Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 04:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить механизма взимания и исчисления транспортного налога, раскрыть взаимосвязь всех понятий, их внутреннюю логику и методику функционирования.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы взимания транспортного налога;
изучить нормативно-правовые основы транспортного налога, порядок исчисления;

Содержание работы

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА……………………….5
1.1 Понятие транспортного налога и этапы его развития……………………...5
1.2 Плательщики транспортного налога, налоговые льготы, налоговый период, порядок определения налоговой базы………………………………….7
1.3 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога…………………….11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В ОАО АСК «СТЕРХ» г.ЯКУТСК………….12
2.1 Организационно-правовые аспекты деятельности ОАО АСК «Стерх» г.Якутск…………………………………………………………………………..12
2.2 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога в ОАО АСК «Стерх» г.Якутск…………………………………………………………………………..14
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА……………………………………...17
3.1.Проблемы уплаты транспортного налога в Российской Федерации, в том числе в Республике Саха (Якутия)……………………………………………17
3.2. Пути совершенствование механизма транспортного налога в Российской Федерации………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...27
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................

Файлы: 1 файл

Транспортный налог (курсовая).docx

— 48.36 Кб (Скачать файл)

Попытка разрешить  данную ситуацию была предпринята Минфином России. В частности, было определено приоритетное значение Конвенции о  дорожном движении по сравнению с  Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, так как последний  не содержит критериев, достаточных  для отнесения перечисленных  в нем транспортных средств к  соответствующим категориям, предусмотренным  главой 28 НК РФ, и потому может применяться  для целей исчисления транспортного  налога только в части, не противоречащей Конвенции. Чтобы избежать дальнейших разногласий, в главу 28 НК РФ необходимо внести изменения, а именно указать  документ, на который следует ссылаться  при определении категории транспортного  средства.

О понижающем коэффициенте к  налоговым ставкам

Согласно  ст. 14 НК РФ транспортный налог относится  к региональным, он поступает в  бюджет субъекта Федерации. Однако поступления  данного налога, как правило, невелики.

При установлении ставок налога нужно обратить особое внимание на транспортные предприятия, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности  и осуществляющие пассажирские перевозки. Не секрет, что большая часть транспортных средств в регионах используется свыше установленного срока их эксплуатации. Автобусный парк обновляется редко.

В связи с  этим для транспортных предприятий, находящихся в государственной  или муниципальной собственности  и осуществляющих пассажирские перевозки, предлагается установить понижающий коэффициент  при исчислении транспортного налога с пассажирского транспорта, срок эксплуатации которого превышает установленный  уровень. Размер коэффициента должен зависеть от того, на сколько лет превышен срок эксплуатации. Необходимым условием применения коэффициента должно стать  целевое использование сэкономленных  транспортным предприятием средств - для  обновления подвижного состава. Применение понижающего коэффициента позволит не только снизить себестоимость  пассажирских перевозок, но и ускорить процесс обновления автобусного  парка.

В целях более  точного учета  транспортных средств  для расчета  транспортного налога с применением  понижающего коэффициента предлагается  ввести специализированные формы  учетных регистров.

В регистре, который  заводится  на каждое транспортное средство, будет содержаться следующая  информация: идентификационный номер  транспортного средства, регистрационный  знак, модель, год изготовления, мощность  двигателя, фактический срок эксплуатации, превышение фактического срока эксплуатации над установленным уровнем, размер понижающего коэффициента, количество владельцев, ставка налога, сумма перечисленного авансового платежа по транспортному  налогу.

Наиболее  оптимальным было бы  автоматизированное ведение и формирование указанных  регистров. Это позволило бы облегчить  труд бухгалтера при расчете транспортного  налога по каждому транспортному  средству с учетом срока его полезного  использования.

Об обязанности организации  уплачивать авансовые платежи и  представлять расчет в случаях, когда  законом субъекта РФ такая обязанность  не установлена

По вопросу  об обязанности  организаций уплачивать авансовые  платежи по транспортному  налогу  и представлять соответствующий  расчет по этому налогу по окончании  отчетных периодов, в случаях, когда  субъектами РФ в региональных законах  такая обязанность (а также вообще, отчетные периоды) не установлена, возникла некоторая неопределенность.

Так, из письма Минфина РФ  от 13.02.2006 г. N 03-06-04-02/02 следует, что обязанность исчислять  и уплачивать авансовые платежи  по транспортному налогу и обязанность  представлять соответствующий расчет по этому налогу по окончании отчетных периодов установлена непосредственно  положениями НК РФ, т.е. федеральным  законодательством о налогах  и сборах. Поэтому данные обязанности  должны исполняться независимо даже от того, что региональный законодатель данные обязательства не установил. Кроме того, по мнению Минфина РФ, исходя из положений п. 6 ст. 362 НК РФ, региональный законодатель должен прямо  указать отдельные категории  налогоплательщиков, имеющие право  не исчислять и не уплачивать авансовые  платежи по налогу в течение налогового периода. Если же в региональном законе такого положения не содержится, необходимо считать, что действуют нормы  федерального законодательства.

Таким образом, Минфин РФ, указывая  в своем письме о необходимости  представлять расчеты  по транспортному  налогу и уплачивать авансовые  платежи по нему, фактически утверждает, что "порядок уплаты авансовых платежей" является категорией отличной от категорий "порядок уплаты налога" и "сроки уплаты налога". В связи с этим делается вывод, что поскольку данные элементы установлены  положениями НК РФ, то они должны применяться независимо от того, установил  ли соответствующие обязанности региональный законодатель на своей территории или не установил.

Однако, вышеуказанная  позиция Минфина  РФ, является неправомерной  по  следующим основаниям.

