Виды налоговых ставок и их применение в налогообложении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:07, лекция

Описание работы

Ставка налога – размер налога на единицу налоговой базы. Ставки могут быть: долевые (адвалорные) и твердые (специфические). Адвалорные – НДС, налог на имущество. Твердые – транспорт, земельный. Адвалорные могут быть: пропорциональные (т.е. для всех налогоплательщиков устанавливается равная ставка налога), прогрессивные (с ростом налоговой базы растет ставка), регрессивные (с ростом налоговой базы ставка налога снижается, например ЕСН, государственная пошлина).
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или газа ).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 % ) .

Файлы: 1 файл

шпоры по налогам 1.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

 

 

1. Виды налоговых ставок и их применение в налогообложении.

Ставка налога –  размер налога на единицу налоговой  базы. Ставки могут быть: долевые (адвалорные) и твердые (специфические). Адвалорные – НДС, налог на имущество. Твердые – транспорт, земельный. Адвалорные могут быть: пропорциональные (т.е. для всех налогоплательщиков устанавливается равная ставка налога), прогрессивные (с ростом налоговой базы растет ставка), регрессивные (с ростом налоговой базы ставка налога снижается, например ЕСН, государственная пошлина).

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или газа ).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 % ) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.                     

11.Принципы налогообложения и  их реализация в налоговой  системе.

Принципы или  правила впервые сформулированы Адамом Смитом еще в 19 в. Сформулированы следующие принципы: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. 2. Налогообложение  должно быть всеобщим и равным, причем при расчете налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога. 3. Налогообложение  должно быть справедливым. 4. Налоги должны иметь экономическое обоснование  и не могут быть произвольными. Необходим  научный подход к определению  величины ставок налога, которая позволила  налогоплательщику после оплаты налога осуществлять нормальное развитие. 5. Налоги должны быть сформулированы в  законодательных актах таким  образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой  сумме он обязан платить. 6. Установление, изменение, отмена федеральных налогов  должны осуществляться в соответствии с НК. 7. Никто не обязан уплачивать налоги, сборы или иные платежи, не установленные 

 

 

  

 

 

  

 

13. Налоговая декларация: ее назначение  и основные разделы.

Налоговая декларация – письменное заяв-ние налогопл-щика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и (или) др. данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Она представляется каждым налогопл-щиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, по месту учета на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки предостав-ся налоговыми органами бесплатно. Декларации предостав-ся лично,  заказным письмом или по телекоммуник-ным каналам связи. При обнаружении налогопл-щиком ошибок в поданной дек-ции, приводящих к занижению суммы налога, он обязан внести изменения в налоговую дек-цию и освобож-ся от ответств-ти в случаях, если заяв-ние об изменении налог-ой дек-ции делается: 1.до истеч. срока подачи налог. дек-ции; 2.после истеч. срока подачи, но до истеч. срока уплаты налога. 

 

5Налоговая политика: сущность и  инструменты ее реализации.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер гос-ва по формированию налоговой сис-мы страны в целом для обеспечения финансовых потребностей гос-ва, а также развития экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика организации является неотъемлемой частью государственной налоговой политики. Эта сис-ма обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Целью налоговой политики является выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Налоговая политика организуется через налоговый механизм, включающий в себя: планирование, регулирование, контроль. 

 

6. Налоговая система и этапы ее становления в РФ.

Налог. Система гос-ва включает 2 взаимосвязанные системы: подсистему налогообложения (н-ж), и подсистему налогового администрирования (н-а). Подсистема н-ж представлена сов-тью законодательно установл-х налогов и сборов, уплачиваемых орг-циями и физ лицами в бюдж. систему гос-ва. Подсистема н-а охватывает сов-ть органов, уполномоченных гос-вом осуществлять контроль за соблюдением орг-циями и физ. Лицами обяз-тей в кач-ве налогопл-ков и налоговых агентов. В подсистеме н-ж реализуется фискальная (распределительная) и регулирующая ф-ции налогов; а в подсистеме н-а – контрольная ф-ция. Налог. Система демократического гос-ва складывалась под влиянием историч-х, полит-х, эк. и соц. условий и факторов. В соврем. России с переходом от централизованно-плановой к рыночной эк-ке (август 1991) необх-мо было срочно формировать адекватную налоговую систему. В теч. декабря 1991 года были приняты 10 законов РФ, в т.ч. базовый закон «Об основах налог. Системы в РФ». Система налогообл-ия в РФ формировалась в условиях отсутствия концептуальных основ, учитывающих особ-ти эк-ой стр-ры страны, обеспеченность прир. ресурсами и т.д. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и прир. Ресурсами 1992 год – 2,2%. Именно отсутствие концептуальных основ стало причиной нестабильности совокупности налогов, выеденных в 1992 оду. Эта сов-ть дополнялась в 1990-е годы новыми налогами сугубо фискального значения, нередко служившими 3-4 года – спец. Налог для фин. Поддержки важнейших отраслей народного хоз-ва, транспортный налог с предприятий (1994-97 г). . В своем послании Фед. Собранию Ельцин признал, что частые изменения в налоговом зак-ве, неполнота и противоречивость нашей налог. Системы расширяют возм-ть для произвола власти, и налогопл-щик от этого не защищен. Осущ-ие принципов налог. реформы должно было привести к более справедливому распределению налог. Нагрузки. Существенно ослабить стимулы к уклонению от уплаты налогов, стабилизировать, а затем и снизить номинальные ставки налогов. Становление Российской системы налогооб-ия методом проб и ошибок продолжалось вплоть до принятия и ведения в д-вие части первой НК РФ с 01.01.1999 года.  

