Защита прав налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

В первой главе курсовой работы рассматривается понятие налогоплательщиков, состав прав и способы и особенности защиты и обеспечения прав налогоплательщиков.
Во второй главе проводится анализ рассмотрения и решения в суде споров связанных с защитой прав налогоплательщиков. Приводятся статистические данные об общем количестве поданных и удовлетворенных судом исков по данной категории дел, а также о суммах требований предъявленных налоговым органам и удовлетворенных судом.
В третьей главе речь пойдет о выявленных, в процессе проведенной в первой и второй главах работы, проблемах в области защиты и обеспечения прав налогоплательщиков, и о возможных путях решения таких проблем.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Права налогоплательщиков и способы их защиты
1.Понятие налогоплательщиков и их прав
2.Способы защиты и обеспечения прав налогоплательщиков
Глава 2. Рассмотрение налоговых споров в суде
2.1. Анализ результатов рассмотрения налоговых споров в суде
2.2. Налоговые споры и их решение в пользу налогоплательщиков
Глава 3. Проблемы в сфере защиты прав налогоплательщиков и пути их
решения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсова НА.docx

— 69.18 Кб (Скачать файл)

Если в 2006 году сумма удовлетворенных требований по заявлениям налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, составила 84% от оспариваемой суммы по рассмотренным заявлениям, то по итогам 2010 года, по исковым заявлениям налогоплательщиков приняты решения в пользу последних лишь в 17%.

За последние годы значительно  увеличилось также и количество предъявленных и удовлетворенных налоговыми органами требований к налогоплательщикам.

На сегодняшний день по данным ФНС процент исков, выигранных налоговыми органами, очень высок: 92-95%. Однако негативная судебная статистика — не единственная проблема в области судебной защиты права налогоплательщика. С 1 января 2009 года вступили в силу поправки к Налоговому Кодексу РФ, которыми установлено обязательное досудебное обжалование актов налогового органа.

Таким образом, налогоплательщик лишается возможности сразу обращаться за судебной защитой. Он вынужден оспаривать незаконный акт в апелляционном порядке в вышестоящем налоговом органе. Очевидно, что такое обжалование, скорее всего, заранее обречено на неудачу и ничего, кроме потери времени, не принесёт.

Мало того, в процессе рассмотрения поданной жалобы, вышестоящий  орган сможет сформировать юридически более грамотную, выигрышную позицию, усилить её дополнительными аргументами, поскольку располагает более  квалифицированными юристами. Это негативно скажется на положении налогоплательщика уже после подачи иска в арбитражный суд.

На сегодняшний день судебное обжалование незаконных актов налоговых  органов далеко не так эффективно, как этого хотелось бы нам, налогоплательщикам. Суды, по сути, не являются «независимыми арбитрами».

Если мы проанализируем результаты рассмотрения общего количества налоговых споров в судебном порядке, то можем сделать следующие выводы:

1. Наблюдается тенденция  роста общего количества рассмотренных  налоговых споров в судебном  порядке, при этом удельный  вес заявлений (исков), предъявленных налоговыми органами к налогоплательщикам, превышает 90%.

2. Удельный вес количества  удовлетворенных исков в общем  количестве рассмотренных судебных дел складывается в пользу налоговых органов от 75% до 92%.

3. В тоже время, удельный  вес удовлетворенных требований  в общей сумме предъявленных  требований в период с 2006 - 2008 сложился в пользу налогоплательщиков и составил 52%, в период с 2008-2010 год произошло снижение до 35%.

Часто даже при наличии  в позиции налогоплательщика  неопровержимых доказательств, они просто не принимают их во внимание. Да и сами предприниматели «помогают» налоговикам и судьям, зачастую безответственно подходя к ведению бухучета, оформлению хозяйственных операций, документированию на предприятии. А спохватываются лишь тогда, когда им представлен акт налоговой проверки с огромными недоимками и штрафами.

Наивно полагать, что налоговики будут охотно отменять свои собственные  решения. А значит, право налогоплательщика  на защиту не становится гарантированным и обеспеченным реальными механизмами осуществления.

2.2. Налоговые споры  и их решение в пользу налогоплательщиков

Налоговые органы согласно действующему законодательству (например, по регулированию оборота алкогольной  продукции) вправе осуществлять налоговый контроль, а также привлекать юридических и лиц и индивидуальных предпринимателей к административной, в том числе налоговой, ответственности. Особенности рассмотрения дел, подачи заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности предусмотрены в параграфе 2 главы 25 АПК РФ.