Во-первых, в  соответствии со ст. 356 Налогового кодекса  РФ транспортный налог вводится в  действие законами субъектов РФ, при  этом законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных  Кодексом, порядок и сроки его  уплаты.

Во-вторых, вышеуказанный  вывод подтверждается и положениями  п. 2 ст. 363 НК РФ, согласно которому налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу "если законами субъектов РФ не предусмотрено иное".

В-третьих, в  соответствии с  п. 3 ст. 57 НК РФ сроки  уплаты налогов определяются календарной  датой или истечением периода  времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также  указанием на событие, которое должно наступить или произойти.

В-четвертых, основным аргументом сторонников иной точки зрения, являются положения  п. 6 ст. 363 НК РФ в соответствии с которой, субъекты РФ должны активно, а не пассивно, определиться по вопросам введения отчетных периодов и уплате авансовых платежей по транспортному налогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Совершенствование уплаты транспортного  налога в Российской Федерации

В целях  повышения  налоговой автономии  органов  власти субъектов Российской Федерации, а также создания возможностей для  повышения доходов региональных бюджетов,  с 2010 года внесены следующие  изменения в главу 28 НК РФ:

  1. предоставить право органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога также в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса;
  2. увеличить средние ставки транспортного налога, установленные статьей 361 Кодекса в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. Такой порядок позволит региональным властям, при желании, не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств, либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов.

Несмотря  на простоту исчисления транспортного  налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль, НДС, страховых взносов во внебюджетные фонды, в процессе администрирования  налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие  транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования  транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства  налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы прописанные в  ст. 359 НК РФ.

Подытоживая, следует отметить, что дальнейшие пути совершенствования должны заключаться  не только в изменении законодательной  базы в этой области на основе выявления  наиболее значимых ошибок, но также  в радикальном повсеместном изменении  отношения налоговых органов  к своей работе, что является одним  из приоритетов налоговой политики.

К сожалению, транспортный налог  в настоящее  время не является  целевым. Дороги в Республики Саха (Якутия) желают лучшего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя  из вышеизложенного, следует заметить что значение региональных налогов  в налоговой системе определяется в первую очередь тем, что поступления  от этих налогов являются значительным источником формирования доходной части  региональных бюджетов (непосредственно  по транспортному налогу - территориальных  дорожных фондов), а следовательно, источником финансирования экономических  и социальных программ развития регионов (по транспортному налогу - финансирование содержания, ремонта, реконструкции  и строительства автомобильных  дорог общего пользования, относящихся  к собственности республик в  составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также  затрат на управление дорожным хозяйством).

Несмотря  на простоту исчисления транспортного  налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль, НДС, ЕСН, в процессе администрирования  налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости.

Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие  транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования  транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства  налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы прописанные в  статье 359 Налогового Кодекса РФ.

Подытоживая, следует сказать, что дальнейшие пути совершенствования должны заключаться  не только в изменении законодательной  базы в этой области на основе выявления  наиболее значимых ошибок, но также  в радикальном повсеместном изменении  отношения налоговых органов  к своей работе, что является одним  из приоритетов налоговой политики.

В ходе написания  курсовой  работы, были решены следующие  задачи:

  • изучена сущность транспортного налога;
  • проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая исчисление и уплату транспортного налога;
  • исследованы основные элементы;
  • выявлены основные проблемы, возникающие при исчислении транспортного налога, и пути их решения.
  • проанализированы изменения, вносимые  в налоговое законодательство Российской     Федерации по исчислению транспортного налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, принят Федеральным законом 51-ФЗ 30.11.1994г., посл. редакция Федеральный закон от 24.07.2008г. №161-ФЗ
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации, принят Федеральным законом 146-ФЗ 31.07.1998г., посл. редакция Федеральный закон от 26.11.2008г. №224-ФЗ
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
  4. Федеральный закон от 16.05.2007 № 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
  5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".
  6. Федеральный закон от 19.07.2007 № 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности".
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"
  9. Алиев Б.Х. "Налоги и налогообложение" учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 448с.
  10. Кисилевич Т.И. "Практикум по налоговым расчетам" учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2008. – 368с.
  11. Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части 2-ой Налогового кодекса РФ // «Все о налогах», 2008 - № 6-7.
  12. Нестеров В.В. и др. "Налоги и налогообложение" учеб.-метод. Пособие. Р.н/Д. Изд. "МарТ", 2006. - 256
  13. Коваль, Л.С. Налоговый учет в организации / Л.С. Коваль. – М.: Гелиос-АРВ, 2009. – 303 с.
  14. Разгулин С. Транспортный налог // Финансовая газета от 25.09.2008
  15. www.14nalog.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Таблица 1.

Ставки транспортного налога

Наименование  объекта налогообложения

Налоговая ставка

(в рублях)

Автомобили  легковые с  мощностью  двигателя  (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

 

 

2,5

3,5

 

5

 

7,5

 

15

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

 

1

2

 

5

Автобусы  с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

 

 

5

10

Грузовые  автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

 

 

2,5

4

 

5

 

6,5

 

8,5

Другие  самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и  гусеничном ходу (с каждой лошадиной  силы)

 

2,5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

 

 

2,5

5

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с  мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

 

 

10

20

Яхты  и  другие  парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

 

20

 

40

Гидроциклы  с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

 

 

25

50

Самолеты, вертолеты  и  иные  воздушные  суда,  имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

 

25

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой  тонны валовой вместимости)

 

20

Другие  водные и  воздушные  транспортные средства, не имеющие двигателей (с  единицы транспортного средства)

 

200

Информация о работе Транспортный налог