Возникновение и развитие налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить сущность, раскрыть проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
отследить историю возникновения налогов в России;
описать этапы реформирования и становления налоговой системы РФ;
изучить принципы построения налоговой системы;
выделить характерные черты современной налоговой системы РФ;

Файлы: 1 файл

Асархинов241Налоги.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный торгово-экономический  университет»

 

Кафедра налогообложения  и налогового менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

Возникновение и развитие налогообложения в  России

(дисциплина «Основы  налогообложения»)

 

 

 

 

 

 

 

Дневная форма обучения

Специальность: 08.01.09

Финансово-Экономический Факультет

IV курс 

Группа 241

Зачетная книжка № 10252

Выполнил: Асархинов Бадма Евгеньевич

Руководитель: Викторова Наталья Геннадьевна

 

 

 

 

Санкт-Петербург  – 2013 

 

Оглавление

 

Введение

Среди множества  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  занимают налоги. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в  условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Основными задачами государственной политики России официально провозглашены создание рыночной экономики  и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются - распределение товаров и услуг происходит на основе свободных обменных сделок, рост валового внутреннего продукта страны в последние годы близок к поставленным задачам. Вместе с тем страна довольно медленно продвигается в сторону создания конкурентоспособного на мировом рынке производственного потенциала - весь рост фактически сводится к наращиванию объемов добычи и вывоза сырья, а также оборотов, связанных с ввозом готовой продукции из-за рубежа. И такой результат в значительной степени обусловливается особенностями применяемой системы налогообложения, включающей в себя и действующие налоги, и порядок налогового администрирования[ 16].

Налоговая политика представляет собой совокупность методов  построения, изменения и реализации налоговых мероприятий с целью разграничить доходы между бюджетами разных уровней в соответствии с объемами поставленных перед ними задач, обеспечить надлежащее исполнение доходных частей бюджетов, создать условия для более четкого прогнозирования объемов доходных поступлений в бюджеты при внесении изменений в налогово-бюджетную систему, стимулировать экономический рост, повысить социальные гарантии и благосостояние незащищенных групп населения, сгладить резкую дифференциацию общественного развития[ 8, С.29].

Налоговая система  – совокупность предусмотренных  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также  принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля[ 23 ].

Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. При соблюдении взаимных интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности, стоящих по разные стороны одного распределительного процесса, создается комплексный механизм реализации фискальной политики.

Таким образом, налоговая система государства призвана обеспечивать реализацию общественно значимых мероприятий, направленных на экономическое развитие, а также укрепление в России принципов социального равенства и партнерства.

Актуальность  темы «Эволюция налоговой системы  в России»очевидна, так как в настоящее время в России происходит формирование нового подхода к разработке и реализации инструментов влияния фискальной политики государства на развитие динамики макроэкономических показателей национальной экономики.

Объектом исследования в курсовой работе является налоговая система Российской Федерации.

Предмет исследования - возникновение, развитие, современное  состояние налоговой системы  РФ.

Цель курсовой работы – определить сущность, раскрыть проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • отследить историю возникновения налогов в России;
  • описать этапы реформирования и становления налоговой системы РФ;
  • изучить принципы построения налоговой системы;
  • выделить характерные черты современной налоговой системы РФ;
  • показать противоречия действующей налоговой политики в РФ;
  • раскрыть основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу.

В ходе выполнения курсовой работы использовались такие  методы исследования как анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция.

В качестве информационной базы исследования нами были изучены  нормативно-правовые акты, статистические данные, издания отечественных авторов, журналы, публикации в специальных  периодических изданиях, информация из интернет-сайтов. К числу наиболее выдающихся авторов, занимающихся изучением налогового механизма необходимо отнести Березина М.Ю., Бирюкова А.Г., Кашина В.А., Паскачёва А.Б., Пушкарёву В.М. и других. Их труды были изучены и использованы в процессе подготовки курсовой работы.

Для раскрытия  цели курсовой работы особое внимание уделялось изучению нормативно-правовых актов, Налогового Кодекса РФ, публикациям  специальных изданий, которые непосредственно  посвящены вопросам формирования, планирования и развития эффективной налоговой системы в РФ.

Курсовая работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка использованной литературы, Приложений. В первой главе с теоретических  позиций рассматриваются исторические этапы реформирования налогов в  России, роль налогов в современной экономической системе, система законов и иных нормативных актов, формирующих отечественную налоговую систему.

