Становление и развитие системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 03:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть различные аспекты становление и развитие системы налогообложения.
Целью работы является не полнота и точность изображения исторического развития налогообложения, а приведение характерных примеров того, как человек изпримитивного «одноклеточногo» жертвоприношения смог на протяжении истории существования налогов изобрести почти невообразимое множество их видов, а также показать до каких «высот» налоги выросли, будучи прямым фактором экономической мощи. Для достижения данной цели решены задачи:
Рассмотрены вопросы становления систем налогообложения древних государств;
Рассмотрено современное состояние системы налогообложения в нашем государстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 6
1.1 Система налогообложения в Древней Греции 6
1.2 Налоговая система в Древнем Риме 10
1.3 Налоговая система Древней Руси и ее последующее развитие 15
1.4 Налоговая система Англии 26
1.5 Налоговая система Германии 28
2 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2Налоговая  система в Древнем Риме

 

Проследим за развитием  налоговой системы в Древнем  Риме. Первоначально все государство  состояло из города Рима и прилегающей  к нему местности. Налоги в Древнем  Риме имеют длинную историю.

Есть несколько  делений римской податной истории  на периоды. Но наиболее резкое различие можно провести между двумя эпохами, между которыми гранью является 167 г. до Р. Хр., когда римляне покорили Македонию и тем положили начало своим завоеваниям вне пределов Италии.

В мирное время  налогов не взимали. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, часто вкладывая собственные  средства. Это считалось почетно. Основную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Все эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком. Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Из этого видно что, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.

С начала своего возникновения, Рим вел очень воинственную политику. Так как войны, которые вел Рим, часто затягивались и носили наступательный характер,  то нельзя было обойтись одними личными повинностями граждан и приходилось собирать некоторые материальные средства. Таковые получались из доходов от публичных земель, посредством таможенных пошлин и путем чрезвычайных налогов, называвшихся tributumcivium. Иногда происходил возврат этих налогов лицам, уплатившим их.

После того, как  завоевания Рима распространились вне  Италии и достигли больших размеров, податное бремя с римских граждан передвигается на покоренные народы. С 167 г. прекращается уплата tributumcivium, a начинает развиваться обширная система налогов, взимавшийся, исключительно с провинциалов, т. е. населения римских провинций.Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Провинциалы были обязаны платить налоги, что свидетельствовало,об их зависимом положения. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государства были обложены по-разному. Города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме этого, римская администрация зачастую просто использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялись лишь направление и использование поступающих средств. Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до Р.Х. стала провинцией Рима. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили меньше, чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержание местной администрации, строительство общественных зданий, дорог и т.д. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей. Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция.

Появилась острая необходимость реорганизации финансового  хозяйства Римской империи, потребовалась  налоговая реформа, которую начал  Гай Юлий Цезарь (102-44 до н.э.). Прежде всего, он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, и значительные суммы не шли теперь в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Деятельность, начатую Цезарем, продолжил император  Август Октавиан (63 до н.э. — 14 н.э.). Во всех римских провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль над сбором налогов, еще более сокращен объем услуг откупщиков. Была проведена оценка налоговых возможностей провинций — то, что в нынешней практике называется оценкой налогового потенциала территорий.Для этого были составлены карты провинций, проведены обмеры территорий городских общин с земельными угодьями, перепись населения и др. Август ввел таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров со средней ставкой 5%. Император также ввел налог с наследства — 5%. Этот налог взимался лишь с граждан Рима, но не с провинций. Налог имел целевой характер, так как полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных военных (солдат).Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию.

Налоговые документы  хранились в финансовом органе и  служили базой для последующих  переписей имущественного состояния (цензов).Так что же представлял  собой провинциальный ценз в Римской империи? В Иудее, например, сведения о землевладении содержали:

  1. наименование отдельного подворья, к какой общине оно относится и в каком угодье находится, кто является его двумя ближайшими соседями;
  2. количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие десять лет;
  3. сколько на участке имеется виноградных лоз;
  4. сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые плантации;
  5. сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие десять лет;
  6. сколько приблизительно моргенов земли отводится под пастбища;
  7. сколько моргенов земли приходится на лесные угодья, способные давать деловую древесину;
  8. пол и возраст всех членов семьи.

Владелец земли  был обязан оценить свои доходы сам.

Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец земли вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то ему приходилось привести уважительные причины, по которым он это сделал. В противном случае выкорчеванные деревья включались в ценз.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. Средняя  его ставка составляла одну десятую  доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы.

Облагалась  налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь", ценности.

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

В римском податном деле царили произвол чиновников, и  большая неравномерность в раскладке  податного бремени, как между  провинциями, так и между отдельными плательщиками. Император Август стремился  внести сюда больше порядка, и знаменитый предпринятый им ценз, начало которого совпало с Рождеством Христовым, имелназначение сделать более равномерными налоги в разных римских провинциях и выяснить податные силы последних.

Император Каракалла  распространил права римского гражданства на провинциалов. Вместе с этим на них был распространен и налог с наследств. Под конец существования Римской Империи в ней выработалась обширная система налогов.

При императоре Диоклетиане (239—313) устанавливается  промысловый налог.Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели значение дополнительного стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда и урбанизации.

После падения  Римской Империи, из ее бывших провинций  складываются новые государства. В  них постепенно исчезают римские  институты, а вместе с ними и налоги, возникшие во время римского владычества.

Большая часть  хозяйственных традиций Древнего Рима перешли к Византии,где существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог  на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10—12,5 %), пошлина на выдачу государственных актов. Если при строительстве, здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воздух". Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, на содержание воинских контингентов и пр. Надо отметить, что обилие налогов отнюдь не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Напротив, следствием чрезмерного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

В новых государствах развивается феодализм, и весь государственный  строй проникается частноправовыми  началами. С правами землевладения  соединяются все права законодательства, суда и управления, как общего, так  и финансового. Государственное  хозяйство принимает характер частного, и налоги перестают фигурировать в ряду обыкновенных государственных доходов, которые почерпаются от государственных имуществ, регалий и пошлин.

 

1.3Налоговая  система Древней Руси и ее  последующее развитие

 

Налоговая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.

Основной формой поборов  в княжескую казну была дань. Сначала  нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог.

Князь Олег (?—912), утвердившись в Киеве, занялся установлением  дани с подвластных племен. Как  сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи. Князь Олег установил даньильменским славянам, кривичам и мери. В 883г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.

Одновременно с этим появляются сведения о русской гривне. Население  Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был  целевой сбор на содержание наемной  дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

В Древней Руси было и  поземельное обложение.

Вместе с этим применялось  в древней Руси и косвенное  налогообложение в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт»  взималась за провоз товаров через  горные заставы, пошлина «перевоз»  за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054). Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну». Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища

Особое влияние на формирование российской налоговой системы оказало  татаро-монгольское нашествие. В  результате на русские княжества была наложена дань в форме прямого денежного налога - "выход", взимаемого с каждой души мужского пола и с головы скота. Сначала дань взималась уполномоченными хана - баскаками, затем самими русскими князьями. Но существовал и другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая гнет на русские княжества. Во времена татаро-монгольского ига взимание прямых налогов в казну самой Руси стало практически невозможным, и главным источником внутренних доходов были торговые пошлины.

Информация о работе Становление и развитие системы налогообложения