Защита прав налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

В первой главе курсовой работы рассматривается понятие налогоплательщиков, состав прав и способы и особенности защиты и обеспечения прав налогоплательщиков.
Во второй главе проводится анализ рассмотрения и решения в суде споров связанных с защитой прав налогоплательщиков. Приводятся статистические данные об общем количестве поданных и удовлетворенных судом исков по данной категории дел, а также о суммах требований предъявленных налоговым органам и удовлетворенных судом.
В третьей главе речь пойдет о выявленных, в процессе проведенной в первой и второй главах работы, проблемах в области защиты и обеспечения прав налогоплательщиков, и о возможных путях решения таких проблем.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Права налогоплательщиков и способы их защиты
1.Понятие налогоплательщиков и их прав
2.Способы защиты и обеспечения прав налогоплательщиков
Глава 2. Рассмотрение налоговых споров в суде
2.1. Анализ результатов рассмотрения налоговых споров в суде
2.2. Налоговые споры и их решение в пользу налогоплательщиков
Глава 3. Проблемы в сфере защиты прав налогоплательщиков и пути их
решения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсова НА.docx

— 69.18 Кб (Скачать файл)

Законодательством предусмотрены  две формы защиты нарушенных прав налогоплательщиков – физических лиц:

• судебный способ защиты;

• административный способ защиты;

Каждая из названных форм защиты прав налогоплательщиков имеет  свои преимущества и недостатки.

Защита прав налогоплательщика  в административном порядке

Административный  способ защиты прав налогоплательщика  заключается в разрешении возникших  разногласий в рамках системы  налоговых органов без передачи спора в суд. Статья 137 Налогового кодекса РФ предусматривает, что  каждый налогоплательщик или налоговый  агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие  их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Подача жалобы осуществляется в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу в зависимости от предмета обжалования. Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст.139 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предъявляет каких-либо обязательных требований к содержанию жалобы. При подаче жалобы на практике налогоплательщиками указываются следующие сведения:

- наименование и адрес  вышестоящего налогового органа  или фамилия, имя, отчество  должностного лица налогового  органа, на имя которого подается  жалоба; - фамилия, имя, отчество и адрес лица, подающего жалобу; - наименование налогового органа или фамилия, имя, отчество должностного лица, чьи действия или бездействие обжалует налогоплательщик; - номер и дата обжалуемого решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности; - основания, по которым налогоплательщик обжалует ненормативные акты налогового органа, действия или бездействие налогового органа или его должностных лиц, а также дата и время их совершения.

Жалоба, поданная юридическим  лицом, подписывается его руководителем либо иным законным или уполномоченным представителем юридического лица (нормы о представительстве в налоговых правоотношениях регулируются гл.4 НК РФ). Если жалоба подается физическим лицом, она подписывается налогоплательщиком самостоятельно либо его представителем.

Жалоба налогоплательщика  должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения соответствующим лицом (ст.140 НК РФ). По результатам рассмотрения жалобы на акт налогового органа принимается  одно из следующих решений:

- оставить жалобу без  удовлетворения; - отменить акт налогового  органа и назначить дополнительную проверку; - отменить решение и прекратить производство по делу; - изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган  или вышестоящее должностное лицо вправе вынести решение по существу. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако лицо, рассматривающее жалобу, вправе приостановить их исполнение, если у него имеются достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действия не соответствуют законодательству РФ.

Из всего вышесказанного можно  сделать следующие выводы о преимуществе административного способа разрешения разногласий с налоговыми органами:

– простота процедуры, позволяющая  налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов;

– быстрое рассмотрение жалобы;

– отсутствие необходимости уплаты пошлины;

– обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

Защита прав налогоплательщиков в судебном порядке

Судебный порядок обжалования  является универсальной формой защиты налогоплательщиком своих прав. Обжалование  в судебном порядке может быть проведено по отношению к любому акту налоговых органов, действиям (бездействию) их должностных лиц независимо от того, обжаловал ли налогоплательщик эти акты или деяния в ином порядке и имеются ли по жалобе иные решения, полученные во внесудебном порядке ранее. Напомним, что для нормативных актов налоговых органов предусмотрена исключительно судебная форма обжалования.

За судебным решением налогоплательщик может обратиться независимо от того, обращался ли он ранее с аналогичной  жалобой в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу налогового органа) и вынесено ли на момент его обращения решение по жалобе.

В рамках судебного порядка  обжалования физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, получает возможность обжаловать не только сами акты или деяния налоговых органов и их должностных лиц, но и информацию, послужившую основанием для их совершения или принятия.

Объекты обжалования в  суде. К актам налоговых органов и действиям (бездействию) их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся принятие актов или совершение деяний коллегиально или единолично, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения указанных деяний и принятия актов, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Основания для обжалования  нормативных правовых актов налоговых  органов могут быть сформированы путем обнаружения несоответствия обжалуемой нормы или в целом нормативного акта:

– Конституции;

– федеральным законам;

– нормативным правовым актам Президента РФ;

– нормативным правовым актам Правительства РФ.

Отдельные нормативные акты налоговых органов, которые отнесены действующим законодательством к группе затрагивающих права и свободы граждан и в связи с эти подлежащих обязательной регистрации в Минюсте России, могут быть обжалованы на основании отсутствия подобной регистрации.

При судебном обжаловании  налогоплательщик согласно действующему законодательству имеет возможность  при условии соблюдения соответствующего порядка обратиться за защитой своего нарушенного права в одну из трех судебных систем РФ:

  • в суд общей юрисдикции;
  • в арбитражный суд;
  • в Конституционный Суд.

