Сущность налогов и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:43, контрольная работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.
Целью контрольной работы является раскрытие понятия "налог", описание его видов и сущности.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность налогов 4
2 Функции налогов 7
3 Виды налогов 10
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

готовое.docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального  обучения

Дальневосточный Федеральный Университет

 

 

 

 

 

ШКОЛА ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема: Сущность налогов и их функции

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка С1517 МУЗ гр. Игнатьева Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2013 г.

Содержание

 

Введение 3

1 Сущность  налогов 4

2 Функции  налогов 7

3 Виды налогов 10

Заключение 15

Список использованных источников 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. Налоги - одно из древнейших изобретений  человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств  для содержания органов государственной  власти и материального обеспечения  его функций. С тех пор в  мире многое изменилось, новые черты  приобрели задачи и функции государства. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

Ни одно государство не может нормально существовать без  взимания налогов; с другой стороны, налоги - один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность  обязательных платежей и государства  придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические  и юридические понятия, соотношение  которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры  термина "налог" русский экономист  М. М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: "С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа  которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой - установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций  государства".

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Целью контрольной работы является раскрытие понятия "налог", описание его видов и сущности.

1 Сущность налогов

 

Налоги представляют собой  один из основных методов мобилизации  государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным  методом сбора доходов в государственные  бюджеты. Как часть распределительных  отношений общества, налоги всегда отражают закономерности  производства. Смена общесвенно-экономических  формаций, изменения функций и  роли государства влияют на конкретные формы налогов  изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные  сборы и повинности  населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В широком смысле под налогом  понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое  количество различного рода определений  налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые  добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства  по отношению к лицу, вносящему  эти платежи. Таким образом, к  налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает  в связи с заключением плательщиками  с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с  целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной  власти. Однако налоговые платежи  могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные  и региональные) бюджеты или бюджеты  органов местного самоуправления, они  могут выступать средством образования  различного рода фондов. Налог не перестает  быть налогом только на основании  того, что законодатель устанавливает  необходимость зачисления выплачиваемых  сумм помимо бюджетных счетов на счета  каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения  новой стоимости – национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства и специфической  формой производственных отношений. При  перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают государственную  часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного  отчуждения части национального  дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства  формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся  в процессе изъятия части стоимости  национального дохода в пользу общегосударственных  потребностей.

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных  организаций начальной формой налогообложения  можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным  законом и, таким образом, становилось  принудительной выплатой или сбором.

По мере развития государства  налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е  годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная  концепция исходящая из того,  что налоговые поступления  являются продуктом двух основных факторов:  налоговой ставки и налоговой  базы.  Рост налогового бремени  может  приводить  к росту государственных  доходов только до какого - то придела,  пока не начнет сокращаться  облагаемая  налогом  часть  национального  производства. Когда этот предел будет  превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира,  такие,  как США,  Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и  некоторые другие/ провели налоговые  реформы, направленные на ускорение  и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях  снижена ставка налога на прибыль  корпораций. Например в США ставка корпорационного налога уменьшена  с 46 до 34%;  в Великобритании -с 45 до 35%;  во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а  в 1991 году -до 42%;  в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой  реформы в Дании.

Начало девяностых годов  явилось также периодом возрождения  и формирования налоговой системы  Российской Федерации.                  

Экономическая сущность  налогов характеризуется денежными  отношениями,  складывающимися у  государства с юридическими и  физическими лицами.  Эти  денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение  государства.  Поэтому  налог может рассматриваться  в качестве экономической категории  с присущими ей функциями.

2 Функции налогов

 

Основная функция налогов  – фискальная состоит в том, чтобы  обеспечивать государство денежными  средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное  назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов  средства расходуются государством на содержание административно-управленческого  аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция  налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Государство всегда влияет на поведение  экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство  может устанавливать разные условия  налогообложения для различных  категорий плательщиков, для осуществления  одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут  либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую  активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, они могут  способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить  его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социальной функции налогов, которая  реализуется посредством неравного  налогообложения разных сумм доходов. В этом случае правомерно говорить о регулирующей функции налогов. В России традиционно распространено  утверждение о наличии у налогов  контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким  образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над  налогообложением, а отчасти и  за распределением средств осуществляют налоговые органы.

Рассматривая современную  систему налогообложения, можно  сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие  основные функции: фискальную и экономическую регулирующую. Экономическая регулирующая функция включает в себя распределительную (социальную), контрольную и поощрительную функции.

  1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
  2. Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
  • Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений. Системы налогообложения, существующие в экономически развитых странах, представляют широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

 

  • Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется посредством повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 г. ставка налога на прибыль составляла 90%) налога на вывоз капитала и установления повышенных таможенных пошлин на имущество, акцизов и др.
  • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр.
  1. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л.Ходов, через налогообложение достигается "поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними".

Информация о работе Сущность налогов и их функции