Земельный налог и его значение в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение земельного налога и определение его значимости в местных бюджетах.
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
1. изучение теоретической базы по земельному налогу;
2. анализ современного состояния платы за землю и влияния её на бюджет;
3. выявление проблем взимания и тенденций совершенствования земельного налога.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы налога на землю……………………………....5
1.1. История возникновения налога на землю…..........................................5
1.2. Развитие правового регулирования платы за использование земли в России........................................................................................................8
1.3. Основные понятия платы за землю как местного налога РФ………11
Глава 2. Оценка современного состояния форм платы за землю.....................14
2.1. Анализ действующей законодательной базы....................................14
2.2. Влияние земельного налога на формирование бюджета................17
2.3. Земельный налог в Белгородской области и г. Белгороде...............20
Глава 3. Проблемы и тенденции развития налога на землю.............................24
3.1. Проблемы взимания..............................................................................24
3.2. Тенденции развития .............................................................................27
Заключение.............................................................................................................30
Библиографический список..................................................................................32

Файлы: 1 файл

земельный налог.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра «Налоги и налогообложение»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему: «Земельный налог и его значение в формировании бюджета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнил:

                                                                студент экономического факультета

                                                                группы 

                                                                    

                                                                 Научный руководитель:

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание:

Ведение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы налога на землю……………………………....5

    1. История возникновения налога на землю…..........................................5
    2. Развитие правового регулирования платы за использование земли в России........................................................................................................8
    3. Основные понятия платы за землю как местного налога РФ………11

Глава 2. Оценка современного состояния форм платы за землю.....................14

    1. Анализ действующей законодательной базы....................................14
    2. Влияние земельного налога на формирование бюджета................17
    3. Земельный налог в Белгородской области и г. Белгороде...............20

Глава 3. Проблемы и тенденции  развития налога на землю.............................24

    1. Проблемы взимания..............................................................................24
    2. Тенденции развития .............................................................................27

Заключение.............................................................................................................30

Библиографический список..................................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С древнейших времён человечество применяло налоги за использование земли. Во многом земельные отношения долго способствовали сохранению феодализма в России и Европе, они же были и двигателем революций во многих странах. И на сегодняшний день земельный налог остаётся важным, но порой спорный и сложным в исчислении. Роль его в доходах  местных бюджетах достаточно велика – порядка 12 %  совокупных доходов. Понимание данного налога может помочь в его совершенствовании и модернизации, что, в свою очередь, повлечёт за собой и общее развитие региональной экономики.

Актуальность данной темы состоит в том, что, на сегодняшний день в России вопрос о земельном налоге имеет ряд затруднений у плательщиков. Постоянное изменение в законодательной базе оставляют данный вид налога спорным и  в правовом, и в фискальном аспекте. Являясь местным налогом, он регулируется большей частью в субъектах, что в купе с кадастровой оценкой земель вызывает ещё больший вопрос по его уплате. Предстоящая реформа 2012 года по земельному налогу определяет актуальность данной темы. На фоне дефицитов местных бюджетов в последнее время и довольно большое влияние данного налога на формирование бюджета он должен подробно рассматриваться.

Цель данной работы – изучение земельного налога и определение его значимости в местных бюджетах.

Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:

  1. изучение теоретической базы по земельному налогу;
  2. анализ современного состояния платы за землю и влияния её на бюджет;
  3. выявление проблем взимания и тенденций совершенствования земельного налога.

Объект исследования – земельный налог.

Предмет исследования – современное состояние земельного налога и его значение в бюджете.

Теоретической основой послужили: учебная литература, периодические издания, статистические материалы, интернет-ресурсы.

Методическая  основа заключается в применении следующих методов: метод сравнения, графический метод, табличный метод, метод группировки и т.д.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы налога на землю

 

 

1.1. История возникновения налога на землю

 

Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство.

В России первые упоминания о взимании дани относятся  к эпохе князя Олега. Дань была прежде всего военной контрибуцией, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам.

В XII- ХIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк - разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Со второй половины XIV века налоги преимущественно взимались с "сохи", ставшей главной единицей обложения. В данный период получила развитие посошная подать, включавшая в себя и земельный налог.

Замена в 1679 г. посошного обложения подворным расширила число налогоплательщиков податей подворного обложения за счет населения, ранее не платившего налоги. Подворное обложение между отдельными посадами и общинами, более простое по сравнению с посошным, позволило перейти на новый уровень взимания налога.

Крупнейшим  сводом законов российского государства, регулировавшим земельные и податные отношения стало Соборное Уложение 1649 г. В Соборном Уложении содержатся правовые нормы, регулирующие сбор и уплату разного рода податей. В данный период самой распространенной формой платы за пользование землей являлся оброк.

