Возникновение и развитие налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить сущность, раскрыть проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
отследить историю возникновения налогов в России;
описать этапы реформирования и становления налоговой системы РФ;
изучить принципы построения налоговой системы;
выделить характерные черты современной налоговой системы РФ;

Файлы: 1 файл

Асархинов241Налоги.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Достижению вышеуказанных  целей будет способствовать налоговый  маневр, который заключается в  снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и повышении ее на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при  добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В части мер налогового стимулирования следует особое внимание обратить на изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала, затрагивающая:

- систему налогообложения  доходов физических лиц – в  части поддержки отдельных категорий  плательщиков налога на доходы  физических лиц (освобождение  от НДФЛ социально значимых  доходов и систематизация перечня доходов, освобождаемых от налогообложения согласно ст. 217 НК РФ), уточнения порядка предоставления имущественного налогового вычета родителям при приобретении имущества в долевую собственность с несовершеннолетними детьми  или в пользу них, а также в том случае, если налогоплательщик по имуществу, приобретенному в общую совместную или долевую собственность не воспользовался своим правом на вычет, то возможность повторного пользования данным вычетом по другому объекту будет предоставляться в полном объеме.

- налог на прибыль организаций  - в части уточнения правил  восстановления амортизационной  премии при реализации основных  средств ранее, чем по истечении  пяти лет с момента введения  их в эксплуатацию, и продолжения  процесса сближения правил бухгалтерского и налогового учета.

- налог на имущество  организаций – предложения об  исключении из объекта обложения  данным налогом объектов, относящихся  к движимому имуществу (машины, оборудование) и расширении полномочий  субъектов Российской Федерации  по установлению налоговой ставки и в перспективе переход к расчету налоговой базы на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости.

2. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, а также иных  финансовых операциях.

Работу по этому направлению  предполагается вести в части  совершенствования налогообложения  операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и  выплате дивидендов. В частности, подлежит уточнению порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при совершении операций с депозитарными расписками и финансовыми инструментами срочных сделок и ситуация с исчислением и удержанием налога на прибыль организаций с процентных доходов иностранных организаций по еврооблигациям. Предполагается  продолжение работы по определению конкретных услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые возможно освободить от НДС, и по совершенствованию процедуры зачета НДС для профессиональных участников рынка ценных бумаг в части определения соотношения облагаемого и необлагаемого оборота.

3. Совершенствование  специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Как видно из данного документа, уже сейчас определена дата введения патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей – 1 января 2013 года. Патентная система налогообложения будет выступать как самостоятельный специальный налоговый режим с включением в НК РФ новой главы 26.5. Субъектам Российской Федерации до конца 2012 года необходимо будет принять законы о введении с 1 января 2013 года на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности. Применение данного режима также будет возможно индивидуальными предпринимателями, привлекающими наемных работников, средняя численность которых не превышает 15 человек. Суммы уплачиваемого патента в размере 90% будут формировать бюджеты муниципальных образований, а 10%  - бюджеты субъектов Российской Федерации. С введением нового специального налогового режима, как было уже официально объявлено и ранее, переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 2013 года станет добровольным, а по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения данный режим будет отменен (предварительно с 2018 года). По упрощенной системе налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности  предполагается принятие мер, направленных на упрощение процедуры перехода на них, а также на совершенствование порядка исчисления и уплаты налогов, исключения двойного ведения бухгалтерского и налогового учета.

4. Развитие взаимосогласительных  процедур в налоговых отношениях.