Вторая глава  освящает проблемы межуровнего распределения  доходов от поступления налогов  в бюджет РФ, постановку задач и методов сбалансированного распределения доходов по уровням бюджета РФ.

В третьей главе  выявлены проблемы современного налогового законодательства и определены меры по повышению эффективности всей системы государственного управления путём создания программно-целевых принципов деятельности органов исполнительной власти всех уровней.

 

ГЛАВА 1. Становление и развитие налоговой системы РФ

1.1. Этапы реформирования налоговой системы

 

Созданная в  Российской Федерации налоговая  система по своей общей структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой.

Рассмотрим  исторические аспекты формирования современной налоговой системы  Российской Федерации. В её развитии выделяют следующие этапы: становления, неустойчивого налогообложения, подготовки налоговой реформы, реформирования налоговой системы.

Первые признаки формирования налоговой системы  появились во второй половине 80-х  годов прошлого столетия, когда существовало еще союзное государство, но началось постепенное изменение экономического строя общества. Кроме государственных начали образовываться предприятия других форм собственности: акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и другие.

С 1 января 1991 года был введен в действие Закон СССР от 14 июня 1990 года "О налогах с предприятий, объединений и организаций", в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог на фонд оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог на доходы и другие.

На территории Российской Федерации была установлена "одноканальность" сбора налогов. Это означало, что все налоговые  платежи предварительно поступали  в российский бюджет, а затем часть их предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согласованные расходы.

Основы становления  современной налоговой системы  в Российской Федерации были заложены в конце 1991 года. Был принят Закон  РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который устанавливал общие вопросы налоговых взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Этот закон  впервые в новейшей истории России установил общие принципы построения налоговой системы, определил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

С 1 января 1992 года вступили в действие соответствующие законы по конкретным видам налогов: «О плате за землю», «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль предприятий и организаций», другие законы.

С принятием  выше названных законов впервые  в России была создана налоговая система. Необходимость ее создания была вызвана экономическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, способствовать снижению инфляции.

Созданная налоговая  система в первые годы реформ в  экономике России в определенной степени выполняла свою роль. Она  обеспечивала минимальные потребности  государства в финансовых ресурсах на всех уровнях бюджетной системы.

Однако по мере углубления рыночных преобразований всё  очевиднее выявлялись недостатки действующей  налоговой системы, она все более  становилась несоответствующей  происходящим изменениям в экономике.

Поэтому следующий этап развития налоговой системы характеризуется как этап неустойчивого налогообложения. В течение ряда лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Они решали лишь узкие вопросы и не затрагивали основные положения построения налоговой системы. При этом вносимые изменения в налоговое законодательство не всегда были обоснованными. Так, в декабре 1993 года было предоставлено право региональным и местным органам власти вводить неограниченное число налогов. Таким образом, был нарушен один из основных принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате налоговая система, которая сложилась к концу 90-х гг. в России, из-за несовершенства ее отдельных элементов стала препятствовать экономическому развитию страны.

Имела место  высокая налоговая нагрузка на законопослушных  налогоплательщиков. Большое количество льгот, многочисленные лазейки для  сокрытия доходов и неуплаты налогов  создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и незаконопослушных налогоплательщиков. Это способствовало развитию теневой экономики. Все более проявлялась фискальная функция налогов, а налоговые поступления в бюджет государства сократились, что приводило к росту бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Возникла необходимость изменения налоговой политики государства.

Поэтому с середины 90-х годов начинается этап подготовки налоговой реформы. С 1996 года последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов власти устанавливать новые налоги. Одновременно с этим шла разработка и подготовка к принятию Налогового кодекса, как единого налогового документа.

После названного этапа начался этап реформирования налоговой системы. В 1998 году была принята  и с 1 января 1999 года начала действовать первая часть Налогового кодекса. Это общая часть, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 года вступила в действие вторая часть  Налогового кодекса, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов. В настоящее  время работа над второй частью Налогового кодекса практически завершена.

Итак, дадим  характеристику основных элементов  налоговой системы Российской Федерации  на современном этапе.

Элементами  любой системы, характеризующими налоговую  систему как таковую, являются:

1) виды налогов,  законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.

На территории нашей страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на  добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на  доходы физических лиц;

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения в России