 

7. Налоговое бремя экономики и бремя государства (их сущность и взаимосвязи).

Налоговое бремя  экономики – это налоговый  потенциал без учета льгот  по налогам. По методике Минфина –  это отношение суммы налоговых  поступлений без учета недоимки по налогам к объему ВВП. Налоговое  бремя определяется следующими факторами: 1) национальные традиции и уровень  налогообложения в государстве; 2) уровень экономического развития; 3) бремя государства, т.е. совокупность и содержание функций, реализуемых  институтами власти. Повышение налогового бремени увеличивает масштабы уклонения  от уплаты налогов, сокращая тем самым  налоговые поступления. 

 

8. Налоговые и таможенные органы РФ как участники налоговых отношений.

Федеральная налоговая  служба (ФНС) – это федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору  за соблюдением налогового законодательства и находится в подчинении налогового финансирования РФ. Полномочия ФНС: 1) контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства; 2) контроль и надзор в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; 3) контроль за кассовой техникой; 4) контроль за проведением лотерей; 5) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 6) представление интересов РФ в делах о банкротстве. Налоговый органы имеют право делать налоговые проверки, приостанавливать операции по счетам в банке, взыскивать налоги за счет имущества налогоплательщика, предоставлять отсрочку по оплате налогов. Налоговые органы должны соблюдать налоговую тайну. 

 

 

  

 

212 Региональные и местные налоги и их роль в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета РФ (на конкретном примере своего региона).

В соотв-вии со ст. 12 НК РФ – Рег-ные  налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие в соотв-вии с Кодексом и обязат-ные к уплате на террит. соотв-щих субъектов РФ. Ставка, сроки уплаты и формы отчетности определяются в законе субъекта РФ. Три региональных налога: 1) налог на имущество организации, 2) транспортный налог, 3) налог на игорный бизнес. Местные налоги устанавливаются НК, приходят в действие нормативными актами органиами местного самоуправления. Два местных налога : налог на имущество физ.лиц и земельный налог. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Региональные и местные налоги играют незначительную роль (12-14%) в формировании общих доходов в консолидированных бюджетах субъектов.

14. Система налогов и сборов в РФ и их классификация.

Налоговая система  – это совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с  налоговым законодательством, а  так же совокупность норм и правил, определяющих полномочия и систему  ответственности сторон, участвующих  в налоговых правонарушениях. Классификация налогов: 1) налоги классифицируются по способу изъятия: прямые, косвенные, акцизы, НДС; 2) по органу распоряжения взимания налога: федеральные, региональные, местные; 3) классифицируются по способу использования: общие, целевые. 

 

9. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы – это вычеты, скидки при определении налогооблагаемой базы, по существу, это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Они имеют большое социально-экономическое значение. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц. Для предпринимателей они стимулируют процесс производства. Также есть существуют такие элементы налога, как: налоговая база, налоговый период, оклад налога и др. 

 

16. Упрощенная система налогообложения и условия перехода к ней организаций (критерии и показатели).