В своей работе я  поставила целью рассмотреть  способы защиты прав налогоплательщика именно в связи с осуществлением налоговым органом своих основных полномочий – сбор налогов и контроля по их уплате.

Конституция РФ закрепляет, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суде, а также то, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде по установленным правилам подсудности.

С 01.09.2002 на территории Российской Федерации вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ, содержащий огромное количество новелл, направленных на обеспечение более эффективной судебной защиты прав и законных интересов, как частных, так и публичных.

Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражные  суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Споры по поводу исполнения налогового обязательства (далее –  налоговые споры) находятся в  рамках публичного (в данном случае налогового) права в силу ст. 1, 3, 4 и 7 Конституции РФ. Указанные споры  арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, что предусмотрено ст. 29 АПК РФ.

Согласно ст. 27, 29 АПК РФ, ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых  органов, действий или бездействия  их должностных лиц в арбитражном  суде может быть произведено, как  правило, организациями, являющимися  юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – индивидуальные предприниматели). Исключение составляют лишь споры, указанные в ст. 33 АПК РФ, которые рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Необходимо обратить внимание на п. 5 ст. 29 АПК РФ, который подчеркивает, что перечень споров, содержащийся в данной статье, не исчерпывающий.

Разбирательство дел, возникающих  из налоговых правоотношений, в арбитражных судах по новому АПК РФ производится уже не в исковой форме, а путем подачи заинтересованным лицом заявления.

Законодатель предусмотрел сокращенный срок на подачу заявления  в арбитражный суд. Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Такое исключение, например, предусмотрено ст. 79 НК РФ по поводу требований о возврате суммы излишне взысканного налоговым органом налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, очевидно при наличии ходатайства заявителя, подтвержденного соответствующими доказательствами.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ  ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НАЛОГОВЫЕ  НАРУШЕНИЯ В АРБИТРАЖНЫХ СПОРАХ

В арбитражных судах России рассматриваются как иски налогоплательщиков к налоговым органам, так и иски налоговых органов к налогоплательщикам. Споры же, связанные с налогообложением при осуществлении внешнеэкономической деятельности, могут разрешаться в специально созданных международных органах, например, в европейском суде в Страсбурге.

Арбитражная практика показывает, что налоговые споры разделяются на две категории: споры по возмещению ущерба, причиненного налогоплательщику или государственному бюджету вследствие нарушения норм налогового законодательства, и споры по вопросам законности действий государственных органов, осуществляющих налоговое регулирование и налоговый контроль.

К спорам, связанным с  причинением ущерба из-за нарушения  налогового законодательства, относятся все споры по взысканию государственными органами налогового регулирования и контроля неуплаченных налогоплательщиками сумм налогов, споры о причинении ущерба налогоплательщикам в результате незаконных действий налоговых органов и т.п. К спорам в сфере управления налоговыми отношениями относятся споры о признании недействительными актов налоговых органов, решений налоговой полиции по применению финансовых санкций, споры о порядке возврата денежных средств, списанных налоговыми органами, о юридической силе некоторых актов и разъяснений ГНС РФ и другие. Анализ правоприменительной практики ВАС РФ о разрешении споров по налогообложению показывает, что налоговое законодательство требует значительной доработки, особенно, в сфере правового регулирования некоторых форм финансового оборота, а также, в части уточнения и разграничения компетенции различных государственных органов, участвующих в налоговом регулировании и контроле. ВАС РФ признает подведомственными арбитражным судам иски налогоплательщиков о признании недействительными актов налоговой полиции и их постановлений о наложении административных штрафов на имущество налогоплательщика. Если налогоплательщик полагает, что утвержденный акт проверки органа налоговой полиции нарушает его законные права и интересы, он вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании этого акта недействительным. Если на имущество налогоплательщика органом налоговой полиции наложен административный арест, то налогоплательщик на основании ст.22 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании этого постановления налоговой полиции недействительным.

