Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методики и практики применения упрощенной системы налогообложения на предприятии.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
• Изучить сущность упрощенной системы налогообложения в России, а так же порядок перехода и прекращения ее применения;
• На примере конкретного предприятия рассмотреть особенности применения упрощенной системы налогообложения, а так же дать краткую характеристику предприятию;
• Рассмотреть преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения в России.
В качестве объекта исследования в курсовой работе рассматривается предприятие ООО «Турцов».

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения
1.1 История развития упрощенной системы налогообложения в России
1.2 Экономическая сущность упрощенной системы налогообложения
1.3 Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения и прекращения ее применения
Глава 2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Турцов»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Турцов»
2.2 Анализ налогообложения на предприятии ООО «Турцов» за 2009-2011г.
Глава 3. Проблемы и основные направления оптимизации применения упрощенной системы налогообложения в России
3.1 Преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)
  • применение УСН далеко не всегда уменьшало налоговое бремя, особенно если на предприятии основные затраты шли на оплату труда (такое предприятие вынуждено платить значительный по сумме единый социальный налог);
  • единым налогом заменялись многие, но не все налоги. Так, например, сохранялся единый социальный налог с достаточно сложной процедурой исчисления и уплаты;
  • покупатели продукции малых предприятий не могли предъявлять к зачету НДС по приобретенной от малых предприятий продукции просто потому, что в рамках упрощенной системы налогообложения НДС не уплачивается. Отсюда следовала невозможность возврата НДС. Как известно, величина НДС, принимаемого к зачету при исчислении налога, передается по цепочке от поставщика к покупателю и от него к последующим покупателям. Если в этой цепочке оказывалось малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, то следующие за ним покупатели лишались этого права, что было равновесно для них существенному увеличению цены. Это обстоятельство ограничивало область целесообразного применения упрощенной системы предприятиями либо работающими непосредственно на розничную торговлю, либо наоборот, стоящими в самом начале технологической цепи, т.е. производящими продукцию из собственного сырья.
  • применение УСН не способствовало повышению конкурентоспособности продукции малых предприятий и росту спроса на их продукцию;
  • выбор объекта обложения (совокупный доход или валовая выручка) осуществлялся органом власти, а не налогоплательщиком; состав затрат малого предприятия, подлежащих вычету для формирования совокупного дохода согласно данному закону, был очень слабо связан с порядком калькулирования себестоимости в целях налогообложения прибыли. Более того, перечень затрат был явно неполный, что приводило к завышению совокупного дохода и росту налога;
  • применять УСН мог весьма ограниченный круг предприятий, поскольку законом «Об упрощенной системе налогообложении учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» были предусмотрены собственные (отличные от принятых в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства») критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Упрощенную систему было целесообразно использовать на предприятиях, ведущих несложную хозяйственную деятельность, причем только один ее вид, а также имеющих небольшое число поставщиков и покупателей и не использующих сложные системы взаимных расчетов с поставщиками и покупателями. У многих предприятий хозяйственная деятельность являлась достаточно сложной и многоплановой (много поставщиков, много видов деятельности и т.п.), было необходимо тщательное ведение аналитического учета, поэтому переход на упрощенную систему приводил к утрате контроля за деятельностью предприятия;
  • УСН не гарантировало стабильности для предпринимателя, особенно для растущего бизнеса. Любое изменение в его деятельности, приводящее к несоответствию критериям отнесения к субъектам УСН, обязывало предприятие возвратиться к «принятой ранее» системе (т.е. к традиционной) и влекло за собой серьезные санкции, поэтому быстрорастущие предприятия были вынуждены параллельно вести и традиционный учет;
  • имела место путаница в льготах. Например, стало непонятно, сохраняются ли льготы по ускоренной амортизации, предусмотренные законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Особую важность этот вопрос приобрел в связи с изменением законодательства о налоге на прибыль.
  • наконец, уплата стоимости патента в рамках УСН фактически являлась завуалированной формой авансового платежа по единому налогу. То, что платежи являлись авансовыми, не слишком способствовало развитию малого предпринимательства - еще не начав работать и не получив прибыль, предприниматель уже оказывался должен государству. Хотя в некоторых региональных зонах, в частности в законе г. Москвы, было определено бесплатное получение патента юридическими лицами, большинство региональных законов предполагают конкретные и весьма серьезные суммы оплаты патента. Годовая стоимость патента для организаций и предприятий устанавливается с учетом ставок единого налога органами власти субъектов Федерации. Субъекты Федерации использовали свое право самостоятельного установления стоимости патента, как для юридических, так и для физических лиц весьма разнообразно.

