Сущность и принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

Организация эффективной системы налогового планирования на российских промышленных предприятиях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического. Экономической конструкции под названием “налоговое планирование" присущ комплексный характер, выражающийся, прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплекте менеджмента российского предприятия при принятии того или иного управленческого решения.

Файлы: 1 файл

KKR.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Г



осударственная власть во все времена нуждалась в  средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества.

Сущность налогов  заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Государство осуществляет обязательные сборы с юридических и физических лиц. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями граждан и юридических лиц и государства по поводу формирования государственных финансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.

Современный период функционирования промышленных предприятий в Российской Федерации — период изменения  внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в секторе обрабатывающей промышленности (прежде всего с привлечением иностранных инвестиций); увеличении давления со стороны естественных монополистов; социальной сферы (как находящейся на балансе промышленных предприятий, так и в муниципальной собственности).

Организация эффективной  системы налогового планирования на российских промышленных предприятиях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического. Экономической конструкции под названием “налоговое планирование" присущ комплексный характер, выражающийся, прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплекте менеджмента российского предприятия при принятии того или иного управленческого решения.

Сущность и принципы налогообложения

Н



алогообложение  базируется  на  ряде  принципов. Главный принцип: как  бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги  не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в  хозяйственной  деятельности.

Следующий важный принцип  – определённость: порядок налогообложения  устанавливается заранее, размеры  налога  и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный,  обязательный  характер  уплаты  налога, простота  и  гибкость.

В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.

Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран.

По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам можно выделить две главные общие черты:

  • Постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства.
  • Построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

Налоговые ставки

В



еличина (ставка) налога играет определяющую роль в системе  налогообложения. Величины дифференцируются по экономическим, социальным, региональным категориям. Фиксированный размер ставок и их стабильность способствуют развитию предпринимательской деятельности, т.к. облегчают прогноз результатов.

Построение динамики налогообложения может быть пропорциональным, прогрессивным или регрессивным.

При пропорциональном налогообложении ставки одинаковы вне зависимости от величины получаемого налогоплательщиком дохода.

Прогрессивное налогообложение предполагает повышение или понижение ставки налога в зависимости от увеличения или сокращения дохода налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение, напротив, характеризуется уменьшением величины налога при возрастании дохода.

Уровень ставок влияет на доходную часть бюджета. Постепенное  повышение ставок увеличивает поступления в бюджет до тех пор, пока не становится избыточным, и поступления начинают сокращаться. Эта зависимость называется кривой Лаффера.

Рисунок 1 – Кривая Лаффера

Классификация налогов

Н



алоги  различаются  по  объекту  налогообложения  и  по  механизму  расчёта  и  взимания, по  их  роли  в  формировании  доходной  части  бюджета.

  1. По способу взимания
    1. Кадастровый
    2. Декларируемый
    3. Изымаемый у источника
  2. По критерию объекта налогообложения
    1. Прямые
    2. Косвенные
  3. Личные и реальные

Рассмотрим эти виды налогов  подробнее.

По способу взимания

По способу взимания налоги подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.

Кадастровый способ представляет собой дифференциацию объектов налога по группам по определенному признаку. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога, не зависящая от доходности объекта. Например, налог на транспортное средство взимается без учета того, используется оно или нет.

Декларируемый способ – это уплата налога субъектом после получения дохода на основе декларации.

Изымаемые у источника налоги перечисляются в бюджет до выплаты дохода, например заработная плата, которую сотрудники получают уже за вычетом налога.

Прямые и косвенные

По  критерию объекта  налогообложения все  налоги  подразделяются  на  прямые и косвенные. Плательщиком прямых налогов является тот, кто  получает  доход  или  владеет  имуществом, т.е. конкретное  физическое  или  юридическое  лицо. К  числу прямых  налогов  относятся: подоходный  налог, налог  на  прибыль и  др. Косвенные  налоги: акцизы, налог  на  наследство, на  сделки  с  недвижимостью  и  ценными  бумагами, таможенные пошлины. Окончательный  плательщик  этого  налога  потребитель, на которого налог перекладывается  путём  надбавки  к  цене товара  или  услуги.

Личные и реальные

Налоги подразделяются также на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные подвергают обложению деятельность или товары, продажу, покупку или владение имуществом (собственностью) независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика.

Функции налогов

С



ущность налогов находит  свое проявление в выполняемых ими  функциях.

Функции налогов – это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Итак, основные функции  налогов следующие:


 

 


 

 

Фискальная функция

Фискальная или бюджетная функция первична в историческом и содержательном аспектах.

После возникновения  государства потребовались средства для выполнения им тех или иных функций.  Содержательная же функция – это необходимость обеспечения возможности экономического существования государства. Таким образом, суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Суть направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального производства, не имеющей собственных источников доходов. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Регулирующая функция

Регулирующая функция  имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой  стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Стимулирование может проявляться в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или в полном освобождении от налогов.

Еще одна направленность  регулирующей функции - социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения  между  доходами  отдельных социальных  групп  с  целью  сглаживания  неравенства  между  ними.

Самыми  социально  несправедливыми  являются  косвенные  налоги, так  как  они  перекладываются  через  цены  на  потребляемые  товары  в  одинаковой  степени  на  лиц  с  высокими  и  низкими  доходами. В  целях  смягчения  социального неравенства государственные органы  предоставляют  отдельным  группам  населения  налоговые  льготы.

Особое место занимает воспроизводственное назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

Контролирующая функция

Контролирующая функция  позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями  и потребностями государства  в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

Предметом анализа в  рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и др.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.

Налоги являются объективной  необходимостью, ибо обусловлены  потребностями поступательного развития общества. То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.

Основные  налоги, собираемые  в России


Б




ольшинство налогов в Российской Федерации вычисляется по следующей формуле:

 1.1

Где Н – размер налога,

НБ – налогооблагаемая база,

СН – ставка налога.

Пример расчета подоходного  налога иллюстрирует Таблица 1:

Таблица 1 – Пример расчета НДФЛ1

Налогооблагаемая база, руб.

23000

Ставка налога, %

13

Сумма налога, руб.

2990


 

  1. Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов  налогоплательщика – физического  лица. Платежи  осуществляются  в  течение  года, но  окончательный  расчёт  производится  в  конце  года.
  2. Налог на прибыль – облагается налогом  чистая  прибыль  предприятия (за  вычетом  всех  расходов  и  убытков).
  3. Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично  работодателями.
  4. Поимущественные налоги – это  налоги  на  имущество, дарения  и  наследство.
  5. Налоги  на  товары  и  услуги – это  таможенные  пошлины, акцизы  и  НДС. 

Информация о работе Сущность и принципы налогообложения