Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:58, реферат

Описание работы

Одной из основных проблем регулирования экспортных операций явилась проблема экспортной льготы, как на стадии льготирования экспортного оборота, так и в процессе возмещения НДС, уплаченного за приобретенные материальные ресурсы, используемые при производстве экспортной продукции (работ, услуг). При этом сложилась ситуация, при которой борьба с лжеэкспортом постепенно стала напоминать борьбу с самой льготой.

Файлы: 1 файл

2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно.docx

— 148.69 Кб (Скачать файл)

.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования

Галуст

Одной из основных проблем регулирования экспортных операций явилась проблема экспортной льготы, как на стадии льготирования экспортного оборота, так и в процессе возмещения НДС, уплаченного за приобретенные материальные ресурсы, используемые при производстве экспортной продукции (работ, услуг). При этом сложилась ситуация, при которой борьба с лжеэкспортом постепенно стала напоминать борьбу с самой льготой.

В Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" предусматривалось освобождение экспортируемых товаров, работ, услуг от взимания НДС. Однако условия и порядок применения этой льготы непосредственно данным Законом не устанавливался. Процедура ее применения была установлена в Инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.1995 № 39.

При этом порядок использования экспортной льготы по НДС, фактически установленный ведомственными нормативными правовыми актами, постоянно менялся в сторону ее ужесточения.

Юра

Так, если до ноября 1995 года в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 07.12.1991 № 1 экспортеры имели право подтверждать льготу путем предъявления соответствующих документов о реализации товара вне территории Российской Федерации, то с ноября 1995 года, после принятия новой инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39, предъявление документов в соответствии с установленным перечнем стало обязательным.

Данная ситуация еще более усугубилась тем, что несмотря на представление в налоговые органы всех документов, установленных инструкцией, предприятия-экспортеры сохраняли (и использовали) возможность реализации товаров, фактически предназначенных на экспорт, на территории Российской Федерации.

Дополнением к указанной инструкции был введен новый порядок обоснования налоговой льготы по НДС, который предусматривал подтверждение фактического вывоза товаров из России грузовой таможенной декларации с отметкой пограничного таможенного пункта. Кроме того, предусматривался даже порядок предоставления документов от иностранных таможенных органов, подтверждающих поступление товара в страну назначения. Однако Решением Верховного Суда России от 07.02.1997 последнее требование было признано незаконным.

В заданном направлении, т.е. в сторону ужесточения, развивалось налогообложение экспортных операций в целом. В связи с этим на практике возникла острая необходимость проведения либерализации в области налогового регулирования отечественного экспорта.

Галуст

Для производителей поставляемой на экспорт машинотехнической продукции предусматривалось совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы в части, касающейся таможенного режима переработки под таможенным контролем, а также таможенного режима выпуска для свободного обращения.

В первом случае подразумевалось, что импортер при ввозе продукции может декларировать таможенный режим ее переработки, предполагающий освобождение от уплаты импортных пошлин и налогов, взимаемых таможенными органами. Последние должны были контролировать целевое использование ввезенной таким образом продукции, допуская применение таможенного режима переработки и в тех случаях, когда доля товаров российского производства в стоимости поставляемых на экспорт машинотехнических изделий достаточно высока, но не превышает 50%.

Во втором случае речь шла о возможности применения условного выпуска товаров, предусматривавшего предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин и налогов на время, объективно необходимое для производства и сбыта машинотехнической продукции за рубежом, или же невзимание таможенных платежей, а также процентов за предоставление отсрочки их уплаты, если экспорт указанной продукции предполагалось произвести в течение заранее установленного срока.

 

1.3 Содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки

юра

Одной из основных функций, определяющих деятельность Минэкономразвития России, является выработка государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, торговли, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443, утверждающее Положение о Министерстве).

Важнейшей задачей государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли, определяемой Минэкономразвития России, является стимулирование и поддержка экспорта продукции отечественных товаропроизводителей с целью оказания политического содействия российским экспортерам в доступе на новые рынки сбыта, направленное на устранение дискриминационного подхода в отношении российских экспортеров путем присоединения России к ВТО и признание рыночного статуса российской экономики.

В этой связи весьма существенным фактором, влияющим на установление деловых контактов, направленным на улучшение условий для экспортной деятельности, являются презентации отечественной продукции как внутри страны, так и за рубежом на конкурсах и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях.

В ноябре 1999г. Правительством России было принято решение о создании Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности, которая на одном из первых своих заседаний приняла решение о разработке Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности.

В 2001 году Правительством Российской Федерации и Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности был принят ряд документов, характеризующих современное состояние этого сегмента рынка и определяющих задачи и перспективы его развития до 2010 года:

  • • концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, одобренная 29 марта 2001г. на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 12);
  • • план реализации основных положений Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, одобренный Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности 5 декабря 2001 г. (протокол № 4).

В этих документах определена роль выставочно-ярмарочной деятельности как инструмента макроэкономической и инвестиционной политики, одного из направлений содействия российскому экспорту.

План реализации мероприятий Концепции, включающий 9 основных направлений развития выставочной деятельности, предполагает совершенствование нормативно-правовой базы выставочной деятельности, и, прежде всего, разработку проекта федерального закона о развитии выставочной деятельности в условиях рыночной экономики.

Концепцией и Планом ее реализации предусмотрены три формы государственной поддержки участников выставочной деятельности: финансовая, организационная и информационная.

Одним из важнейших условий предоставления всех форм государственной поддержки, и в особенности финансовой, является содействие данного мероприятия продвижению российской экспорто-ориентированной продукции на внешние рынки.

Особую роль в предоставлении организационной и информационной поддержки призваны сыграть представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.

В их функции входят развертывание информационной кампании в средствах массовой информации страны пребывания о предстоящем участии в выставке российских организаций; привлечение к предстоящему событию внимания потенциальных иностранных партнеров российских товаропроизводителей; предоставление российским организациям подробных данных об условиях участия в соответствующем мероприятии.

По решению Правительства Российской Федерации в июне 2001 года подана заявка в Международное бюро выставок о проведении в Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО". Для продвижения на международном уровне кандидатуры Российской Федерации как организатора выставки был создан Национальный организационный комитет во главе с Председателем Правительства Российской Федерации М.М. Касьяновым. Предполагалось, что проведение выставки "ЭКСПО-2010" в России даст новый импульс развитию российского экспорта.

Необходимо отметить, что, начиная с 1994 года, средства федерального бюджета, выделяемые на выставочную деятельность за рубежом в рамках ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности, в среднем ежегодно увеличивались на 10%.

В середине 90-х годов обсуждалась идея создания Фонда поддержки экспорта для финансирования различного рода мероприятий по продвижению отечественной продукции на внешние рынки, содействия развитию выставочно-ярмарочной деятельности, финансирования оказания информационно-консультационных услуг и технической помощи экспортерам по предконтрактной проработке экспортных операций.

 


Информация о работе Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования