Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:49, контрольная работа
Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Кроме налогов и сборов,
предусмотренных Законом
Налоговую систему государства, кроме структуры налогов, определяют способы взимания налогов. В налоговой практике применяется три основных способа взимания налогов: кадастровый, у источника, по декларации.
Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр ‑ это реестр, содержащий перечень типичных объектов, классифицируемых по определенным признакам. Этот способ в республике используется относительно земельного налога. Ставки этого налога зависят от кадастровой оценки земли, выраженной в баллах.
При втором способе налог перечисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. Это, в основном, подоходный налог.
Третий способ предусматривает предоставление налогоплательщиком налоговым органам декларации, то есть официального заявления о полученных за определенный период доходах.
Возможна комбинация трех способов изъятия налога, таким образом исчисляются и уплачиваются некоторые налоги в Республике Беларусь.
Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере.
Налоговый контроль—это элемент финансового контроля и часть налогового механизма.
Основные направления налогового контроля:
1) учет организаций и физических лиц;
2) налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;
3) налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;
4) налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;
5) налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами;
6) налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;
7) налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей;
8) налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.
Налоговый контроль занимает
весьма значительное место в системе
государственного финансового контроля,
поскольку посредством
Государственный налоговый контроль в Беларуси осуществляют Министерство по налогам и сборам и его инспекции. Кроме специальных налоговых служб, налоговый контроль в определенной степени осуществляет Министерство финансов, таможенные органы, иные контролирующие органы государства, в компетенцию которых может входить контроль за отдельными вопросами налогообложения.
На микроуровне контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов осуществляют работники соответствующих подразделений субъектов хозяйствования, являющихся налогоплательщиками.
2 Льготы по налогам и сборам
Налоговыми льготами признаются
предоставляемые отдельным
1. Налоговые льготы устанавливаются в виде:
1.1. освобождения от налога, сбора (пошлины);
1.2. дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
1.3. пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
1.4. возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
1.5. в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
Нормы Кодекса, определяющие
основания и порядок применения
налоговых льгот, не могут носить
индивидуальный характер. Льготы по налогам,
сборам (пошлинам) устанавливаются
Президентом Республики Беларусь и
Кодексом. Льготы по налогам, сборам (пошлинам)
плательщикам индивидуально предоставляются
в виде, порядке и на условиях,
определяемых Президентом Республики
Беларусь. Местные Советы депутатов
или по их поручению местные
По налогам могут
введение налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части его объекта;
установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
понижение ставок налога, уменьшение его оклада;
предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);
изъятие из налогообложения части объекта налога;
вычет из налогового платежа за расчетный период;
освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.
В зависимости от сферы применения различают следующие налоговые льготы:
общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;
специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков.
Именно они используются государством для регулирования рыночной экономики.
При этом важно предвидеть
экономические последствия
Государство использует
налоговые льготы как один
из главных налоговых
Умелое и эффективное оперирование основными инструментами и рычагами налогового регулирования (ставки, льготы, налоговая база и др.) сыграло решающую роль в экономическом подъеме послевоенной Германии.
В США, например, введены
различные налоговые льготы, которые
побуждают компании
В Канаде льготы предоставляются в форме инвестиционного кредита для выделенной группы районов. Для стимулирования развития сельского хозяйства предусмотрены три специальные льготы. Большое внимание уделяется стимулированию малого бизнеса. Для всех компаний малого бизнеса применяется минимальная ставка.
В Австрии широко используется такая льгота для физических лиц, как налоговый кредит: дополнительный налоговый кредит для единственного получателя дохода в семье; дополнительный налоговый кредит на детей единственного получателя дохода; дополнительные кредиты для наемных работников: транспортный налоговый кредит; налоговый кредит для пенсионеров; налоговый кредит для лиц, совершающих регулярные поездки на рубеж. Ряд налоговых льгот и привилегий имеют компании, участвующие в совместной деятельности с иностранными фирмами и корпорациями. Применяется льгота по налогообложению НДС группы компаний, объединившихся в холдинг; которые зарегистрированы как единый субъект налогообложения. Оборот внутри этой группы налогом не облагается.
Во Франции налоговые
льготы распространены на
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий Республики Беларусь направлены на стимулирование: финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство; малых форм предпринимательства; занятости инвалидов и пенсионеров; благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.
Льготный режим налогообложения воздействует на отраслевую структуру производства, развитие приоритетных отраслей экономики. Приоритетными для Республики Беларусь являются:
развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием;
внедрение механизма
структурной инвестиционной
обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;
структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса;
развитие предпринимательства и бизнеса;
привлечение иностранных инвестиций для развития новых технологий, способствующих экономическому росту.
Налоговые льготы должны содействовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны. Такой налоговый режим может временно распространяться на свободные экономические зоны. Есть необходимость увеличить налоговые льготы для отраслей, функционирующих в экономически отсталых районах республики.
Список использованной литературы
Информация о работе Сущность механизма налогового регулирования