80%

787,8

806,8

102,40%

12,692

2009

85,1

88,3

103,80%

719,7

719,8

100,00%

12,267


 

Анализируя данную таблицу, мы видим устойчивый рост фактических поступлений земельного налога в местные бюджеты. Он составляет порядка 10% за последние года. Это свидетельствует о успешном взимании земельного налога и эффективности проведённых налоговых реформ последнего времени. Также необходимо отметить, что объёмы взимания земельного налога по факту всегда превышали плановые. Это свидетельствует о правильности функционирования механизма налогообложения. Определяя влияние земельного налога на формирование бюджета, мы должны рассмотреть его долю в налоговых и неналоговых доходах. Очевидно, что она составляет около 12% и этот показатель довольно стабилен. Удельный вес в налоговых доходах земельного налога уменьшилась с  12,7% до 12,2% за последний год. Также мы наблюдаем устойчивый спад процента исполнения налога, который, правда, не снизился ниже 100% . Первоначально запланированные показатели местных бюджетов 2011 года по собственным доходам перевыполнены на 28,3%.  Это свидетельствует о ряде проблем при взимании земельного налога и необходимости их решения.

Данный налог нельзя считать базовым, так как анализ налоговых поступлений показал, что основным бюджетообразующим налогом в 2011 году продолжает оставаться налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составляет 66,4% или 583,5 млрд. рублей (в 2010 году – 65,1% или 525,2 млрд. рублей).[20]

Подводя итог, можно отметить, что сегодня земельный налог  в России взимается в должных  растущих объёмах. Он не имеет решающего влияния на формирование бюджета, занимая примерно 12% его доходной части. На федеральный бюджет он не влияет вообще. Очевидна необходимость в реформировании налога обусловлена упрощением его взимания и унификации налоговой системы.  Являясь довольно сложным в исчислении и завязанным на кадастровой стоимости земли, он в будущем будем объединён с налогом на имущество физических лиц в налоге на недвижимость.

 

 

    1. Земельный налог в Белгородском районе и г. Белгороде

 

По данным Управления ФНС России по Белгородской области  полугодию 2011 года, земельный налог занимает четвёртое место по значимости налоговых поступлений в бюджетную систему по налоговым и иным платежам. Первое место занимает налог на добавленную стоимость – 35,5 %, второе - налог на доходы физических лиц –   18,7 %, третье - налог на прибыль организаций - 16,5 %. Земельный налог занимает порядка 14%, что в целом примерно на 2% выше среднего показателя по России.[36] Это обусловлено особенностями местной кадастровой оценки земель как участков высокого качества: в Белгородской области находится примерно 1500 тыс. гектаров пахотной земли, налог по которой взимается не по льготной ставке, что увеличивает поступления от земельного налога.

Наглядно соотношение налогов, взимаемы на территории Белгородской области в 2011 представлено на Рисунке 1:

Рис.1. Доля налогов в общей сумме налоговых поступлений по Белгородской обл.

Исходя из вышеприведённого, можно сказать, что земельный  налог имеет важное, но не главенствующее значение для региона.

Правовой базой, регулирующей земельный налог по Белгородскому району, является  Решение 19-й сессии Совета депутатов Белгородского района третьего созыва Белгородской области от 28 ноября 2005 г. N 160 «Об установлении земельного налога на территории муниципального района «Белгородский район». Срок уплаты налога по итогам налогового периода - до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, аналогичный срокам по г. Белгороду. Ставки же имеют отличие: земли под ИЖС в районе не имеют льгот и облагаются по ставке 0,3 % от их кадастровой стоимости (для сравнения 0,05% по г. Белгороду).

Правовая база, по которой  происходит основное регулирование  земельного налога в Белгороде, представляет собой Решение N194 двадцать третьей  сессии третьего созыва Белгородского  городского Совета депутатов от 22.11.2005 года «О земельном налоге»[9]. Последняя поправка введена в 2008 году. Данное решение определяет сроки уплаты и ставки налога.

