Сущность и виды налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:02, реферат

Описание работы

Для России, в период реформирования, налоги являются важнейшим элементом государственного регулирования экономики, за счет которых и происходит выполнение государственных функций (содержание государственного аппарата, выполнение социальных программ, оборона страны). От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание работы

Введение. 3
1. Сущность и виды налогов. 4
1.1. Понятие налога. 4
1.2. Классификация налогов. 6
1.3. Основные виды налогов в РФ .11
Заключение 24

Файлы: 1 файл

Налоги ..doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение. 3

1. Сущность и  виды налогов. 4

1.1. Понятие налога. 4

1.2. Классификация налогов. 6

1.3. Основные виды налогов в РФ .11

Заключение 24

Литература. 26

 

 

Введение.

Взимание налогов  – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества ещё ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налоговых сборов, эти сборы государство собирает со своих граждан в виде физических и юридических лиц.

В условиях рыночных отношений налоговая система  является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Налоги, по сути, являются обязательными сборами, осуществляемыми государством на основе государственного законодательства. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. 

Для  России, в период реформирования, налоги являются важнейшим элементом государственного регулирования экономики, за счет которых и происходит выполнение государственных функций (содержание государственного аппарата, выполнение социальных программ, оборона страны). От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего народного  хозяйства.

1. Сущность и виды налогов.

1.1. Понятие налога.

Налог – безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с действующим налоговым законодательством части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Их не следует отождествлять с понятием “налог”. 

Пошлина – это соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя. Сбор – платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет .

Налоговая система  возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Оно не было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

 По мере  развития государства налоговая  система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того,  что налоговые поступления  являются продуктом двух основных факторов:  налоговой ставки и налоговой базы.  Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела,  пока не начнет сокращаться  облагаемая  налогом  часть  национального  производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х – начале 90-х гг. XX века ведущие страны мира,  такие,  как США,  Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например, в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%;  в Великобритании – с 45 до 35%;  во Франции – в 1986 г. с 50 до 45% , а в 1991 г. – до 42%;  в Японии – в 1989 г. с 42 до 40%, а в 1990 г. – до 37,5%. В 1994 г. началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании. Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации .           

Экономическая сущность  налогов характеризуется  денежными отношениями,  складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.  Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение  государства.  Поэтому  налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями. 

Налог как комплексное экономико-правовое явление представляет собой  совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение.

Выделение самостоятельных  элементов, обусловлено особой важностью отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков.

Первым элементом  налога выступает налогово-правовая форма, то есть общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке и санкционированное  компетентным государственным органом. Именно налоговая норма регулирует возникновение и реализацию налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность уплачивать налог не может считаться “законно установленной” и не влечет для участников налоговой сферы никаких последствий.

Объект обложения – это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог, то есть предмет, на который падает налог: доход, земля, имущество, капитал.

Для установления налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб обложения – это единица, которая кладется в основу измерения налога (например, в земельном налоге – площадь), то есть определенная законом физическая характеристика или параметр измерения объекта налогообложения.

В то же время, единица обложения – часть объекта обложения, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы (в современной трактовке это налогооблагаемая база).

   Плательщик – лицо или хозяйство, выполняющие возложенные на него налоговые обязательства в силу обладания им объектом налогообложения.

Норма налогообложения – доля дохода, взимаемая через налоги с налогооблагаемых объектов.

Налоговая ставка – размер налога с единицы обложения.

При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, необходимо учитывать налоговые льготы – уменьшение налогового бремени, иногда до нулевого. Налоговая санкция – увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.

Законом может устанавливаться и срок уплаты налога, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Получателем налога является бюджет или внебюджетный фонд .

1.2. Классификация налогов.

 По способу  изъятия налоги подразделяются  на два вида:

 Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный  налог и налог  на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и  на  фонд  заработной платы, и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные  взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность,  включая  землю и другую недвижимость; налог на перевод  прибыли  и  капиталов  за  рубеж  и другие. Они взимаются с конкретного физического или  юридического  лица,  их называют прямыми налогами.

 Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота –  в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную  стоимость;  акцизы  (налоги, прямо включаемые в цену товара или  услуги);  на  наследство;  на  сделки  с недвижимостью и  ценными  бумагами  и  другие.  Это  косвенные  налоги.  Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги .

