Теоретические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Файлы: 1 файл

курсач СТАРЫЙ.docx

— 190.70 Кб (Скачать файл)

Относительная поразрядная прогрессия также предусматривает деления доходов на разряды, каждому разряду присваивается процентная ставка налога, которая применяется ко всей базе обложения.

При данной форме прогрессии внутри разряда сохраняется пропорциональность обложения, однако при переходе к следующему разряду, так же как и при простой прогрессии, происходит резкий скачок.

Кроме того, возможны случаи, когда у владельца высокого дохода после уплаты налога останется в распоряжении сумма меньшая, чем у лица с более низким доходом.[6] Эта несправедливость устраняется применением сложной профессии.

Сложная поразрядная прогрессия считается наиболее полно удовлетворяющей требованию справедливости, особенно в отношении обложения физических лиц. При этом методе возросшая налоговая ставка применяется не ко всей налогооблагаемой базе, а только к той ее части, которая превышает предыдущий разряд. Элементы метода сложной поразрядной прогрессии были применены в налоговой системе России при установлении налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов установлены пониженные ставки

налогообложения. В явном виде регрессивное налогообложение сегодня не встречается.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Налоговая система РФ, ее характеристика

2.1Структура действующей налоговой системы РФ

 

  Любое государство имеет свою налоговую систему, которая является неотъемлемой частью его функционирования и экономического развития. Так, что же включает в себя определение налоговой системы?

Налоговая система государства – это совокупность налогов, сборов и прочих платежей, взимаемых на территории государства в установленном законом порядке, методов и форм налогообложения, а так же налоговых органов.

В состав налоговой системы входят:

  • виды налогов, установленные на территории государства,
  • субъекты налога (налогоплательщики),
  • законодательная база – законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения,
  • органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.[20]

Виды налогов в России

Согласно действующему Налоговому кодексу, в настоящий момент в России действуют следующие виды налогов:

Федеральные (налоги и сборы, которые выплачиваются по единым ставкам и стандартам на всей территории России),

Региональные (налоги, регулируемые органами власти субъектов РФ и обязательные к уплате на их территории),

Местные (налоги, устанавливающиеся представительными органами власти муниципальных образований и обязательные к уплате на территории муниципальных образований)

В число федеральных налогов входят:

  • налог на добавленную стоимость,
  • единый социальный налог,
  • налог на доходы физических лиц,
  • акцизы,
  • налог на прибыль,
  • водный налог,
  • налог на добычу полезных ископаемых,
  • сборы за пользование объектами биологических ресурсов,
  • госпошлина.

В число региональных налогов входят:

  • налог на игорный бизнес,
  • транспортный налог,
  • налог на имущество юридических лиц.

В перечень местных налогов входят:

  • налог на имущество физических лиц,
  • земельный налог.

Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:

  • упрощенная система налогообложения (УСН),
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД),
  • единый сельхоз налог (ЕСН),
  • специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции.

Данные специальные налоговые режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность освобождения от уплаты некоторых действующих налогов и сборов.[7]

Налогоплательщики и налоговые агенты

Согласно с нормами НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица и организации, на которых законом возлагается обязанность по уплате соответствующих налогов и сборов.

Налоговые агенты – это лица, на которых законом возлагаются обязанности по правильному исчислению и удержанию в полном объеме у налогоплательщика соответствующих налогов и сборов, а также их перечисление в бюджетную систему России.

Законодательная база

С 1 января 1992 года в соответствии с проведенной  налоговой реформой на территории Российской Федерации была сформирована новая налоговая система, общие принципы организации которой были определены в Федеральном Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятом 27 декабря 1991 года.[2]

Данный нормативный документ установил перечень подлежащих перечислению в государственный бюджет России налогов, сборов, пошлин и прочих платежей. Также закон определил права, обязанности и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков. Это было только начало формирования законодательной базы налогообложения в России.