В связи с тем, что налоговое  законодательство относится к сфере  публичного права, рассмотрение возникших на основе его правоотношений в третейском суде исключено.

Разграничение подсудности  дел по обжалованию актов налоговых  органов и деяний их должностных лиц происходит по критерию организационно-правового статуса субъекта, реализующего свое право (п. 2 ст. 138 НК РФ):

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей – арбитражный суд;
  • для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – суд общей юрисдикции.

Следует помнить, что если обжалуемое действие (решение) отнесено действующим законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, то оно подлежит исключительной подсудности данному суду.

Преимущества судебного  способа разрешения конфликтов с  налоговыми органами по сравнению с  административным порядком состоят  в следующем:

– относительная объективность рассмотрения спора как следствие его рассмотрения вне рамок налогового ведомства. Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в судебном порядке гораздо выше, чем в административном;

– возможность (если позволяет существо иска) принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде, например, запрещения налоговому органу списывать недоимку и пени до разрешения спора по существу;

– детальная урегулированность всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством;

– возможность (в зависимости  от характера требований) получения  исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда.

Действия налоговых органов по защите прав налогоплательщиков

1. Признание недействительным ненормативный акт налогового органа.

Предметом обжалования по таким искам является, как правило, решение (постановление) налогового органа о взыскании недоимки, пеней и  штрафов, принятое по результатам налоговой  проверки. Оно адресовано конкретному  налогоплательщику и именно для него порождает правовые последствия, поэтому является ненормативным актом государственного органа, нарушающим, по мнению налогоплательщика (истца), его законные права и интересы. Однако перечень ненормативных актов налоговых органов не исчерпывается решениями, принятыми по результатам проверок. Правовые последствия для налогоплательщика могут иметь и иные акты налогового органа, как бы они не были оформлены,— протоколы, инкассовые поручения, письма, требования об уплате налогов и т.п. Статус ненормативного акта имеют любые документы, принятые в отношении конкретных участников налоговых отношений и подписанные руководителем налогового органа или его заместителем. Но налогоплательщик, обжалующий такие документы, нередко сталкивается с необходимостью доказывания их существования и квалификации в качестве ненормативных актов.

2. Предъявление иска о признании недействительным нормативного акта налогового органа

Налогоплательщик  вправе обжаловать в суд нормативные  акты налоговых органов, если считает, что они налагают на него дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности и выходят за рамки компетенции принявшего их органа.

3.Признание незаконных действий (бездействий) должностного лица налогового органа.

Согласно ст. 137 НК РФ налогоплательщик вправе обжаловать в суд не только акты налоговых органов, но и действия (бездействие) их должностных лиц, которые, по мнению налогоплательщика, нарушают его права. Данная категория исков позволяет налогоплательщику защищать свое право, даже если нарушение этого права происходит вне связи с каким-либо актом налогового органа,— нормативным, ненормативным, имеющим форму решения или иного документа и т.д.

  4. Возмещение убытков, причиненных действием(бездействием) налоговых органов

Возмещение убытков, причиненных  налогоплательщику действиями (бездействием) налоговых органов, – это мера гражданско-правовой ответственности государства за деятельность своих органов, которая предусмотрена ст. 16 ГКРФ. Взыскание убытков происходит в порядке искового производства путем предъявления имущественного иска. Основные проблемы, связанные с предъявлением такого рода требований, рассматриваются в параграфе «Ответственность налоговых органов и их должностных лиц» главы 20 части первой НК РФ «Налоговые органы».

Налогоплательщик, который  считает свои права нарушенными  тем или иным налоговым законом, может обжаловать его в Конституционном  Суде Российской Федерации лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Рассмотрение налоговых споров в суде

    2.1. Анализ результатов рассмотрения  налоговых споров в суде

Нам уже известно, что  одним из способов защиты прав налогоплательщика является оспаривание в судебном порядке актов налоговых органов. Такая возможность предусмотрена статьями 21, 142 Налогового Кодекса РФ.

Однако в последние  годы динамика эффективности этой защитной меры существенно изменилась. На сайте  ФНС РФ опубликован Анализ результатов  рассмотрения налоговых споров в судебном порядке за период с 2006 по 2010 год2. Статистика говорит сама за себя: за исследуемый отрезок времени процент признания законными и обоснованными решений налоговых органов в разрезе оспариваемых налогоплательщиками сумм дополнительно начисленных налогов, пеней и штрафов существенно увеличился.

Суммы удовлетворенных требований по заявлениям налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, снизились за период с 2006 по 2010 год в 3, 7 раза — с 64 % до 17 %. Соответственно изменился и размер требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов.

Если в 2006 году сумма исковых требований, принятых в пользу бюджета, составляла лишь 34 млрд. руб., то:

  • в 2007 г. эта сумма составляет уже 81 млрд. руб.;
  • в 2008 г. 245 млрд. рублей;
  • в 2009 г. 363 млрд. рублей;
  • в 2010 г. 561 млрд. рублей.

Такую ретивость фискальных органов не сложно объяснить. Предприниматель всегда стремиться избежать налогов, минимизировать затраты, тогда как государство, напротив, заинтересовано собрать больше налогов. Однако в этой «борьбе» не последнее место заняли и суды. Практика Высшего Арбитражного Суда выработала такие понятия, как «действительный экономический смысл», «разумные экономические причины», «деловая цель». Результат не заставил себя долго ждать.

Информация о работе Защита прав налогоплательщиков