Вследствие вышеперечисленных  недостатков 13 апреля 2002 года Правительство внесло на рассмотрение Государственной думы проект Федерального закона, предусматривающий дополнение части второй Налогового кодекса РФ главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства». Закон был принят 24 июля 2002 года и субъекты малого предпринимательства смогли воспользоваться новой упрощенной системой налогообложения с 1 января 2003 года [10 c. 15].

Таким образом, подводя  итоги главы можно сделать  вывод о том, что упрощенная система  налогообложения активно используется в мировой практике для развития малого и среднего бизнеса. В постсоветской России также происходит становление и развитие системы упрощенного налогообложения.

    1. Экономическая сущность упрощенной системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения дает возможность юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям добровольно перейти на уплату единого налога.

Для юридических лиц  уплата единого налога заменяет:

  • налог на прибыль1;
  • налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);
  • налог на имущество организаций;
  • единый социальный налог.

Для индивидуальных предпринимателей уплата единого налога заменяет уплату:

  • налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
  • единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц);
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

Вместо вышеупомянутых налогов в бюджет перечисляется  единый налог. Налоги, не вошедшие в указанный перечень, уплачиваются организациями и предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, в общем порядке наряду со взносами на обязательное пенсионное страхование.

Для организаций и  индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Они также не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Пример:

ООО «Студент» перешло  на УСН с 1 января текущего года.

В феврале была произведена  закупка мощных современных компьютеров  за рубежом. ООО было вынуждено уплатить НДС при ввозе указанного оборудования, несмотря на тот факт, что уплата единого налога (в общем случае) заменяет уплату НДС.

Несмотря на то, что  ООО освобождено от уплаты ЕСН, оно  по-прежнему является налоговым агентом  по НДФЛ с зарплаты своих сотрудников (т.е. удерживает и перечисляет НДФЛ в бюджет). ООО также платит взносы на обязательное пенсионное страхование своих сотрудников.

Объектом налогообложения  и налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения  может быть один из двух показателей:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор производится самим  налогоплательщиком в момент подачи заявления на применение упрощенной системы налогообложения. Объект налогообложения не может менять налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения данного режима налогообложения.

Для налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, дополнительно предусмотрена возможность применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Определение доходов и расходов

В качестве метода признания  доходов и расходов применяется  кассовый метод.

В состав доходов включаются:

  • доходы от реализации товаров и имущественных прав (в т.ч. авансы, полученные в счет будущих поставок);
  • внереализационные доходы.
  • Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не учитываются и при применении упрощенной системы налогообложения.

В состав расходов, уменьшающих налоговую базу при расчете единого налога, включаются:

  • расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов;
  • расходы на ремонт основных средств (в т.ч. числе арендованных);
  • материальные расходы2;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на обязательное страхование работников и имущества, производимые в соответствии с законодательством РФ;
  • суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам);
  • проценты по кредитам и займам, а также расходы, связанных с оплатой банковских услуг;
  • расходы на обеспечение пожарной безопасности организации, охрану имущества, обслуживание охранно-пожарной сигнализации и иные охранные услуги;
  • арендные платежи за арендуемое имущество;
  • расходы на содержание служебного транспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (в пределах норм);
  • расходы на командировки;
  • расходы на канцелярские товары;
  • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;
  • расходы на рекламу товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
  • расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
  • расходы на покупку товаров;
  • и др. расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ [3 c. 340].

