Сравнение налоговой системы России и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В данной работе мы сравним налоговую систему России и Франции.

Содержание работы

Введение
1. Налоговая система России.
2. Налоговая система Франции.
3. Общие черты налоговых систем России и Франции.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

сравнение россии и ...doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

 Налогообложение во  Франции является для государства  главным источником формирования  доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90% его доходной части.

 Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:

-системность, 

- гибкость 

- социальная направленность.

 Она отдает очевидное  предпочтение фискальной функции.

 Основные виды налогов  Франции можно разделить на  косвенные, прямые, гербовые.

 Преобладают косвенные  налоги. 50% от косвенных налогов  составляет НДС. Существует строгое  деление на местные налоги  и налоги, идущие в центральный  бюджет.

- НДС, 

- Налог на прибыль,

- Подоходный налог  с физических лиц, 

- Налог на собственность, 

- Таможенные пошлины, 

- Акцизы,

- Пошлины на нефтепродукты, 

- Налог на прибыль  от ценных бумаг и др.

-Туристский сбор,

-Налог на жилье, 

-Земельный налог на здания  и постройки,

-Налог на землю, 

-Налог на профессию, 

-Налог на уборку территории,

-Налог на использование коммуникаций,

-Налог на продажу зданий.

 К отличительным особенностям  французского налогообложения можно  отнести стимулирование роста вложений в науку, налогообложение доходов от перепродажи имущества.

Французские налоги взаимоувязаны  в целостную систему, в которой  существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют  достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

 Существует 4 вида ставок:

- 19,6% нормальная ставка на все  виды товаров и услуг;

- 22% предельная ставка на предметы  роскоши, машины, алкоголь, табак;

- 7% сокращенная ставка на товары  культурного обихода (книги);

 - 5,5% на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт).

 Виды деятельности, освобожденные от уплаты НДС:

-медицина и медицинское  обслуживание;

- образование; 

- все виды страхования,

- лотереи, 

- казино;

- деятельность общественного  и благотворительного характера.

 Существует список видов деятельности, где предусмотрено право выбора между НДС и подоходным налогом:

- сдача в аренду  помещений для любого вида  экономической деятельности;

- финансы и банковское  дело;

- литературная, спортивная, артистическая деятельность,

- муниципальное хозяйство.

 Налог на добавленную  стоимость дополняется рядом  косвенных пошлин (или акцизов), которые  также представляют собой налоги  на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

 К числу налогов  на потребление следует отнести  и таможенные пошлины. Основная  цель таможенных пошлин – не  получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

 Одними из важных прямых налогов во Франции являются:

- подоходный налог 

- налог на прибыль акционерных обществ,

- налог на собственность  и автотранспортные средства.

 Подоходный налог  составляет 20% налоговых доходов  бюджета. На подоходный налог  возложены функции стимулирования  вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. 

Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом (налог на прибыль).

 Розничная ставка  налога применяется в зависимости  от срока, в течение которого  здание находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается до нуля в зависимости от срока.

 Прибыли, полученные  от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные  права, облагаются по ставке 16%.

 Прибыль, полученная  от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается  налогом, если она является  следствием сделки на сумму  свыше 20 тысяч евро.

 Применяются ставки  налога 4,5%, 7%- для предметов искусства  и 7,5% -для сделок с драгоценными металлами.

 Более значительным  является налогообложение доходов  юридических лиц, которые помимо  прогрессивного налога на прибыль  (ставка которого от 10% до 42%, а  наиболее распространенный уровень  – 34%) уплачивают налоги, исчисляемые  от расходов на оплату труда (налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5% - 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%)). Это в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

 Налогообложение собственности во Франции также ориентировано, главным образом, на юридических лиц. Этот вид налогообложения формирует менее 10% налоговых доходов государства.

-налог на имущество  хозяйствующих субъектов (до 1,5% стоимости);

- налог на жилье; 

- налог на земельный участок;

- налог на автотранспорт.

 Некоторые виды  имущества полностью или частично  освобождены от уплаты налога. Налог на собственность носит  прогрессивный характер. При этом  сумма подоходного налога и  налога на собственность не  должна превышать 85% всего дохода.

 Налог на автотранспортные  средства предприятий и компаний  уплачивают юридические лица, использующие  собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества  автомобилей и мощности их  двигателей.

 К группе налогов  на собственность можно отнести также регистрационные и гербовые сборы, пошлины.