Данное направление  предполагает, прежде всего, внедрение  комплекса мер на развитие досудебного  порядка рассмотрения налоговых  споров. В частности, введение обязательной досудебной процедуры для всех актов  налоговых органов, действий или  бездействия должностных лиц налоговых органов; увеличение срока на подачу налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения с 10 дней до одного месяца; предоставление возможности кассационного обжалования в Федеральную налоговую службу решений, вступивших в силу, при этом подача кассационной жалобы не лишает права налогоплательщика на подачу заявления в суд. Начатый в последние годы процесс интенсификации информационного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками будет продолжен в разрезе дальнейшего развития доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построения новых интерактивных Интернет-сервисов "Создай свой бизнес", представляющий собой пошаговую инструкцию по созданию и ведению бизнеса с точки зрения налогообложения, а также "Личный кабинет налогоплательщика для юридического лица» как продолжение действующего в настоящее время сервиса ««Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

В части мер, предусматривающих повышение доходов  бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений  в законодательство о налогах  и сборах по следующим направлениям:

1. Налогообложение природных ресурсов.

2. Акцизное налогообложение.

3. Введение налога на недвижимость.

4. Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.

5. Совершенствование налога на прибыль организаций.

6. Совершенствование налогового администрирования.

7. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

8. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Рассмотрим  наиболее значимые изменения в этой группе мер.

Прежде всего  необходимо сказать, что в сфере налогообложения природных ресурсов готовится внедрение новых механизмов налогообложения добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций как наиболее эффективной форме изъятия ренты с экономической точки зрения и применяемой в налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих стран. И еще одно важнейшее из планируемых нововведений для налогоплательщиков добывающей отрасли – это установление ставок  НДПИ в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые, доля экспорта которых превышает 50 процентов.

Традиционное  повышение ставок акцизов произойдет в 2015 году по алкогольной продукции  на 25 процентов от установленной  ставки 2014 года (ст. 193 НК РФ), на сигареты и папиросы – в пределах 20 процентов от ставок 2014 года. Незначительно будут повышены ставки на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, - в пределах 11 процентов от ставок 2014 года, на моторное топливо и прочие подакцизные товары в пределах 10 процентов по отношению к ставкам 2014 года.

Планируемое завершение оценки капитального строительства  в 2012 году Минэкономразвития будет  являться завершающим этапом по введению налога на недвижимость, к числу  плательщиков которого первоначально  предполагается отнести только физических лиц, имеющих в собственности недвижимое имущество, земельные участки или обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на землю. В законопроекте о введении налога на недвижимость предусматривается система налоговых льгот в виде стандартных и социальных вычетов в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика.

Достаточно  активно обсуждаемый в последнее  время вопрос о введении налога на роскошь или о налогообложении престижного потребления также нашел отражение в Основных направлениях налоговой политики.  Налогообложение престижного потребления предусматривается в рамках планируемого к введению налога на недвижимость и действующего транспортного налога. По налогу на недвижимость предполагается установить максимальную ставку для всех объектов недвижимости в собственности одного физического лица, если кадастровая стоимость всех данных объектов превышает 300 млн. руб. По транспортному налогу ожидается введение минимальной ставки без возможности ее снижения регионами для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 рублей за 1 л.с., а также увеличение базовых ставок транспортного налога для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт. Повышенные ставки будут иметь действие к перечисленным выше транспортным средствам 2000 года выпуска и позже, и если они не используются исключительно для участия в спортивных соревнованиях.

Продолжится работа по инвентаризации и оптимизации  налоговых льгот в целом и по региональным и местным налогам, в частности.  Планируется поэтапно отменить наиболее «дорогостоящие» льготы для бюджета по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи с установлением в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок для таких категорий налогоплательщиков.

Совершенствование налогообложения прибыли будет  идти по трем направлениям. Первые два  направления связаны с необходимостью уточнения отдельных положений законодательства, ввиду достаточно широкого распространения среди налогоплательщиков «хороших» условий налогообложения и, как следствие, ведущих к бюджетным потерям. Первое направление связано с уточнением доходов, получение которых не влияет на налоговую базу по налогу на прибыль организаций (касается доходов в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, которые переданы  акционерами (участниками) обществ (товариществ) в целях увеличения чистых активов, а второе – с уточнением порядка признания отдельных видов расходов, в частности, при применении специального коэффициента 2 к основной норме амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.  Если говорить о третьем направлении, то оно связано с  появлением в будущем в налоговом законодательстве по налогу на прибыль возможности заключать соглашения о распределении расходов между участниками группы взаимозависимых компаний.