Льготы по уплате земельного налога предусмотрены в отношении:

-кадастровой стоимости  земельных участков для земель, выделенных для деятельности  по подготовке специалистов начального  профессионального образования  для Вооруженных сил РФ;

- в отношении кадастровой стоимости земельных участков для организаций, осуществляющих предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам для индивидуального жилищного строительства.

Данные льготные ставки стимулируют развитие Вооруженных  сил РФ, что отражает региональную политику местного правительства.

Для данных земельных  участков земельный налог предусмотрен в размере 0,05 % от их кадастровой  стоимости.

Ставка 0,3 % соответствует  пунктам 31 Главы НК РФ. Ставка в отношении  кадастровой стоимости прочих земельных участков также оставляет 1,5 %. 

Анализируя объемы поступления  и темпы развития по земельному налогу, мы должны рассмотреть бюджет г. Белгорода  за последние 3 года. В доходной части бюджета отображён земельный налог. Объёмы и динамика земельного налога по г. Белгороду приведены ниже в Таблице 3.

Таблица 3

Объёмы и динамика земельного налога по г. Белгороду

 

Земельный налог

(тыс. руб.)

Темп прироста

Налоговые и неналоговые доходы

(тыс. руб.)

Доля земельного налога в доходах

2011

989139

0,998

3936499

0,251

2010

991425

0,919

3902354

0,254

2009

1078706

-

3656564

0,295


 

Поступления по земельному налогу имеют тренд на снижение: если по итогам 2010 года снижение составило 9%, то по итогам прошлого года оно сократилось  до 1%. На фоне устойчивого роста данного показателя по стране это говорит нам о некоторых проблемах при взимании налога в Белгородском регионе.

Доля земельного налога в общих доходах бюджета сокращается, следовательно, теряется значимость налога. По местным бюджетам также сокращается значимость земельного налога. Для его более успешного взимания рассматриваются реформы налога в будущем, чтобы повысить его эффективность.

Таким образом, можно заметить, что земельный налог в Белгородском регионе имеет важное значение как имущественный налог. Доля его в общих доходах выше, чем по стране, но постоянное снижение объёмов поступающего налога говорит об уходе от налогообложения или же неправильной или неграмотной его уплате. Для ликвидации этих явлений необходимо чётко обозначить проблемы взимания и способы их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и тенденции  развития налога на землю

 

 

3.1. Проблемы взимания

 

Проведённый нами анализ земельного налога как в целом  по местным бюджетам Российской федерации, так и по Белгородскому региону  выявил ряд проблем, с которыми сталкиваются налогоплательщики и сотрудники налоговых органов при взимании данного налога.

Специальный режим в виде упрощенной системы налогообложения предполагает замену ряда налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ, налогом, уплачиваемым при применении УСНО. При этом "упрощенцы" остаются плательщиками земельного налога. Несмотря на то что гл. 31 "Земельный налог" НК РФ действует уже пять лет (с 1 января 2005 года), вопросов и проблем по ее применению меньше не становится. [23]

Плательщики земельного налога часто сталкиваются с непреодолимыми преградами на пути оформления земельных  отношений и уплаты данного налога.

Одним из «трудных» вопросов взимания данного налога является срок возникновения объекта обложения. На практике часто бывает следующая ситуация: покупается объект недвижимости, принимается на баланс организации, а вопрос об оформлении земельного участка под этим объектом неясен.

Плательщиком земельного налога является лицо, которое в  Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Следовательно, организация-продавец объекта должна сама внести в реестр соответствующую информацию, в противном случае ей будет продолжать начисляться земельный налог.

Также неясно, является ли объектом обложения земельным налогом  части земельного участка, по которым  существуют ограничения (обременения) права: зона воздушных линий электропередач, водоохранная зона водного объекта, охранная зона газораспределительной сети. По мнению финансистов, представленному в Письме от 23.04.2009 № 03 05 05 02/23, поскольку гл. 31 НК РФ не определены особенности налогообложения земельных участков, часть которых обременена сервитутом, собственник такого земельного участка признается плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка, в том числе часть которого обременена сервитутом.

Информация о работе Земельный налог и его значение в формировании бюджета