Учетная политика организации для целей налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

В связи с эти основной целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики предприятия для целей налогообложения.
Задачами данной курсовой работы будут:
– раскрыть сущность учетной политики организации для налогообложения;
– рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;
– отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……..3
Глава I. Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи
1.1 Сущность учетной политики организации для налогообложения.…6
1.2 Формирование учетной политики и ее основные элементы ……..….8
1.3 Факторы, влияющие на выбор учетной политики…………………10
1.4 Задачи, решаемые при формировании учетной политики………....12
Глава II. Отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухгалтерского учета………………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…….….….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….........21
Приложение 1 Заполнение декларации по налогу на прибыль по варианту 1...22

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 106.86 Кб (Скачать файл)

 
Как распределять входной налог? Теоретически не запрещены практически любые  способы ведения раздельного  учета, например:

- исходя из фактических затрат  на реализованную продукцию;

- исходя из процентного отношения  отгруженной на экспорт продукции  к ее общему объему;

- пропорционально отношению стоимости  товаров, отгруженных на экспорт,  к общей стоимости отгруженных  товаров.

 
Это три основных варианта. Однако могут  быть и более сложные схемы.

 
Например, входной НДС, непосредственно  относящийся к экспортным операциям, распределяться не будет, а вот входной  НДС по затратам, которые производятся в интересах деятельности всей компании в целом, будет распределен по заранее избранному организацией критерию.

 
То, что налогоплательщик в данной ситуации волен в выборе механизма  распределения, подтверждается Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 26.09.2008 N Ф04-5168/2008(10379-А03-25) по делу N А03-11860/07-34. Решение этого суда было поддержано Определением ВАС РФ от 09.04.2009 N 658/09.

 
Таким образом, организация имеет  право разработать механизм распределения  входного НДС, который будет в  максимальной степени учитывать  ее особенности и, соответственно, окажется максимально удобным или выгодным.

http://www.pnalog.ru/material/nalogovaya-uchetnaya-politika

Учетная политика для целей налогообложения  и ее отличия от учетной политики для целей бухучета

Налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу на основе данных бухгалтерского учета, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ. В этой связи  бухгалтерские регистры должны быть организованы таким образом, чтобы  определять обязательства по налогам  с минимальными трудозатратами.

Законодательство о налогах  и сборах содержит также ряд предписаний, затрагивающих организацию бухгалтерского учета: например, требование о ведении  раздельного учета отдельных  объектов налогообложения. В отдельных  случаях у налогоплательщика существует возможность выбора одной из предлагаемых нормативными документами методик определения налоговых обязательств. Во второй части Налогового кодекса (статья 167) введено новое понятие «учетная политика для целей налогообложения», к предмету которой Налоговый кодекс относит принятие решения об определении даты реализации товаров (работ, услуг). Устанавливая порядок формирования и изменения, а также сроки составления учетной политики для целей налогообложения, Налоговый кодекс во многом повторяет положения, установленные документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для учетной политики (см. таблицу 1). 

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика учетной политики и учетной политики для целей налогообложения

Характеристика

Учетная политика для целей  налогообложения

Учетная политика

Порядок принятия

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения

для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания.

для вновь созданной организации  считается применяемой со дня  приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Порядок утверждения

утверждается соответствующими приказами  руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

утверждается соответствующими приказами  руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

Сроки утверждения

вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения  не позднее окончания первого  налогового периода

вновь созданная организация оформляет  избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной  регистрации)


 

 

Налоговый кодекс не устанавливает  требования последовательности учетной  политики для целей налогообложения  от одного налогового периода к другому  и, соответственно, не выделяет случаи, когда организация имеет право  изменить учетную политику для целей  налогообложения. Можно предположить, что налоговая политика должна применяться  без изменений в течение календарного года, однако это напрямую не предусмотрено  пунктом 12 статьи 167 НК РФ.

Хотя учетная политика для целей  налогообложения упоминается только в главе 21 НК РФ в связи с определением обязательств по налогу на добавленную  стоимость, иные акты законодательства о налогах и сборах также содержат положения, предполагающие выбор налогоплательщиком того или иного порядка определения  обязательств перед бюджетом. Представляется, что в учетной политике для  целей налогообложения также  должны быть раскрыты такие аспекты  как организация раздельного  учета, методики распределения расходов для целей налогообложения и  порядок расчета по налогам обособленных подразделений организаций.

В ряде случаев методы налогового планирования, основанные на занижении величины бухгалтерской прибыли, негативно влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. В качестве альтернативного подхода можно предложить формировать показатели бухгалтерской отчетности по одним правилам, а для целей налогообложения использовать другие, закрепив их в учетной политике для целей налогообложения. Однако использование различных методик для целей бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств ведет в ряде случаев к неоправданным затратам, порождает необходимость громоздких и трудоемких расчетов и, следовательно, повышает риск неправильного определения налоговых обязательств.

Определение момента реализации для  целей налогообложения

При определении обязательств по налогу на добавленную стоимость дата реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения.

Налогоплательщики, принявшие в  учетной политике для целей налогообложения  дату возникновения налогового обязательства  по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, определяют дату реализации, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 167 НКРФ, как наиболее раннюю из следующих дат:

- день отгрузки товара (выполнения  работ, оказания услуг);

- день оплаты товаров (работ,  услуг).

Налогоплательщики, принявшие в  учетной политике для целей налогообложения  дату возникновения налогового обязательства  по мере поступления денежных средств, определяют дату реализации как день оплаты товаров (работ, услуг), в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 167 НК РФ.

Для целей расчета налога на прибыль  организация также должна определить момент реализации продукции (работ, услуг). Согласно пункту 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — по поступлению средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления получателю (заказчику) расчетных документов.

