Таможенная и государственные пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Таможенная пошлина является обязательным, безвозмездным, нецелевым формально (юридически) неналоговым платежом, которому присущи признаки налога. Легальное определение таможенной пошлины приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе". Согласно указанной статье таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования ВЭД в экономических интересах РФ.

Файлы: 1 файл

налоги контрольная.docx

— 43.86 Кб (Скачать файл)

По мнению некоторых авторов, таможенные сборы являются возмездным платежом за услуги, оказанные таможенными  органами. Однако, учитывая изложенное выше, по своей юридической природе таможенные сборы являются именно сборами, а не платой за публичные услуги таможенных органов. В этой связи, на наш взгляд, они, как и таможенная пошлина, представляют собой особый институт парафискалитета (квазиналоговые платежи).

В соответствии со ст. 357.1 "Виды таможенных сборов" ТК РФ к таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за таможенное  оформление;

2) таможенные сборы за таможенное  сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

В соответствии со ст. 357.5 ТК РФ плательщиками  таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена  обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.

На основании ст. 357.3 ТК РФ таможенные сборы по общему правилу исчисляются  лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно в валюте Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 357.4 ТК РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов за:

- таможенное оформление - применяются  ставки, действующие на день принятия  таможенной декларации таможенным  органом;

- таможенное сопровождение - применяются  ставки, действующие на день принятия  транзитной декларации таможенным  органом;

- хранение - применяются ставки, действующие  в период хранения товаров  на складе временного хранения  или на таможенном складе таможенного  органа.

Сроки уплаты таможенных сборов зависят  от их вида (ст. 357.6 ТК РФ). Так, таможенные сборы за:

- таможенное оформление - должны  быть уплачены до подачи таможенной  декларации или одновременно  с подачей таможенной декларации;

- таможенное сопровождение - должны  быть уплачены до начала фактического  осуществления таможенного сопровождения;

- хранение - должны быть уплачены  до фактической выдачи товаров  со склада временного хранения  или с таможенного склада.

В соответствии со ст. 357.7 "Порядок  и формы уплаты таможенных сборов" ТК РФ таможенные сборы уплачиваются по правилам и в формах, которые  установлены ТК РФ в отношении  уплаты таможенных пошлин, налогов:

- за таможенное оформление - при  декларировании товаров;

- за таможенное сопровождение  - при сопровождении транспортных  средств, перевозящих товары в  соответствии с процедурой внутреннего  таможенного транзита либо с  таможенным режимом международного  таможенного транзита;

- за хранение - при хранении товаров  на складе временного хранения  или на таможенном складе таможенного  органа.

Таковы общие положения правового  регулирования таможенных пошлин и  сборов нормами финансового и  таможенного законодательства Российской Федерации.

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных  условиях взимание государственной  пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как  сбор, взимаемый с организаций  и физических лиц при обращении  в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые  уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую  систему, поэтому ее можно считать  разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается  в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих  условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае обращения  за совершением юридически значимого  действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные  от уплаты госпошлины, размер последней  уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной  пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом  госпошлины являются услуги государственных  органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных  лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно  объединить в четыре группы (табл. 1).

Характеристика  государственных пошлин. Таблица 1

Вид пошлины

Объект обложения

Судебная

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления  и жалобы, подаваемые в арбитражные  суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления  и жалобы, подаваемые в суды общей  юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Нотариальная

Нотариальные действия (26 видов, ст. 33324)

Регистрационная

Государственная регистрация актов  гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация  программы для ЭВМ, базы данных и  топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация  юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Административная

Выдача документов, связанных с  приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)


С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным  лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная  пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной  пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых  заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины  могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

По уплате в бюджет государственной пошлины  главой 25.3 Налогового кодекса установлено  около 90 льгот, которые изложены в  статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых  юридически значимых действий, так  и в зависимости от категории  плательщиков и форм совершаемых  действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы  могут быть: условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины  государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов  государственной пошлины освобождены  следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои  Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены  также в зависимости от форм совершаемых  действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в  наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного  органа, осуществляющего открытие и  ведение счетов), в том числе  производящего расчеты в электронной  форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены  основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной  пошлины. В частности, уплаченная пошлина  должна быть возвращена плательщику  частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Информация о работе Таможенная и государственные пошлины