И заключительный блок изменений в данной группе мер, безусловно, связан с совершенствованием налогового администрирования. Основная задача предлагаемых здесь изменений – снижение уровня административной нагрузки за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. Среди обозначенных мер можно выделить изменения, которые будут направлены на усиление информационного взаимодействия между налоговыми органами и банками, контроля за налогоплательщиками, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством участия «фирм-однодневок», а также на постепенный переход представления всех первичных документов в налоговые органы в электронном виде.

Несмотря на то, что в настоящее время страховые  взносы на обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование в налоговую систему не включены, нельзя не отметить предложение, содержащееся в Основных направлениях относительно сохранения общего тарифа страховых взносов во внебюджетные фонды после льготного периода 2012-2013 в размере 30 процентов и на последующие года. 10-ти процентный тариф, предусмотренный при достижении базы обложения страховыми взносами предельной величины, предлагается также сохранить.

 

 

ГЛАВА 2. Проблемы и пути их решения налоговой системы РФ

2.1 Проблемы налогового законодательства

 

В настоящий  момент, думается, ни у кого не вызывает сомнения необходимость проведения разовой реструктуризации задолженности  предприятий перед бюджетом, образовавшейся в прежние годы. Но, к сожалению, данное мероприятие проводится с  грубейшим нарушением основного налогового законодательства РФ. Почему одновременно с принятием закона о бюджете нельзя было внести необходимые изменения в НК РФ, предусмотрев не только саму возможность проведения реструктуризации накопленных долгов бюджету, но одновременно обозначив условия и порядок ее проведения, а также право исполнительной власти списывать на установленных в Кодексе условиях часть этой задолженности?

15 февраля 2010 года Правительство РФ направило  в Государственную Думу ряд  законопроектов о внесении изменений в 35 статей, или практически в каждую четвертую статью части первой НК РФ. Так что самые серьезные изменения в действующие главы Кодекса еще предстоит внести. Поэтому и в настоящее время наблюдается полное несоответствие законодательных и нормативных актов, когда, исполняя один закон, государство и налогоплательщики вынуждены нарушать другой закон [22,С.10].

Частью первой НК РФ достаточно четко и подробно установлены формы изменения  сроков уплаты конкретных налогов, а  также порядок и условия их применения. Это - отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Других форм изменения сроков уплаты налогов НК РФ не предусматривает. Также не предусмотрено право налогоплательщика на списание не уплаченных им вовремя долгов. Между тем статьёй 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" введено новое понятие - реструктуризация. Этим Федеральным законом Правительству РФ было поручено определить механизм погашения кредиторской задолженности организаций, сложившейся на 1 января 1999 года, в том числе путем ее реструктуризации, а также порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Правительство РФ во исполнение указанной статьи Федерального закона приняло соответствующий Порядок проведения реструктуризации, в п. 5 которого предусмотрено и право налогоплательщика на списание задолженности по пеням и штрафам при условии своевременного и полного внесения им текущих налоговых платежей в федеральный бюджет. Это, безусловно, противоречит положениям НК РФ [20].

В частности, если ранее в состав облагаемого налогом  добытого минерального сырья включались нормативные и сверхнормативные потери, то с внесением изменений в Закон нормативные потери не входят в налогооблагаемую базу. В инструкции же все по-прежнему трактуется иначе. Справедливости ради надо отметить, что в данном случае и налогоплательщики, и налоговые органы живут не по инструкции, а по Закону. Но это, к сожалению, всего лишь исключение из правил, поскольку данное положение Закона является нормой прямого действия. Зачастую же издаваемые органами исполнительной власти документы в этой области противоречат основополагающим законам, которые, к сожалению, не всегда четко и ясно трактуют вопросы налогообложения.

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения в России