Сущность и признаки налогов РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:39, реферат

Описание работы

На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.
Учитывая важную роль налогов в регулировании социально-экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней, в 1995 году возникла необходимость принятия Указа Президента, впоследствии ставшего Законом РК, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", заложившего базовую основу налоговой системы, организации специального аппарата управления и контроля за налогами.
На сегодняшний день в налоговое законодательство внесено значительное количество изменений и дополнений, что, в основном, связано с приведением налоговой системы в соответствие с объективно обусловленным динамическим развитием экономики, возникновением новых хозяйственно-экономических взаимоотношений.

Содержание работы

Введение
1. Понятие о налогах
2. Сущность и признаки налогов.
3. Функции налогов Р.К
4. Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет
5. Принципы построенния налоговой системы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ВИДЫ НАЛОГОВ.docx

— 49.64 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1. Понятие о налогах

2. Сущность и признаки налогов.

3. Функции налогов Р.К

4. Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет

5. Принципы построенния налоговой системы.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С приобретением  независимости, как в правовой, так  и в экономической сфере потребовались  радикальные изменения. Экономическая  ситуация любой страны диктует необходимые  условия для формирования налоговой  политики, от прозрачности которой  зависит стабильная налоговая система.

На сегодняшний  день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.

Учитывая  важную роль налогов в регулировании  социально-экономических процессов  и формировании доходной базы бюджетов разных уровней, в 1995 году возникла необходимость  принятия Указа Президента, впоследствии ставшего Законом РК, "О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет", заложившего базовую  основу налоговой системы, организации  специального аппарата управления и  контроля за налогами.

На сегодняшний  день в налоговое законодательство внесено значительное количество изменений  и дополнений, что, в основном, связано  с приведением налоговой системы  в соответствие с объективно обусловленным  динамическим развитием экономики, возникновением новых хозяйственно-экономических  взаимоотношений.С момента возникновения  государства необходимым звеном экономических отношений в обществе являются налоги, изменение форм которых  неизменно сопровождается преобразованием  налоговой системы. На самых ранних стадиях формой налогообложения  можно считать жертвоприношение, которое не всегда было добровольным, но являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано:"... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу", видно, что еще в древности была четко определена своеобразная ставка налога.

Как мы знаем, налог носит общественный характер. Развитие общества любой общественно-экономической  формации связано с необходимостью налогов в обеспечении таких  общественных интересов, как:

- социальное  обеспечение населения;

- обеспечение  обороноспособности страны;

- проведение  крупномасштабных научных исследований;

- создание  общегосударственных резервов на  случай непредвиденных обстоятельств;

- обеспечение  исполнения задач, заложенных в Стратегии-2050.

Для обеспечения  готовности налогоплательщика платить  за эти практические действия необходимо ввести право свободного доступа  к информации о затраченных ресурсах на различные и крупномасштабные мероприятия государства. Одновременно это способствует воспитанию налоговой  культуры у населения. Налоговая система Казахстана должна быть достаточно эффективной, чтобы положительно влиять на развитие предпринимательства.

 По  словам Президента Нурсултана  Назарбаева, "малый бизнес является  одним из главных инструментов  реализации стратегического курса  государства".

1. Понятие о налогах

 

В соответствие со статьёй №61 Конституции Республики Казахстан Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающееся налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Согласно  статье № 1 Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежей в бюджет" регулируют властные отношения по установлению, введению  и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательны платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком  связанные с исполнением налоговых обязательств.

Таким образом  законодатель определил, что налоговое  законодательство регулирует властные отношения между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченного  государством органа. Властность определяет и самый главный подход к формированию налогового законодательства, система  регулирования которого основывается на системе государственно ? властных предписаний одним участникам налоговых  отношений со стороны других, выступающих  от имени государства. Установление налога и других обязательных платежей в бюджет ? это принятие нормативного правового акта. Налогового кодекса, в котором даётся чёткий перечень налогов и других обязательных платежей, порядок введения, исчисления и их уплаты.

При этом согласно статье № 10 Налогового кодекса понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет составляют:налоги это установленные государством в одностороннем порядке обязательные платежи в бюджет, производимые в определённых размерах, носящих безвозвратный и безвозмездный характер,другие обязательные платежи обязательные отчисления денег (сборы, пошлины, платы и платежи) в бюджет, производимые в определённых размер.

Налоги - это обязательные поступления в  сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они  выражают обязательность юридических  и физических лиц участвовать  в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также  гасить возникающие сбои в системе  распределения и стимулировать  или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные.    Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества.

Особенность этого налога в том, что он не учитывает  финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать  платежеспособность налогоплательщика. Различия между личными и реальными  налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы  с точки зрения справедливости и  равенства распределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступают хорошо разработанным личным налогам. Учитывающим индивидуальное положение налогоплательщиков.

Поэтому предпочтительней стремится к более  широкому использованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника  налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или  предпринимательский фонд).

Существует  два способа уплаты налогов: из доходов  и из капитала. Какой целесообразнее с точки зрения экономики сказать  нельзя, т.к. каждый отдельный случай нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых и социально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы - эта  та часть объекта налога, которая  положена в основание начисления налога

2. Сущность и признаки налогов

 

Многие  авторы усматривают налог (правда, в  его зачатке) во всякого рода обязательных платежах, которые производятся в пользу религиозной общины.