Если основные средства приобретены в период применения упрощенной системы, расходы на их приобретение принимаются в момент ввода объектов основных средств в эксплуатацию сразу в полных суммах (включая НДС).

Стоимость имущества, купленного до перехода на упрощенную систему, принимается  равной его остаточной стоимости на момент перехода. Механизм списания этой стоимости в расходы зависит от срока полезного использования основного средства.

Если этот срок не превышает 3 лет, то остаточная стоимость основного  средства включается в расходы в  течение одного года применения упрощенной системы (равными долями по отчетным периодам).

Если срок полезного  использования основного средства составляет от 3 до 15 лет включительно, то в течение первого года применения упрощенной системы списывается 50% остаточной стоимости, во второй год – 30%, в третий – 20% стоимости основного средства (равными долями по отчетным периодам).

Если срок полезного  использования основного средства превышает 15 лет, то остаточная стоимость  такого средства включается в расходы  на приобретение основных средств в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основного средства.

Перечень расходов для  упрощенной системы является закрытым, т.е. расходы, не указанные в ст. 346.16 НК РФ, не принимаются во внимание при  расчете единого налога.

Пример:

ООО «Студент» перешло  на УСН с 1 января текущего года. На момент перехода у ООО числились следующие  основные средства:

• сервер со сроком полезного использования 3 года и остаточной стоимостью 62 000 руб.;

• машина со сроком полезного использования 10 лет и остаточной стоимостью 480 000 руб.;

• металлический сейф со сроком полезного использования 20 лет и остаточной стоимостью 150 000 руб.;

В 1-й год применения УСН ООО «Студент» приобрело  холодильник стоимостью 75 000 руб. (в  т.ч. НДС) со сроком полезного использования 5 лет.

ООО «Студент» отражает расходы на приобретение основных средств  следующим образом:

1-й год применения  упрощенной системы:

• сервер – 62 000 руб. (т.е. вся сумма списывается на расходы равномерно по отчетным периодам);

• машина – 240 000 руб. (480 000 руб. Ч 50%);

• металлический сейф – 15 000 руб. (150 000 руб. : 10 лет);

• холодильник – 75 000 руб. (вся стоимость оборудования, включая НДС, списывается на расходы в момент ввода оборудования в эксплуатацию);

2-й  год применения упрощенной системы:

• машина – 144 000 руб. (480 000 руб. Ч 30%);

• металлический сейф – 15 000 руб. (150 000 руб. : 10 лет);

3-й  год применения упрощенной системы:

• машина – 96 000 руб. (480 000 руб. Ч 20%);

• металлический сейф – 15 000 руб. (150 000 руб. : 10 лет)

В последующие  годы ООО «Студент» будет списывать  только стоимость металлического сейфа (15 000 руб. в год) при условии, что  новые основные средства не приобретаются.

Расчет  единого налога

Расчет налога зависит  от выбранного объекта налогообложения.

Расчет налога, когда  объект налогообложения – доходы:

Если объектом налогообложения  являются доходы, то расчет налога производится по ставке 6%:

Расчет налога, когда  объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов

Если объектом налогообложения  являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то расчет налога производится по ставке 15%3:

Однако во втором случае, если сумма налога получится меньше 1% от доходов организации, то в бюджет надо будет уплатить сумму так называемого минимального налога, который рассчитывается следующим образом:

Разница между суммой исчисленного минимального налога и  суммой единого налога, исчисленного в общем порядке, подлежит включению в расходы следующего года. [2]

Упрощенная  система налогообложения на основе патента.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской  деятельности, указанные в ст. 346.25.1, вправе перейти на упрощенную систему  налогообложения на основе патента.

С 1 января 2009 года расширен перечень видов предпринимательской  деятельности, в отношении которых  может применяться упрощенная система  налогообложения на основе патента. В новый перечень, в частности, включены услуги общественного питания, занятия частной медицинской или частной фармацевтической, а также детективной деятельностью, предоставляемые лицом, имеющим соответствующую лицензию, услуги сбыта сельскохозяйственной продукции и др.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения