Сущность механизма налогового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Файлы: 1 файл

Кр налоги.docx

— 36.00 Кб (Скачать файл)

1 Сущность механизма налогового регулирования

 

Объективная необходимость  государственного регулирования экономики  общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной  стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками  и государством в процессе перераспределения  национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом  косвенного воздействия государства  на экономику, политику, социальную сферу  по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой  системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.

При переходе к рыночным отношениям можно выделить следующие  направления налогового регулирования  экономики:

‑ налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения;

‑ посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;

‑ через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита, государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания;

‑ налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;

‑ налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий, организующих новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;

‑ налоги способствуют структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего бизнеса.

Результативность налогового регулирования производства зависит  от обоснованности экономической политики, реализуемой государством.

Механизм налогового регулирования  опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую  инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым  стабильность и рост поступлений  доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом».

Элементами налоговой  системы налогового механизма выступают: субъекты налога, объекты налогообложения, единица обложения, ставки, источники  уплаты, льготы, санкции.

1.2 Налоги как инструмент  рыночной экономики

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует средств. Кроме  налогов у государства нет  иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может  использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает  к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в  развитых странах).

Налог как специфическая  форма производственных отношений  оказывает влияние на основные факторы  общественного производства и различные  социальные группы.

Общие элементы налога составляют основное содержание всякого платежа: субъект налога, объект (налоговая  база) налога, ставка (или норма) налога, оклад налога, источник налога, ответственность.

К специфическим элементам  налога относятся: порядок исчисления, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, льготы по налогу, налоговый  период.

Налоговая база представляет собой структурную, физическую или  иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база является основанием для исчисления суммы налога, так  как именно к ней применяются  ставки налога.

Ставка (норма) налога — величина, которая взимается в виде налога с одной единицы налога. Ставки бывают трех видов: в процентном отношении, в твердом денежном выражении, смешанные.

Оклад налога ‑ это величина налога, которую субъект налога должен внести в силу закона в доход государства. Оклад определяется на основе величины налоговой базы и ставки, установленной для данного налога.

Источник налога ‑ это те суммы денежных средств налогоплательщиков, за счет которых вносятся суммы налога в доход государства.

Ответственность наступает  в случае невнесения в срок или  в неполном объеме сумм налога. Просроченный налог или его часть называется уже не налогом, а недоимкой, которая  подлежит принудительному взысканию, а не взиманию. На недоимку начисляется  пеня.

Порядок исчисления налога. Основные правила исчисления налогов установлены ст. 44 Налогового кодекса Республики Беларусь. Предусмотрены два порядка исчисления налогов, сборов (пошлин). В большинстве случаев налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлин), подлежащих уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок уплаты налога, сбора (пошлин) устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Законодательством предусмотрены три способа уплаты налога, сбора (пошлины): самостоятельный, безналичный, через налогового агента.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются налоговым или таможенным законодательством применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Они могут быть самыми различными и в целом зависят от суммы налога, сбора (пошлины).

Льготы по налогам. Ими признаются предоставленные определенным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) или уплачивать их в меньшем размере.

Под налоговым  периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого платежа (ст. 42 Налогового кодекса).

В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Последние десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджет государств. Это связано с ростом объектов производства, развитием научно-технического прогресса, обеспечившими реальные условия для увеличения национального дохода и, соответственно, повлекшими рост финансовых ресурсов государства в основном за счет налоговых поступлений.

С другой стороны, рост налогов  в ряде стран мира привел к увеличению издержек производства, росту цен  и удорожанию товаров. Следствием этого  стало снижение темпов экономического роста. Чрезмерное налогообложение  населения отрицательно отразилось на материальном положении отдельных  социальных групп.

Налог обладает самостоятельной стимулирующей функцией. Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Из сущности налогов вытекает распределительная, а точнее перераспределительная функция, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части — в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений: через налоги идет формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства — политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.

Регулирующая  функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении с последними в процессе производства. Противоречивость регулирующей функции состоит в том, что реальная потребность государственного вмешательства в процесс производства через рост налогового пресса должна ограничиваться возможностями экономики, иначе могут последовать замедление экономического роста и даже необратимые процессы. Через взаимосвязь и взаимодействие этих противоречий должен достигаться оптимальный баланс интересов государства (в росте доходов бюджета) и хозяйствующих субъектов (в повышении эффективности и доходности производства).

Любое экономическое и, в  частности, налоговое регулирование  предполагает ряд действий, которыми являются экономический анализ и  контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и, в конечном счете, позволяет определять необходимость реформирования налоговой системы.

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной  налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой  опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета  и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей  увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.

Налоговая система Республики Беларусь закреплена, в основном, в  налоговых законах, прежде всего  в Законе "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".

В основу налоговой системы  Республики Беларусь положены следующие  принципы:

1) однократность обложения,  то есть один и тот же  объект одного вида налогов  облагается только один раз  за определенный законом период;

2) оптимальное сочетание  прямых и косвенных налогов;

3) одинаковый подход ко  всем хозяйствующим субъектам  обложения;

4) установленный порядок  введения и отмены органами  власти разного уровня налогов,  их ставок, налоговых льгот;

5) четкая классификация  налогов, взимаемых на территории  страны;

6) обоснование и точное  распределение налоговых доходов  между бюджетами разных уровней;

7) стабильность ставок  налога в течение довольно  длительного периода и простота  исчисления платежа.

В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых  органов, их права и обязанности, а также права и обязанности  налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

При несоблюдении законов  о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и  размер которой регулируются законодательством.

Учет плательщиков налогов  и других обязательных платежей в  бюджет осуществляется в Государственном  реестре налогоплательщиков. Учет собственников  имущества (учредителей, участников) ликвидированных  юридических лиц ‑ субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, ведется Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь в специальном реестре собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц ‑ субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонд.

Информация о работе Сущность механизма налогового регулирования