Таким образом, для целей налогообложения  выручка от реализации может учитываться  «по оплате» или «по отгрузке». Соответствующее решение должно быть оформлено специальным распорядительным документом – учетной политикой  для целей налогообложения.

Однако для целей бухгалтерского учета организации не могут определять момент признания выручки в учетной  политике. Выручка принимается к  бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной  в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и  иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности, согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденного  приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н. Отражение выручки в сумме, равной величине поступивших денежных средств, допускается в специально установленных случаях. (В настоящее  время такой порядок предусмотрен для малых предприятий.)

Таким образом, выручка, отражаемая по счетам бухгалтерского учета, отличается от показателя реализации для целей  налогообложения. Величина последней определяется на основе аналитических процедур.

Если организация определяет выручку  для целей налогообложения по мере оплаты расчетных документов, происходит отсрочка уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской  задолженности за отгруженные товары (работы, услуги). В этом случае организация получает налоговую экономию вследствие того, что позднее уплачивает налог на прибыль.

Организация раздельного учета  оборотов по реализации и расходов для целей налогообложения

Для получения права на применение налоговых льгот организации  в ряде случаев обязаны вести  раздельный учет доходов, расходов и  имущества. Ведение раздельного  учета не обязательно означает выделение  аналитических счетов для отражения  отдельных доходов, расходов или  активов. В ряде случаев расходы и стоимость активов распределяются пропорционально выбранной базе, причем по счетам бухгалтерского учета записи не делаются.

Налогоплательщики имеют право  либо самостоятельно выбирать базу распределения  для организации раздельного  учета, либо должны следовать рекомендациям  нормативных документов.

Пример.

При определении суммы  НДС, подлежащей зачету по товарам (работам, услугам), потребленным для получения  дохода от экспорта, налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать базу, пропорционально которой будут  распределены расходы и относящиеся  к ним суммы НДС межу экспортными  поставками и поставками на российский рынок. В частности, в зависимости  от специфики процессов продаж и  производства могут быть использованы следующие методики:

- «прямым счетом». Если  уже на стадии производства  известно, куда будет продана  соответствующая партия продукции,  возможно исчислять затраты, непосредственно  связанные с производством каждой  конкретной партии;

- по удельному весу  себестоимости товарной продукции,  реализованной на экспорт, в  общей величине себестоимости  реализованной за период товарной  продукции;

- по удельному весу  полученной выручки от экспорта  продукции в общей величине  выручки от реализации продукции,  полученной за отчетный период.

Пример.

Порядок распределения  накладных расходов, относящихся  к доходам, облагаемым налогом на прибыль по разным ставкам, установлен в пункте 2.10 инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль  предприятий и организаций». Накладные (общехозяйственные и общепроизводственные) расходы должны распределяться между  видами деятельности пропорционально  размеру выручки, полученной от каждого  вида деятельности, в общей сумме  выручки. (Для организаций торговли вместо выручки в расчете участвует  валовой доход.)

В учетной политике для целей  налогообложения целесообразно  отметить факты ведения раздельного  учета по правилам, установленным  нормативными документами, а также  подробно изложить способы ведения  раздельного учета самостоятельно разработанные в организации.

Организация учетных регистров  с целью упрощения расчета  налогооблагаемых баз

В настоящее время показатели, отражаемые в бухгалтерском учете, анализируются  и корректируются для целей налогообложения. Отдельные рекомендации по проведению корректировок доходов и расходов для целей расчета налога на прибыль  содержит Приложение № 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 (Справка  о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой  декларации) налога от фактической  прибыли»).

Учитывая требования законодательства о налогах и сборах, можно организовать аналитический учет объектов обложения  таким образом, чтобы упростить  расчет налогов, минимизировать работу бухгалтера и, следовательно, снизить  риск ошибок при расчете налогов.

В частности, доходы и расходы можно  отражать в учете так, чтобы доходы (расходы), на сумму которых должна быть откорректирована валовая прибыль, отражались обособленно. Например, валовая  прибыль для целей налогообложения  должна быть откорректирована на следующие  суммы (см. таблицу 3). 

 

Таблица 3. Отдельные корректировки  валовой прибыли для целей  налогообложения

Содержание корректировки

Характер корректировки

по Справке

Комментарий

+

-

Расходы по процентам за пользование  кредитами (займами), включаемые в себестоимость  для целей налогообложения 

Себестоимость (пункт 1.2)

прибыль для целей налогообложения 

(пункт 4.19)

 

Такие расходы уменьшают облагаемую базу согласно подпункту «с» пункта 2 Положения о составе затрат

Расходы по процентам за пользование  кредитами (займами), не включаемыми  в себестоимость для целей  налогообложения 

Прибыль для целей налогообложения

(пункт 4.20)

 

Такие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу

Отрицательные суммовые разницы, учтенные в составе прочих расходов

Прибыль для целей налогообложения (п. 4.10)

 

Такие расходы не уменьшают облагаемую базу 

Доходы от участия в уставных капиталах других организаций, если это является предметом деятельности организации

-

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) 

 

 

Такие доходы отнесены к внереализационным доходам (пункт 14 Положения о составе затрат) и облагаются по специальной ставке

Расходы от участия в уставных капиталах  других организаций, если это является предметом деятельности организации

 

Себестоимость продукции (работ, услуг)

Такие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу

Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году

Прибыль для целей налогообложения (пункт 4.21)

 

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ, учитываются  при перерасчете налоговых обязательств в периоде совершения ошибки

Прибыль прошлых лет, выявленная в  отчетном году

 

Прибыль для целей налогообложения

(п. 5.7)

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ, учитываются  при перерасчете налоговых обязательств в периоде совершения ошибки

Информация о работе Учетная политика организации для целей налогообложения