Сравнительная характеристика отечественной налоговой системы и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы. Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:
изучить основные понятия налоговой системы;
изучить классификации налогов;
изучить общую характеристику налоговых систем зарубежных стран;
изучить характеристику налоговой системы РФ.

Содержание работы

Введение
Теоретические аспекты налогообложения.
Понятие и сущность налогов и налогообложения.
Основные принципы, функции и виды налогов.
Классификация налоговой системы.
Анализ налоговых систем развитых стран мира и их сравнение с налоговой системой РФ.
основные налоги, собираемые на территории России.
Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах.
Проблемы и пути совершенствования налоговой системы.
Недостатки системы налогообложения РФ.
Налоговая стратегия и ее составляющие.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Теоретические аспекты налогообложения.
    1. Понятие и сущность налогов и налогообложения.
    2. Основные принципы, функции и виды налогов.
    3. Классификация налоговой системы.
  2. Анализ налоговых систем развитых стран мира и их сравнение с налоговой системой РФ.
    1. основные налоги, собираемые на территории России.
    2. Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах.
  3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы.
    1. Недостатки системы налогообложения РФ.
    2. Налоговая стратегия и ее составляющие.

Заключение.

Список литературы.

 
Введение.

Успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько  бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.

Одним из принципиально  важных направлений совершенствования  любой системы вообще и системы  налогообложения в частности  является ее содержательный анализ, который  направлен на выявление сильных  и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При сравнительном анализе системы налогообложения, необходимым для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств.

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения  федеративных (по существу) государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также целей и задач, которые стоят перед данным государством.

Цель курсовой работы - сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой  системы. Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:

  1. изучить основные понятия налоговой системы;
  2. изучить классификации налогов;
  3. изучить общую характеристику налоговых систем зарубежных стран;
  4. изучить характеристику налоговой системы РФ.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования являются развитие и современное  состояние налогообложения в  Российской Федерации

В курсовой работе будут использованы периодическая  и специальная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения.

    1. Понятие и сущность налогов и налогообложения.

Теория налогов  развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций  и усиления его воздействия на развитие экономики. Длительное время преобладала классическая теория налогообложения, в соответствии с которой налогам отводилась чисто фискальная роль пополнения доходов государства.

Основоположником  классической теории налогообложения  принято считать А. Смита. В своей монографии «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в свет более двух столетий назад, А. Смит дал определение понятия налоговой системы, установил необходимые условия для ее формирования и выдвинул 4 основных принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна налогового администрирования. На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения. Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот. Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости.

Наиболее известными являются теории выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное  хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов «покупалась» защита правительства.

Теория выгоды возникла в эпоху просвещения, когда  налог стал рассматриваться как  плата, вносимая каждым гражданином  за охрану его личной и имущественной безопасности.

А. Смит первым исследовал экономическую природу  налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, он считал, что  государственные расходы носят  непроизводительный характер. С другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А. Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А. Смит ограничивает сферу действия налога: «только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными пошлинами».

Дальнейшее  развитие учение А. Смита получило в  трудах виднейших западных экономистов  того времени: Д. Рикардо, Дж. Милля и  некоторых др. Вместе с тем все теоретические рассуждения и научная полемика тех лет сводились, как правило, лишь к тому, чтобы выполнение налогами их основного предначертания - пополнение государственной казны - осуществлялось на принципах равенства и справедливости. Естественно, что подобное теоретическое обоснование роли и места налогов не могло не измениться в силу происходившего в течение многих десятилетий и даже столетий усложнения экономических отношений и связанной с этим необходимости усиления регулирующей роли государства. Вследствие этого появились новые научные теории налогообложения, среди которых наиболее существенную роль в формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой сыграли два основных направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Основоположником  кейнсианской теории налогообложения  является английский экономист Дж.М. Кейнс (1883-1946), изложивший ее основные положения  в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж.  М. Кейнс  в своем труде обосновал необходимость  вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях. Концепция Дж.М. Кейнса исходит из того, что высокие темпы развития экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления, поэтому вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну лишь бережливость, Дж.М. Кейнс обосновал важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивости. По его теории, экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует роста производства, поскольку они в этом случае являются пассивным доходным источником и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль, по Дж.М. Кейнсу, в регулировании этих процессов отводится налогам. Чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого постулата, основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения. По его мнению, прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.

Таким образом, согласно теории Дж.М. Кейнса, налоги должны играть в системе государственного регулирования важнейшую роль. Высокие налоги стимулируют экономическую активность, влияют на сбалансированность в экономике, являясь «встроенными механизмами гибкости».

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Приводимое в большинстве учебников по финансам и налогообложению определение налога, которое в обобщенном виде выглядит как «обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государством», экономически верное, но, думается, недостаточно полное. Во-первых, данное понятие не устанавливает безвозмездность данного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмездно и не являющихся налогом. Действительно, налоги в отличие от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним. Поэтому они носят принудительный и безвозмездный характер. В связи с этим не могут быть отнесены к налогам различного рода взносы, вклады, а также штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами. Не являются также налогами штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства. Во-вторых, данное понятие не устанавливает цели взимания налоговых платежей. И наконец, в-третьих, не установлена индивидуальность данного платежа, исключающая возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.

Нередко определение  налога увязывается с его зачислением  в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные государственные  социальные фонды. Думается, что этого  делать не нужно по следующим основаниям: 1) сущность налога не зависит от того, куда он зачисляется; 2) понятие налога - категория объективная, и она не может изменяться в зависимости от того, куда субъективная воля законодателя направит налог для реализации присущих ему функций. Тем более что названия фондов и направления зачисления налога могут меняться. Государство в лице законодательной власти может зачислять налог и в другие внебюджетные фонды, необходимость в образовании которых может возникнуть.

Наиболее полное определение налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Статья 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В налоговую  систему России, кроме налогов  как таковых, входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Исходя из необходимости  наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения налогами возложенных на них функций  государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в целостную единую систему.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Таким образом, можно дать следующее определение налога: «налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налог является экономической категорией, поскольку  денежные отношения, складывающиеся у  государства с юридическими и  физическими лицами, носят объективный  характер и имеют специфическое  общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

1.2. Основные принципы, функции и виды налогов.

Налоговые системы большинства  стран складывались столетиями под  воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные:

  • принцип равенства и справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
  • принцип эффективности налогообложения. Он включает в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
  • налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным;
  • налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны;
  • не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
  • налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Федерации или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Федерации или муниципальных образований;
  • налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о налоге налоговым чиновником;
  • максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
  • принцип одновременности означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
  • принцип стабильности налоговых ставок. Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без этого принципа. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.
  • принцип дифференциации ставок не является обязательным. Вместе с тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок налогообложения так же, как и введение максимальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность.
  • принцип четкого разделения налогов по уровням государственного управления обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и т.д. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.
  • принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика. Исходя из этого принципа, каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика. Иными словами при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получателем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.
  • принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов государства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками налогообложения.

Информация о работе Сравнительная характеристика отечественной налоговой системы и зарубежных стран