Сущность налогов и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:43, контрольная работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.
Целью контрольной работы является раскрытие понятия "налог", описание его видов и сущности.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность налогов 4
2 Функции налогов 7
3 Виды налогов 10
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

готовое.docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)

Иными словами происходит передача средств в пользу более  слабых и незащищенных категорий  граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории  плательщиков.

4. Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику3.

5. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.)4. Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

3 Виды налогов

 

В результате реформы налоговая  система России строится на сочетании  прямых и косвенных налогов

Прямые - это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К ним относятся: подоходный налог, налог на прибыль, имущественные налоги, в том числе на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на наследство; налоги на имущество и др. Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Реальные - это налоги на отдельные объекты имущества." поземельный, подомовый, промысловый, на ценные бумаги. Личные - это налоги на имущество или доходы отдельных физических или юридических лиц: подоходный налог, налог на прибыль, налог на доходы от денежных капиталов, налог с наследств и дарений, поимущественный налог.

Косвенные - это налоги на товары и услуги: налог с оборота (на добавленную стоимость), акцизы и др. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги и в конечном итоге оплачиваются потребителем.

Классификация налогов по органу взимания.

 В зависимости от  органа, взимающего налоги, выделяются государственные (республиканские) и местные налоги и сборы. Государственные налоги устанавливаются верховной властью, взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет. Местные же взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты. Часть республиканских и местных налогов имеет статус закрепленных доходных источников того или иного бюджета. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают, а соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Другая группа налогов - акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц - является регулирующим доходным источником. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый период (год или квартал). Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в местные бюджеты, а нормативы отчислений определяются при утверждении бюджета.

Классификация налогов по использованию.

 В зависимости от  целей использования выделяются общие и специальные налоги и сборы. Общие налоги - такие, которые используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов. Специальные - это налоги, имеющие целевое назначение.

 К общим налогам  относятся налог на добавленную  стоимость, на прибыль предприятий,  акцизы, налоги на имущество предприятий  и граждан, налог на доходы  физических лиц и др. Специальные  налоги служат источником финансирования  проводимых государством мероприятий.  Так, на строительство и содержание  автомобильных дорог общего пользования  общегосударственного и местного  значения расходуются средства  дорожных фондов, куда направляются  средства от взимания налогов  на пользователей автомобильных  дорог, с владельцев транспортных  средств. Кроме того, к специальным  относятся обязательные страховые  взносы, установленные законодательством:  отчисления в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования,  в Фонд занятости населения.

Классификация налогов по характеру установления налоговых ставок.

 По характеру взимания  налоговых ставок выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог, ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода. Прогрессивный налог - такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода. Регрессивный налог - такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы. Пропорциональный налог- такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода.

 Прогрессивное (перераспределяющее  доходы) налогообложение связано  в основном с прямыми налогами  на доходы и наследство. Используются  два способа прогрессивного обложения.  При первом (простая прогрессия) возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения. Второй способ (сложная прогрессия) предусматривает разделение доходов на части (ступени), каждая из которых облагается по своей ставке. В этом случае повышенные ставки действуют не для всего увеличившегося дохода, а лишь для части, превышающей предыдущую ступень. К наиболее типичным прогрессивным налогам относился личный подоходный налог, взимаемый с граждан. В последние десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для «справедливой» налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т.е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. Их оппоненты указывают на тормозящее воздействие высоких ставок подоходного налога на процесс накопления капитала, инвестиций, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест.

 Регрессивными являются  косвенные налоги. Например, государственная  пошлина по делам, рассматриваемым  в судебных инстанциях, (берется  в убывающем размере в зависимости  от степени повышения) искового  заявления имущественного характера.

 К пропорциональным  налогам относятся, например, налог  на; добавленную стоимость (10 или  20% в зависимости от вида произво­димой  продукции), налог на прибыль предприятий  и др.

 К налогам, установленным  в твердой форме, относятся,  в частности; регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью  и др.

Классификация налогов по субъекту обложения.

 Субъектами налогообложения  являются налогоплательщики - физические и юридические лица. Соответственно и налоги можно разделить на те, что взимаются с юридических лиц, и на те, которые уплачиваются физическими лицами. Изменяя количество и ставки налогов, государство осуществляет свою экономическую политику в области регулирования процессов накопления капитала, совершенствования структуры производимого ВВП и стимулирования развития тех или иных видов деятельности. Поскольку основная часть косвенных налогов, уплачиваемых юридическими лицами, включается в цену производимых товаров и услуг (акцизы, НДС, др.), в конечном итоге они оплачиваются потребителями. К числу основных функций данной категории налогов относится обеспечение социальной справедливости в перераспределении доходов населения.

Классификация налогов по объекту и источнику  обложения.

 Классификация налогов  по объекту обложения образует  несколько групп: налоги на имущество (с владельцев транспортных средств, на наследство), ресурсные налоги (земельный, лесной,), налоги на доход или прибыль (подоходный, на прибыль), налоги на действия - хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации (НДС, акцизы) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы (например, лицензионные сборы).

 Особое значение имеет  дифференциация налогов по источнику  обложения: издержки производства (себестоимость) или прибыль (доход). Правильность расчетов налога  на прибыль требует знания  состава затрат по производству  в реализации продукции (работ,  услуг), включаемых в себестоимость,  и порядка-формирования финансовых  результатов (прибыли или убытка).

В зависимости от источника  платежа налоги делятся на включаемые в себестоимость и уплачиваемые из прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

 Сколько веков существует  государство, столько же существуют  и налоги и столько же экономическая  теория ищет принципы оптималь­ного  налогообложения.

Налоги представляют собой  ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием  денежных доходов государства (бюджета  и внебюджетных фондов), необходимых  ему для выполнения соответствующих  функций - социальной, оборон­ной, правоохранительной, по развитию науки и др. Как составная  часть экономических отношений  налоги (через финансовые отноше­ния) относятся к экономическому базису, являются объективной необходимостью развития общества. Необходимость налогов  вытекает из функций и задач государства, у которого нет других методов  обеспечить себе доход в условиях рынка.

 

Список использованных источников

 

  1. Глава 25 НК РФ.
  2. Статья 57 Конституции РФ.
  3. Налоги и налогообложение: Евстигнеев Е.Н./ Краткий курс. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – м. 11-16.
  4. Налоги и налогообложение: курс лекций / Л.М.Барсегян. – Мн.: Акад.упр. при Президенте Респ.Беларусь, 2009 – с. 8-11.
  5. Налоги и налогообложение: уч.-мет.комплекс для студентов экономических специальностей. 2-е изд. Перераб. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006 – с. 6-27.
  6. Налоги / Пол ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика. 1996, С. 51-53.
  7. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие/Под реп. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресы, 1998. С. 60-65.
  8. Налогообложение: учеб. пособие/А.А. Савицкий. – Минск:Выш.шк., 2007. – с. 5-10.
  9. Пункт 1 статьи 8 НК РФ.
  10. Пункт 2 статьи 8 НК РФ.

 


Информация о работе Сущность налогов и их функции