Налоговые органы иногда ( " в качестве профилактики") приостанавливают операции по расчетному счету налогоплательщика, когда осуществляют проверку его деятельности, считая данные действия оперативной мерой, предпринятой для недопущения сокрытия налогоплательщиком денежных сумм, находящихся на его расчетном счете и подлежащих налогообложению. Однако налоговое законодательство предусматривает осуществление подобной акции только в качестве конкретной меры воздействия на налогоплательщика за конкретное нарушение, а именно: за непредоставление им в указанные сроки финансово-бухгалтерских документов. В этой связи ВАС РФ разъясняет, что расширительное толкование выше указанной меры недопустимо и приостановление операций по счетам проверяемого хозяйствующего субъекта нельзя относить к оперативным мерам.

Налогоплательщики, как правило, обращаются в арбитражные суды о  признании недействительными актов местных налоговых инспекций уже после обжалования с неудовлетворительным результатом этих решений в вышестоящих ГНИ. В ходе разрешения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами стороны нередко обосновывают свои доводы ссылками на различные рекомендации и разъяснения ГНИ РФ. При разрешении подобных споров арбитражные суды не считают эти акты нормативными и оценивают их наряду с другими материалами по делу.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы в сфере защиты прав налогоплательщиков

 и пути их  решения

Особенности становления налоговой  системы Российской Федерации на современном этапе непосредственно  связаны с усилением роли государства, которое является основным участником налоговых правоотношений. Механизм налогообложения включает в себя не только налоговые органы, но и  в целом всю систему органов  государственной власти и местного самоуправления, формирующих налоговую  политику, а также судебных органов, способствующих ее реализации.

Как правило, налоговая деятельность государства  охватывает четыре направления, применительно  к которым возникают различные  налоговые отношения3:

  1. формированиие, правовое регулирование и обеспечение надлежащей деятельности системы налоговых органов государства ("налоговой структуры государства" или "налоговой администрации");
  2. формирование налоговой системы государства, т.е. установление, введение, изменение и отмена посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов налогов разного уровня;
  3. производство взимания или уплаты налога и осуществление контроля за этими процессами со стороны налоговых органов государства;
  4. установление финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства, установление порядка производства по делам о нарушениях налогового законодательства финансово-правового характера и привлечение лиц, виновных в налоговых правонарушениях, к соответствующей финансово-правовой ответственности.

Поскольку деятельность государства в налоговой  сфере носит разносторонний характер, разработка общих принципов налогообложения  в современной науке налогового права осуществляется применительно к конкретным институтам. Так, в большинстве литературных источников выделяют принципы построения системы налогов и сборов; установления налогов; принципы налоговой системы; принципы формирования системы налоговых льгот, а также принципы налогового контроля и налоговой ответственности, которые следует относить к системе принципов налогового правоприменения. В свою очередь, становление указанной системы принципов окажет значительное влияние на законотворческую деятельность и будет способствовать устранению ряда существенных недостатков, выявленных в результате анализа сложившейся правоприменительной практики.

Представляется, что формирование системы принципов  правоприменения должно осуществляться по двум направлениям:

  1. построение системы принципов налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности;
  2. совершенствование принципов правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в налоговой сфере.

Принципы  налогового контроля и привлечения  к налоговой ответственности  не получили четкого закрепления  в законодательстве о налогах  и сборах. Между тем процесс  совершенствования нормативной  базы, регулирующей вопросы налогового контроля, зависит от наличия четко  разработанной системы указанных  принципов, которые могут быть использованы законодателем для внесения необходимых  изменений и дополнений в нормативные  правовые акты.

Налоговый кодекс РФ является основным нормативным  актом, определяющим особенности осуществления  процедуры налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налоговых платежей. Поскольку указанная деятельность налоговых органов направлена на обеспечение потребностей федерального бюджета, она должна строиться на основе конституционных принципов налогообложения и сборов, в частности принципа законности, направленного на защиту прав налогоплательщиков в соответствии с положениями ст. 3 НК РФ.

Основой контрольной деятельности налоговых  органов стала презумпция невиновности налогоплательщика, вытекающая из положений  ст.3 НК РФ и позволяющая защищать интересы налогоплательщиков в судебном порядке в случае необходимости  устранения коллизий правовых норм или  возникновения споров с налоговыми органами.

Принцип презумпции невиновности налогоплательщика - новелла российского налогового законодательства. Его содержание раскрывается следующим образом. Во-первых, каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу решением суда. Во-вторых, обязанность по доказыванию  обстоятельств, свидетельствующих  о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается  на налоговые органы. В-третьих, все  неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в  его пользу4.

Информация о работе Защита прав налогоплательщиков