Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 03:13, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть различные аспекты становление и развитие системы налогообложения.
Целью работы является не полнота и точность изображения исторического развития налогообложения, а приведение характерных примеров того, как человек изпримитивного «одноклеточногo» жертвоприношения смог на протяжении истории существования налогов изобрести почти невообразимое множество их видов, а также показать до каких «высот» налоги выросли, будучи прямым фактором экономической мощи. Для достижения данной цели решены задачи:
Рассмотрены вопросы становления систем налогообложения древних государств;
Рассмотрено современное состояние системы налогообложения в нашем государстве.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 6
1.1 Система налогообложения в Древней Греции 6
1.2 Налоговая система в Древнем Риме 10
1.3 Налоговая система Древней Руси и ее последующее развитие 15
1.4 Налоговая система Англии 26
1.5 Налоговая система Германии 28
2 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
1.2Налоговая система в Древнем Риме
Проследим за развитием налоговой системы в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. Налоги в Древнем Риме имеют длинную историю.
Есть несколько делений римской податной истории на периоды. Но наиболее резкое различие можно провести между двумя эпохами, между которыми гранью является 167 г. до Р. Хр., когда римляне покорили Македонию и тем положили начало своим завоеваниям вне пределов Италии.
В мирное время налогов не взимали. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, часто вкладывая собственные средства. Это считалось почетно. Основную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Все эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком. Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Из этого видно что, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.
С начала своего возникновения, Рим вел очень воинственную политику. Так как войны, которые вел Рим, часто затягивались и носили наступательный характер, то нельзя было обойтись одними личными повинностями граждан и приходилось собирать некоторые материальные средства. Таковые получались из доходов от публичных земель, посредством таможенных пошлин и путем чрезвычайных налогов, называвшихся tributumcivium. Иногда происходил возврат этих налогов лицам, уплатившим их.
После того, как завоевания Рима распространились вне Италии и достигли больших размеров, податное бремя с римских граждан передвигается на покоренные народы. С 167 г. прекращается уплата tributumcivium, a начинает развиваться обширная система налогов, взимавшийся, исключительно с провинциалов, т. е. населения римских провинций.Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Провинциалы были обязаны платить налоги, что свидетельствовало,об их зависимом положения. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государства были обложены по-разному. Города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме этого, римская администрация зачастую просто использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялись лишь направление и использование поступающих средств. Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до Р.Х. стала провинцией Рима. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили меньше, чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержание местной администрации, строительство общественных зданий, дорог и т.д. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей. Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция.
Появилась острая
необходимость реорганизации
Деятельность, начатую Цезарем, продолжил император Август Октавиан (63 до н.э. — 14 н.э.). Во всех римских провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль над сбором налогов, еще более сокращен объем услуг откупщиков. Была проведена оценка налоговых возможностей провинций — то, что в нынешней практике называется оценкой налогового потенциала территорий.Для этого были составлены карты провинций, проведены обмеры территорий городских общин с земельными угодьями, перепись населения и др. Август ввел таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров со средней ставкой 5%. Император также ввел налог с наследства — 5%. Этот налог взимался лишь с граждан Рима, но не с провинций. Налог имел целевой характер, так как полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных военных (солдат).Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию.
Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).Так что же представлял собой провинциальный ценз в Римской империи? В Иудее, например, сведения о землевладении содержали:
Владелец земли был обязан оценить свои доходы сам.
Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец земли вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то ему приходилось привести уважительные причины, по которым он это сделал. В противном случае выкорчеванные деревья включались в ценз.
Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. Средняя его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы.
Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь", ценности.
Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.
В римском податном
деле царили произвол чиновников, и
большая неравномерность в
Император Каракалла распространил права римского гражданства на провинциалов. Вместе с этим на них был распространен и налог с наследств. Под конец существования Римской Империи в ней выработалась обширная система налогов.
При императоре
Диоклетиане (239—313) устанавливается
промысловый налог.Государствен
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели значение дополнительного стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда и урбанизации.
После падения Римской Империи, из ее бывших провинций складываются новые государства. В них постепенно исчезают римские институты, а вместе с ними и налоги, возникшие во время римского владычества.
Большая часть
хозяйственных традиций Древнего Рима
перешли к Византии,где
В новых государствах
развивается феодализм, и весь государственный
строй проникается
1.3Налоговая система Древней Руси и ее последующее развитие
Налоговая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.
Основной формой поборов в княжескую казну была дань. Сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог.
Князь Олег (?—912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи. Князь Олег установил даньильменским славянам, кривичам и мери. В 883г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.
Одновременно с этим появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.
В Древней Руси было и поземельное обложение.
Вместе с этим применялось
в древней Руси и косвенное
налогообложение в форме
Особое влияние на формирование российской налоговой системы оказало татаро-монгольское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань в форме прямого денежного налога - "выход", взимаемого с каждой души мужского пола и с головы скота. Сначала дань взималась уполномоченными хана - баскаками, затем самими русскими князьями. Но существовал и другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая гнет на русские княжества. Во времена татаро-монгольского ига взимание прямых налогов в казну самой Руси стало практически невозможным, и главным источником внутренних доходов были торговые пошлины.
Информация о работе Становление и развитие системы налогообложения