Упрощ. сис-ма налогообл-ния (УСН) является специальным налоговым режимом и применяется налогоплат-ком на добровол. основе. Следует иметь в виду, что перевод налогоплательщиков  на УСН осущ-ся в заявительном порядке. В период с 1 окт. по 30 нояб. года, предшествующего году, с кот-го налогоплат-щик изъявил желание перейти на УСН, им подается в налог. орган по месту своего нахождения заявление. По рез-там рассмотрения налог. орган в месячный срок со дня регистрации заявления в письм. форме уведомляет налогоплат-ков о возможности либо невозможности применения УСН. Право перехода на УСН не представляется только тем орг-циям, кот-е имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами или представительствами и указанные в кач-ве таковых в учредит. док-т. Орг-ции, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять УСН на общих основаниях.  

 

20. Элементы акцизного налогообложения и их характеристика.

Ставки акцизов  явл. едиными для всех товаров на всей тер-рии РФ. Сущ-ет 2 осн. групп ставок: 1) адвалорные – это %-ые ставки к ст-ти товара по отпускным ценам без учета акцизов. 2)специфические ставки – устанавливаются в рублях и копейках за единицу товара 3)адвалорно-специфические - ставка устанавливается одновременно и руб. и в %-ах , так же сущ-ет 0-ая %-ая ставка – для автомобилей легковых мощностью двигателя меньше 90 лошадиных сил. Налог. база опред-тся по кажд. виду подакцизного товара и зависит от налог. ставок. Если для подакцизного товара действует специфич. ставка, то налог. база опред-ся как объем реализованных подакцизных товаров в натур. выражении. Если действуют адвалорные ставки, то налоговая база равняется ст-ти реализованных подакцизных товаров исходя из рын. цен, без акциза, НДС и налога с продаж. Сроки и порядок уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на таможенную тер-рию РФ устанавливается тамож. закон-вом.  

 

22. Элементы земельного налога и их характеристика.

Земельный налог  – уплачивают собств-ки земли, землевлад-цы и землепольз-ли. Объект обложения: налог взимается за земли с/х назнач. и за земли не с/х назнач. Нал. период: календарный год. Нал.база = ставка * 1 ед. земельной площади в расчете на 1 год. Уплата нал. – в 2 срока – до 15 сентября, до 15 ноября. Для физлиц – налог рассчит-т нал. органы, высылают до 1 августа. Для юрлиц – орг-ции должны предъявить расчет в нал. органы не поздн. 1 июля. Льготы:не уплачивают: заповедники; ботан. сады; инвалиды 1 и 2 гр.; учрежд. культуры; земли, исп-мые службами пожарной охраны; герои СССР и РФ.  Когда возникает право на льготу, с этого же мес. наступает освобождение от уплаты нал. Если право на льготу утеряно – со след-го начинаем платить. 

 

22. Элементы налога на добавленную стоимость и их характеристика.

Налогоплат-ками НДС явл.: орг-ции, индивид. предприниматели; лица, признаваемые налогоплат-ми НДС в связи с перемещением товаров через тамож. границу РФ, кот-е опред-ся в соот-вии с тамож. кодексом РФ. Объект налогообл-я: 1.реализация товаров (работ, услуг) на тер-рии РФ. Налог. база опред. как ст-ть этих товаров (работ, услуг) без учета налога с продаж и НДС. 2. Передача на тер-рии РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собст. нужд, расходы на кот-е не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль орг-ций. 3. Выполнение строительно-монтаж. работ для  собст. потребления. Налог. база опред-ся как ст-ть выполнен. работ, исчисленная исходя из всех фактич. расходов налогоплат-ка на их выполнение. 4. Ввоз товаров на тамож. тер-рию РФ. В налог. базу следует включать тамож. ст-ть ввозим. товаров, а также подлежащие уплате тамож. пошлину и акцизы. 

 

 

 

24  Элементы налога на игорный бизнес.

Налогопл-щиками – орг-ции и физ. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объект налогообл-ния:1) игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр; 2) игровые автоматы; 3) кассы тотализаторов; 4) кассы букмекерских контор. Кол-во объектов налог-жения нужно зарегистрировать в налоговом органе по месту нахождения игорного заведения и получить свидетельство о регистрации. Любое изменение кол-ва объектов налог-жения должно быть зарегистрировано в течение 5 дней со дня установки или выбытия объекта. Ставки налога устанавливаются на каждый объект. Налог. период - календарный месяц. Налог плательщик исчисляет ежемесячно, самостоятельно и представляет в налоговую по месту регистрации игорного заведения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Уплата налога происходит в течение 5 дней с момента представления расчетов в размере 1/12 годовой суммы налога. Деятельность субъектов игорного бизнеса не относится к реализации товаров (работ, услуг), поэтому они не платят оборотных налогов (НДС, налог с продаж). 

Информация о работе Виды налоговых ставок и их применение в налогообложении