Сущность механизма налогового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Файлы: 1 файл

Кр налоги.docx

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Кроме налогов и сборов, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь», в  бюджет Республики Беларусь поступают  установленные законодательством  неналоговые платежи.

Налоговую систему государства, кроме структуры налогов, определяют способы взимания налогов. В налоговой  практике применяется три основных способа взимания налогов: кадастровый, у источника, по декларации.

Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр ‑ это реестр, содержащий перечень типичных объектов, классифицируемых по определенным признакам. Этот способ в республике используется относительно земельного налога. Ставки этого налога зависят от кадастровой оценки земли, выраженной в баллах.

При втором способе налог  перечисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает  доход субъекту налога. Это, в основном, подоходный налог.

Третий способ предусматривает  предоставление налогоплательщиком налоговым  органам декларации, то есть официального заявления о полученных за определенный период доходах.

Возможна комбинация трех способов изъятия налога, таким образом исчисляются и уплачиваются некоторые налоги в Республике Беларусь.

Современный уровень развития общественных отношений в сфере  налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования  предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов  при осуществлении налоговых  изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и  функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов  в налоговой сфере.

Налоговый контроль—это элемент финансового контроля и часть налогового механизма.

Основные направления  налогового контроля:

1) учет организаций и  физических лиц;

2) налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;

3) налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;

4) налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;

5) налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами;

6) налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;

7) налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей;

8) налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

Налоговый контроль занимает весьма значительное место в системе  государственного финансового контроля, поскольку посредством осуществления  контрольных функций государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и непосредственное привлечение  финансовых ресурсов в государственный  бюджет.

Государственный налоговый  контроль в Беларуси осуществляют Министерство по налогам и сборам и его инспекции. Кроме специальных налоговых  служб, налоговый контроль в определенной степени осуществляет Министерство финансов, таможенные органы, иные контролирующие органы государства, в компетенцию  которых может входить контроль за отдельными вопросами налогообложения.

На микроуровне контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов осуществляют работники соответствующих подразделений субъектов хозяйствования, являющихся налогоплательщиками.

 

 

 

 

 

2 Льготы по налогам и сборам

 

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим  Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь, таможенным законодательством Таможенного  союза и (или) законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь преимущества по сравнению с другими  плательщиками, включая возможность  не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

1. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

1.1. освобождения от налога, сбора (пошлины);

1.2. дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

1.3. пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

1.4. возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

1.5. в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Нормы Кодекса, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются  Президентом Республики Беларусь и  Кодексом. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются  в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Местные Советы депутатов  или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в  порядке, определенном Президентом  Республики Беларусь и законами, предоставлять  льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью  уплачиваемым в местные бюджеты.

По налогам могут устанавливаться  в законодательном порядке определенные льготы в различных формах, к числу  которых относятся:

  введение налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части его объекта;

  установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

  понижение ставок налога, уменьшение его оклада;

  предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);

изъятие из налогообложения  части объекта налога;

 вычет из налогового  платежа за расчетный период;

  освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.

 В зависимости  от сферы применения различают  следующие налоговые льготы:

 общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;

 специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков.

Именно они используются государством для регулирования  рыночной экономики.

 При этом важно предвидеть  экономические последствия введения  этих льгот и оперативно реагировать  на изменения, совершенствуя механизм  налогообложения и в первую  очередь — налоговые льготы. В  любом случае льготы, предоставленные  определенным сферам хозяйства,  определенным категориям плательщиков, должны обеспечивать им ускоренное  развитие.

 Государство использует  налоговые льготы как один  из главных налоговых инструментов  регулирования экономики. Изменяя  величину налоговых льгот, оно  может воздействовать на экономическую  ситуацию. Обычно льготное обложение  прибыли, доходов предусматривается  в период спада производства. Так, развитые страны в период  экономического кризиса середины 70-х гг. ввели очень важную налоговую  льготу при обложении прибыли  - инвестиционный налоговый кредит  с целью расширения инвестиций. В период подъема, наоборот, скидки сокращаются, чтобы замедлить рост производства.

  Умелое и эффективное оперирование основными инструментами и рычагами налогового регулирования (ставки, льготы, налоговая база и др.) сыграло решающую роль в экономическом подъеме послевоенной Германии.

 В США, например, введены  различные налоговые льготы, которые  побуждают компании рационально  использовать капитал, стимулируют  развитие научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ,  ускоренную амортизацию основного  капитала, увеличение инвестиций, использование  альтернативных видов энергии.

  В Канаде льготы предоставляются в форме инвестиционного кредита для выделенной группы районов. Для стимулирования развития сельского хозяйства предусмотрены три специальные льготы. Большое внимание уделяется стимулированию малого бизнеса. Для всех компаний малого бизнеса применяется минимальная ставка.

  В Австрии широко используется такая льгота для физических лиц, как налоговый кредит: дополнительный налоговый кредит для единственного получателя дохода в семье; дополнительный налоговый кредит на детей единственного получателя дохода; дополнительные кредиты для наемных работников: транспортный налоговый кредит; налоговый кредит для пенсионеров; налоговый кредит для лиц, совершающих регулярные поездки на рубеж. Ряд налоговых льгот и привилегий имеют компании, участвующие в совместной деятельности с иностранными фирмами и корпорациями. Применяется льгота по налогообложению НДС группы компаний, объединившихся в холдинг; которые зарегистрированы как единый субъект налогообложения. Оборот внутри этой группы налогом не облагается.

 Во Франции налоговые  льготы распространены на большинство  продовольственных товаров, книгоиздание  и производство медикаментов.

  Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий Республики Беларусь направлены на стимулирование: финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство; малых форм предпринимательства; занятости инвалидов и пенсионеров; благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.

  Льготный режим налогообложения воздействует на отраслевую структуру производства, развитие приоритетных отраслей экономики. Приоритетными для Республики Беларусь являются:

  развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием;

 внедрение механизма  структурной инвестиционной политики, ориентированной на использование  интеллектуального потенциала и  развитие трудоемких и особенно  наукоемких отраслей и производств;

  обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;

  структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса;

  развитие предпринимательства и бизнеса;

  привлечение иностранных инвестиций для развития новых технологий, способствующих экономическому росту.

  Налоговые льготы должны содействовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны. Такой налоговый режим может временно распространяться на свободные экономические зоны. Есть необходимость увеличить налоговые льготы для отраслей, функционирующих в экономически отсталых районах республики.

 

Список использованной литературы

 

  1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.-775 с.
  2. Василевская Т.И. Налоги. Методика исчисления. Пути оптимизации. Мн.,1995.-126 с.
  3. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. М., 2001. 256 с.
  4. Иванов В.Ф., Прокопенко Л.В., Шклярик Д.А. Налогообложение и инновации. Мн., 1991- 48 с.
  5. Карякина О.А., Васина Е.В., Барсегян Л.М. Налоговая система Республики Беларусь:Учеб. пособие. – Мн.: Академия управления, 2000, 58 с.
  6. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М., 1999.- 348с.

 


Информация о работе Сущность механизма налогового регулирования