 Прямые   налоги   взимаются   с   непосредственного   владельца  объекта налогообложения. Прямые налоги  трудно  перенести  на  потребителя.  Из  них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую  недвижимость:  они включаются  в  арендную и квартирную  плату,   цену сельскохозяйственной продукции. Среди этого вида  налогов  наиболее  известен  подоходный  налог, примерами могут также служить  налог  на  прибыль,  налог  на  наследство  и дарения, налог на имущество.

 Косвенные  налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным  потребителем облагаемого налогом товара, а  продавцы  играют  роль  агентов  по  переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству.  Некоторые  из  них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на  его  ценнике.  К таким налогам относятся  налог  на  добавленную  стоимость  (НДС),  налог  с продаж, акцизы (аналог налога  с  продаж),  таможенные  пошлины.  Чем  менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя.  В случае высокой  эластичности  спроса  увеличение   косвенных  налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет  сокращение  капиталовложений  или перелив  капитала  в  другие  сферы  деятельности.   Чем   менее  эластично предложение, тем меньшая часть  налога  перекладывается  на  потребителя,  а большая уплачивается за счет  прибыли.  В  долгосрочном  плане  эластичность предложения растет, и  на  потребителя  перекладывается  все  большая  часть косвенных налогов.

 Косвенные налоги являются  наиболее весомой  частью  налоговых   платежей  в федеральный  бюджет  РФ.  Так,  в  бюджете  РФ  на  2000  г.  доля   доходов государства,   полученных   за   счет    косвенных    налогов,    составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений .

 По характеру начисления  на  объект  обложения  налоги  и,  соответственно, налоговые  системы   подразделяются   на   прогрессивные,   регрессивные и пропорциональные.

 При прогрессивном налогообложении ставки  налога  увеличиваются  по  мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого  дохода  платит  не только большую сумму  в  абсолютном  выражении,  но  и  в  относительном  по сравнению  с  владельцем меньшего  дохода.  Наиболее  характерным  примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц. Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней  и предельной налоговой ставки. Средней  ставкой  налога  называется  отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода.

Предельная  налоговая  ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

 Регрессивный  налог – это налог, который в денежном  выражении  равен  для всех плательщиков,  то  есть  составляет  большую  часть  низкого  дохода  и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

 Пропорциональный  налог – это налог, при котором налоговая ставка  остается неизменной,  независимо  от  стоимости  объекта  обложения.  К  таким налогам относятся  налоги  на   имущество   предприятий и физических лиц. Вне зависимости  от  различной  стоимости  имущества  разных предприятий при начислении этого налога в  России  действуют  равные  ставки налога.

 Как правило, существует  определенный перечень  льгот  по  каждому  налогу. Однако   существует   особый   порядок    комплексных    налоговых    льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать  существенное  влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная  амортизация и инвестиционный налоговый кредит .

 Политика   ускоренной   амортизации   способствует    сокращению    сроков амортизационных  отчислений  путем   увеличения   размеров   годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости  оборудования  и  у производителей появляются стимулы для  инвестиций  в  передовые  технологии.

Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от  определенного дохода  в  виде  части  налога  на  прибыль  в  пользу  увеличения   степени конкурентоспособности национальной экономики.

 Инвестиционный  налоговый кредит  представляет  собой  отсрочку  по  уплате части  налоговых  платежей  на  определенный   срок.   Кредит   может   быть предоставлен по налогу  на  прибыль,  а  также  по  региональным  и  местным налогам на срок от одного до пяти лет. Сумма кредита ограничивается  30%  от стоимости  оборудования и не может превышать 50%  от  суммы  начисленного  к уплате налога.

1.3. Основные виды налогов в РФ.

Действующие в Российской Федерации  налоги можно разделить на три  группы в зависимости от того, какой  орган их вводит и имеет право  изменять и конкретизировать:

  1. Федеральные налоги.
  2. Региональные налоги.

3.  Местные налоги и сборы.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами: таможенная пошлина; налог на прибыль с предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

Региональные  налоги (налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой этих налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов федерации: республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество предприятий; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Информация о работе Сущность и виды налогов