Реформа Петра I закрепляет право дворян самим заниматься сбором налогов. Подушная система, введенная Петром I, несмотря на ее существенные недостатки, отвечала в целом социально-экономическим условиям феодальной России, позволила ликвидировать дефицит средств в бюджете огромной страны.

Отмена крепостного  права и Манифест от 19 февраля 1861 года (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. В ходе проводившихся реформ происходит становление и четкое выделение земельного налога, возрастает его роль, увеличиваются поступления - в государственный бюджет доходов от земельных налогов и платежей, связанных с землей.

Окончательное установление земельного налога в России происходит в 1875 году. В проекте о замене подушной подати подворным налогом и поземельной податью, составленной особой комиссией, определявшей налог по качеству и доходности земли. [26]

Наибольшая  фискальная нагрузка на земельный налог  падает в последнюю четверть XIX века. Объяснялось это увеличением числа крестьян собственников земли, а также арендаторов, раскладочным характером налога, увеличением оклада и уравнением в статусе удельных, государственных и помещичьих крестьян и объединение их в сословие крестьян с единой юрисдикцией. [26]

После Октябрьской  революции 1917 г. первые шаги революционного правительства РСФСР были направлены против отмены ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом "О социализации земли" (1918 г.) и декретом от 30 октября 1918 г. о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог. Его заменяют на сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект - земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности. В 1953 году подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка.

Указ Президиума ВС СССР о сельскохозяйственном налоге от 1 января 1984 г. внес изменения в сельскохозяйственный налог. Сельхозналог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка. При этом в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования, оврагами и балками, а также земли, выделяемые рабочим и служащим предприятий и организаций под коллективные и индивидуальные сады и огороды.

C 1 июля 1981г. вводится земельный налог — местный прямой налог, который взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц, в том числе колхозы, пенсионеры и т.д.

В 1990 г. в составе  Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая  инспекция, в 1991 году учреждается Государственная  налоговая служба - независимый от Минфина России орган федеральной государственной власти. Реформирование российского налогового права было связано с объективными факторами, одним из которых является переход России на рыночные отношения.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно  утверждать, что на протяжении всей истории обложение земли играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей случайный характер, но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.

 

1.2. Развитие правового регулирования платы за использование земли в России

 

В 1991 году плата  за землю как правовая категория  была введена в действующее законодательство о налогах и сборах с принятием Закона РФ "О плате за землю"[5]. В данном Законе под платой за землю законодатель понимал формы реализации принципа платного землепользования: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Отсутствие четкой программы реформирования налогового законодательства, многочисленные "налоговые эксперименты" на региональном уровне и другие обстоятельства (в ряде случаев субъективного характера) привели к откровенной "налоговой войне" регионов с федеральным центром, проходившей до 1994 года, которая затем перешла в иную, более сложную фазу.

С момента принятия закона "О плате за землю" в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым уплачиваемые суммы налога зачислялись по уровням бюджетной системы. Федеральным законом от 9 августа 1994 г. №22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю"[6] были введены новые базовые ставки земельного налога, которые индексировались ежегодно, начиная с 1995 г., Постановлениями Правительства РФ и Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2006 г., за исключением пункта 18 статьи 1. При характеристике правовой основы расчета и взимания земельных платежей в период с 1991 года по 2005 год, следует отметить несистематизированность нормативно-правового материала, соответствующие нормы были сосредоточены по многочисленным "непрофильным" правовым актам.

С 1 января 2006 года действует  глава 31 «Земельный налог» раздела  Х «Местные налоги» 2 части НК РФ [5]. Основные изменения связаны с тем, что налоговая база «определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса»[4]. Это связано с завершением формирования земельного законодательства и присвоением всем землям определённой кадастровой стоимости. Решение о создании такого кадастра были приняты еще в 2004 году и выразились в организации специального ведомства – Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Однако реальное ведение кадастра недвижимости началось только в 2008 году после вступления в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»[7]. Данный закон стал естественным продолжением или развитием другого Федерального закона – «О государственном земельном кадастре», изданного в 2000 году. Соответственно, основой нового кадастра послужил государственный земельный кадастр, имеющий богатую историю своего возникновения и развития.

Что касается налоговой  базы, то ранее она определялась как кадастровая стоимость по состоянию на первое января того года, который является налоговым периодом. Однако с первого января 2010 года федеральным законом от 28.11.2009 г. № 283-ФЗ пункт 1 статьи 391 НК РФ был дополнен новым положением. Теперь налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, будет определяться как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

Подчеркнем при этом, что данная поправка касается только физических лиц. А налогоплательщики из числа  организаций определяют налоговую  базу все так же самостоятельно и  на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Информация о работе Земельный налог и его значение в формировании бюджета