Так, М.Т.Оспанов усматривает в канонизированной почти на два тысячелетия христианской и мусульманскими религиями достославной десятине зародышевую форму современного налогообложения, отмечая при этом, что в условиях, когда государство в современном виде еще не существовало, не существовало и общегосударственных законов, их вполне заменяли законы религиозных общин 

С такого рода мнениями согласиться нельзя. Безусловно, существовали и существуют самые разнообразные обязательные платежи, которые не связаны с государством (например, взносы, определенные членством в общественной организации или политической партии, отчисления в пользу общины, платежи, обусловленные религиозными догматами, платежи, вытекающие из гражданско-правовых обязательств). Некоторые из них, хотя и не основаны на предписаниях государства, но обеспечиваются его принудительной силой (например, алименты на содержание детей, платежи, вытекающие из договора ренты, - если плательщик не производит их выплату, получатель вправе обратиться в суд и произвести их взыскание в принудительном порядке).

Ясно  и то, что термин налог и по сей день не имеет однозначного толкования, как и то, что обозначаемый им платеж может именоваться другим словом. Скажем, в дореволюционные времена более употребительным был термин подать.

Тем не менее, понятие налог, все более уточняясь в ходе исторического развития научных представлений о сущности налогообложения, в настоящее время означает такой платеж, который связан с государством: во-первых, он устанавливается государством путем издания соответствующего правового акта; во-вторых, это платеж, который производится в пользу государства. Поэтому сейчас вряд ли кто будет утверждать, что, скажем, калым - это налог. Но дело даже не в этом: слова и термины могут меняться, но как объективно существующая экономическая категория налог всегда представлял собой обязательный платеж, установленный государством в свою пользу. Этим свойством налог обладал с момента своего возникновения, оно не изменилось в настоящее время и не может измениться в будущем, хотя формы и виды налогов, способы их исчисления и уплаты изменялись, изменяются и будут изменяться. Это свойство объективно, оно выражает сущность налога как экономической и правовой категории. И данное свойство не меняется во времени. Поэтому калым, а равно жертвоприношение, церковная десятина, дар, дань, откуп, выкуп и т. п., не являются налогом не потому, что сейчас изменилось значение этого слова, а потому, что налогом они никогда и не были, так как не обладали и не обладают свойством, которое объективно присуще той экономической и правовой категории, которую ныне мы обозначаем термином налог.

Отсюда  понимание налога в его узком  значении (и, подчеркнем, единственно правильном), когда под ним понимается определенная разновидность платежей, которые установлены государством, осуществляются его в пользу и отвечают    определенным требованиям.Налоги, наряду с военной добычей и пошлинами, являются весьма древним (но не самым древним) способом добывания государством себе денег. Известный дореволюционный финансист П. П. Гензель по этому поводу отмечал, что уже в древнем мире были известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания

Сразу же отметим, что государство понимается нами как представленная своим аппаратом организация, являющаяся политически-властным субъектом, стоящим над обществом и управляющим им. При таком понимании государства, налоги являются инструментом изъятия денежных средств у общества в пользу этого государства.

На вопросе  о понятии государства мы останавливаемся  в связи с тем, что зачастую государство ассоциируется некоторыми авторами со страной или даже с обществом. При таком понимании государства, налоги выступают инструментом перераспределения денежных средств внутри страны в пользу самого ее населения. Надо сказать, что такая концепция весьма выгодна для государства.

Положение, согласно которому налоги являются атрибутом  государство продиктовано как минимум  тремя обстоятельствами. Во-первых, налог -это такая экономическая  и правовая категория, которая всегда связана с государством.           Платеж, который не установлен государством и не поступает в его пользу, не может именоваться налогом. Во-вторых, в процессе деятельности государства, являющейся разновидностью управленческой деятельности, не создается тех материальных ценностей, которые будучи носителями стоимости, могут быть источником получения государством денежных средств. Труд государственных служащих, формирующих аппарат государства, при всей своей общественной значимости и полезности, в экономическом смысле не является производственным. Но поскольку без денег никакое государство обойтись не может, то оно вынуждено искать их где-то на стороне посредством установления и взимания налогов.

Учитывая  важность налогов для государства, Пьер Жозеф Прудон отмечал, что в сущности, вопрос о налогах есть вопрос о государстве. Так, Л. И. Спиридонов прямо пишет: Третий признак государства - налоги. Государственные налоги - это учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки.

Необходимо  подчеркнуть, что данное свойство налогов будет наблюдаться независимо от того, какой теоретической концепции придерживаться по поводу сущности самого государства. Признаем ли мы его аппаратом, обеспечивающим господство одного класса над другим, считаем ли мы государство стоящим над всеми классами или вообще отрицаем наличие классов в обществе - в любом случае налоги выступают в качестве признака государства.

Для выяснения  сущности налога представляется целесообразным рассмотреть его признаки.

Налог представляет собой сложное, многогранное явление, являясь одновременно материальной, экономической; и юридической категорией.

В материальном смысле налог - это определенная сумма  денег (или материальных ценностей, если налог является натуральным), подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и в установленном порядке.

Как экономическая  категория - это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

В правовом смысле - это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (материальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном порядке.

Информация о работе Сущность и признаки налогов РК