Позднее в процессе становления системы налогообложения в России был принят и введен в действие главный документ, определивший основные понятия и регулирующий налоговые отношения в стране –Налоговый Кодекс РФ.[8]

Напомним, что I часть нового Налогового Кодекса Российской Федерации вступила в законную силу с 1 января 1999 года, а II часть Налогового Кодекса РФ вступила в законную силу с 1 января 2000 года. На сегодняшний момент – это основной документ, призванный регулировать налоговую систему России.

Органы государственного регулирования и контроля в сфере налогообложения

Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).

Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

ФНС к тому же обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства России в пределах компетенции, предоставленной законом налоговым органам.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы. [6]Осуществляет взаимодействие в области регулирования и контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и прочими учреждениями.

В целом можно подвести итог, что налоговая система – это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система – это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства.

Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.[16]

 

 

 

 

2.2Анализ налоговой системы РФ

Динамика налогов в России

На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы (табл. 2.1):

Таблица 2.1

Структура доходов федерального бюджета

Доходы федерального бюджета

В % к фактическому объему доходов

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Налоговые доходы

79.4

77.7

82.8

85.2

91.6

76.9

78.5

79.1

Неналоговые доходы

12.4

13.3

8.0

6.6

7.3

6.9

6.8

6.5

Доходы целевых бюджетных фондов

11.3

8.1

9.2

8.2

0.9

0.8

0.6

0.4


Источник : http://www.minfin.ru/ru/

 

Налоговых доходов в федеральный бюджет в 2010 году поступило в сумме 2712.1 млрд. руб. (103.8% к годовым бюджетным назначениям). Их доля в общей сумме доходов бюджета составила 79.1 % (в 2002-2003 г.г. их доля в общей сумме доходов была меньше – соответственно 76.9 % и 78.5 %).

Как видно из табл. 2.2 и рис. 2.1, большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2010 г. была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (39.5% от общего объема налоговых доходов), таможенных пошлин (31.7%), платежей за пользование природными ресурсами (16.0%), налога на прибыль организаций (7.6%), акцизов (4.3%).[21]

 

 

Рис. 2.1 Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2010 г.

Превышение фактического поступления налоговых доходов над запланированными на 2010 год составило 99.1 млрд.руб. При этом изменение макроэкономических показателей в 2010 году привело к увеличению налоговых доходов на 56.6 млрд.руб., в том числе:

  • в результате роста ВВП – 24.5 млрд.руб.;
  • за счет роста цен на энергоносители – 33.8 млрд.руб.;
  • за счет увеличения объемных показателей (добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта, подакцизной продукции) – 11.9 млрд.руб.;
  • изменение курса доллара и евро уменьшило налоговые доходы на 13.6 млрд.руб.

Таблица 2.2.

Исполнение федерального бюджета в 2010 году по основным налоговым сборам млн. рублей

 

Утверждено ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год"

Факт за 2010 год

Факт за 2009 год

% роста 2010 г. к 2009г

% исполнения 2010 г к годовым  бюджетным назначениям

Доля в общем объеме налоговых доходов в 2010 г(%)

Налоговые доходы всего

2612978.9

2712122.7

2029566.5

133.6

103.8

100

из них:

           

Налог на прибыль

187190.0

205719.7

170935.9

120.3

109.9

7.6

НДС

1023653.8

1069691.6

882063.5

121.3

104.5

39.5

Акцизы по товарам, производимым на территории России

110520.6

109738.6

248109.7

44.2

99.3

4.0

Акцизы по товарам, ввозимым на территорию России

5452.0

7466.4

4421.7

168.8

136.9

0.3

Платежи за пользование природными ресурсами

419175.2

434252.6

249507.7

174.0

103.6

16.0

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

841170.4

859736.8

452789.2

189.9

102.2

31.7

Прочие налоги, пошлины и сборы

23303.4

23702.4

7069,4

 

101.7

0.9

Информация о работе Теоретические основы налогообложения