 В эту же группу  входят социальный налог на  заработную плату, который уплачиваю  работодатели. Объектом служит фонд  заработной платы в денежной  и натуральной формах, включая  обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер: ставки 4,5%, 8,5% и 13,6%. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

 Предприниматели,  на которых работают 10 и более  человек, обязаны прямо или  косвенно участвовать в финансировании  жилищного строительства. Они  могут напрямую инвестировать средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели необходимо отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Местные органы представляют около 80 тысяч самостоятельных бюджетов (коммуны, департаменты, регионы и т.д.). Общая часть местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым ростом.

Из системы  местных налогов следует выделить 4 основных:

- земельный налог  на застроенные участки; 

- земельный налог  на не застроенные участки; 

- налог на жилье; 

- профессиональный налог.

Земельный налог на застроенные  участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости-здания, сооружения, резервуары и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка.

 От данного налога  освобождается государственная собственность и здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Также этот налог не платят лица, старше 75 лет и получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на не застроенные  участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки  под застройку и т.д. Кадастровый  доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной стоимости  участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье взимается  как с собственников жилых  домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут частично или полностью быть освобождены от уплаты.

Профессиональный налог  вносится юридическими и физическими  лицами, постоянно осуществляющими  профессиональную деятельность, не вознаграждаемую  заработной платой.

Помимо четырех  основных местные органы самоуправления могут вводить и другие местные налоги:

-налог на уборку  территорий. Он касается всех  видов собственности, затрагиваемых  земельным налогом на застроенные  участки;

-пошлина на содержание  Сельскохозяйственной палаты, взимаемая  сверх налога на не застроенные участки с того же базиса;

-пошлина на содержание  Торгово-промышленной палаты, вносимая  теми, кто уплачивает профессиональный  налог;

-пошлина на содержание  палаты ремесел, уплачиваемая  предприятиями, которые включены  в реестр предприятий ремесел;

-местные и департаментные  сборы на освоение рудников;

-сборы на установку  электроосвещения;

-пошлина на автотранспортные  средства, она приравнивается к  гербовому сбору и налагается, кроме установленных исключений, на все автотранспортные средства, зарегистрированные на территории Франции и в заморских территориях. Ее размер зависит от мощности двигателя и возраста автомобиля.

-налог на превышение  допустимого лимита плотности  застройки, которая уплачивается  строительными организациями района  в пользу местных органов власти, которые позволили им это строительство;

-налог на озеленение.

3. Общие черты налоговых систем России и Франции.

Доминирующими налогами в налоговых системах России и  Франции являются косвенные налоги, в частности НДС. Преобладание косвенных налогов может как положительно, так и отрицательно сказываться на состоянии экономик стран. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги в целом, также следуя за фазами экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), тогда как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигнет нулевой отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Однако такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги, что является характерным для кризисного состояния экономики.

В России и Франции  подоходным налогом облагаются доходы как резидентов, так и нерезидентов (лиц, пребывающих на территории страны более чем 183 дня). Данным налогом  облагается годовой доход. Также  существуют различные вычеты, уменьшающие облагаемый доход.

 В Российской Федерации  и Франции земельный налог  относится к местным поимущественным  налогам и взимается по факту  владения или пользования, и  не зависит от результатов  хозяйственной деятельности. Налоговая  база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

 Налог на имущество  физических лиц в России и  налог на жилье во Франции  также относятся к местным  налогам. Плательщиками данных  налогов, признаются физические  лица – собственники имущества,  признаваемого объектом налогообложения. Ставки этих налогов прогрессивные и устанавливаются местными органами власти.

 Одной из серьезнейших  проблем, которую в той или  иной степени приходится решать  и в России и во Франции,  является уклонение от уплаты  налогов. Обе страны едины в стремлении осуществлять уголовное преследование лиц, злостно не исполняющих свои обязанности по исчислению и уплате налогов. В качестве основных критериев признания тех или иных незаконных действий уголовно наказуемыми рассматриваются их умышленность и крупный размер неуплаченных налогов.

В целом, французский  НДС представляет собой более  гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой  системе скидок и льгот. Во многом эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важная особенность французского НДС - это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет, что говорит о его эффективности.

Во Франции налоговая  служба, осуществляющая налоговый контроль, входит в состав Министерства экономики и финансов. Министр финансов осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью налоговой администрации. Министр финансов определяет структуру налоговых органов (как центрального, так и местных), а также территориальные границы их деятельности. В России же Федеральная налоговая служба, осуществляющая налоговый контроль, функционирует наряду с Министерством финансов и подчиняется Правительству РФ и Президенту РФ.

 

 

 

Заключение

 

 Изучив налоговую систему Франции и России можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Сравнение налоговой системы России и Франции