Сравнение налоговой системы России и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В данной работе мы сравним налоговую систему России и Франции.

Содержание работы

Введение
1. Налоговая система России.
2. Налоговая система Франции.
3. Общие черты налоговых систем России и Франции.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

сравнение россии и ...doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 Налоги в нашей жизни определяют  многое, от того, сколько их будет  собрано, зависит благополучие  страны, региона, конкретного города. В истории развития общества  еще ни одно государство не  смогло обойтись без налогов,  поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

 В сложное для нашей страны  время налоги играют немалую  роль в укреплении экономической  позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

 В данной работе мы сравним налоговую систему России и Франции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговая система России.

Основные налоги собираемые на территории России.

Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую  часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Для налоговой системы  Российской Федерации характерна множественность налогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить свои налоги. И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджета играют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы налоговых инспекций и налоговой полиции.

Федеральные налоги и сборы:

Налог на добавленную  стоимость

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль организаций

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный налог

Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов

Государственная пошлина

Региональные  налоги:

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Транспортный налог

Местные налоги:

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

Специальные налоговые  режимы:

Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог  — ЕСХН)

Упрощенная система  налогообложения

Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции

Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые  проверки:

Камеральная налоговая  проверка

Выездная налоговая проверка

Основная доля поступлений в федеральный бюджет обеспечена:

НДС - 48,3%,

акцизами - 23,3%,

налогом на прибыль - 19%,

подоходным налогом  с физических лиц - 2,7%,

платежами за пользование  природными ресурсами - 3,5%,

прочими налогами и сборами - 3,2%.

Распределение налогов по видам по субъектам  Федерации таково:

НДС - 15,9%,

акцизы - 3,1%;

налог на прибыль - 24,1%;

подоходный налог с  физических лиц - 19,2%;

платежи за пользование  недрами и природными ресурсами - 5,1%;

прочие - 32,6%

 Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

 С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли.

 Основной целью  российской налоговой системы  была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

 Основной недостаток  налоговой системы России состоит  в том, что она ориентирована  на устранение дефицитности бюджета  изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

 Налоговая политика  России строится пока исходя  из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства  и построения рыночной экономики”.

 В итоге - недобор  налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой- либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

 Налоговая система  должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных  слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.

Основные направления  совершенствования налоговой системы  России в этом общем контексте  видятся следующими: 1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой  системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды; 2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;

3) постепенное перемещение  налогового бремени с предприятий  на физических лиц; 4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

 На данный момент  целесообразно:

- расширить права местных  органов при установлении ставок  налогов на имущество юридических  лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;

- расширить меры по  налоговому стимулированию инвестиционного  процесса и преимущественного  направления предприятиями средств  на развитие, совершенствование  и расширение производства, развитие  малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

- усилить социальную  направленность налогов. Для этого  нужно постоянно увеличивать,  с одной стороны, необлагаемый  минимум доходов граждан, а  с другой - ставку подоходного  налога лиц с очень высокими  доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

 Принципы  построения налоговой системы  России.

 Принципы российской  налоговой системы можно представить следующим образом.

1. Налоги и сборы,  носящие налоговый характер, в  отличие от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер.

2. Различия в налогах  зависят от характера облагаемых  доходов и расходов. Природа этих  доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься: на рынке товаров или факторов производства; с продавцов товара или покупателей; с домашних хозяйств или компаний; с источника дохода или со статьи расходов.

3. Налоги должны по  возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.

4. При использовании  налоговой политики для достижения  социально- экономических целей  необходимо свести к минимуму  нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения.

5. Налоговая структура  должна способствовать использованию  налоговой политики в целях  стабилизации и экономического  роста страны.

6. Налоговая система  должна быть справедливой, не  допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам.

 Эти требования  могут быть использованы в  качестве основных критериев  для оценки качества налоговой  системы страны.

 Общие принципы  построения налоговых систем  в различных странах находят  конкретное выражение в общих  элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

 Для современной  России особо важное значение  имеет отработка принципов построения  налоговой системы применительно  к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям.

2. Налоговая система Франции.

Франция- страна, в которой  в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики.

 Среди развитых  стран Францию отличает высокая  доля налоговых поступлений в  валовом внутреннем продукте  и взносов в фонды социального  значения.

 Применение налогов  опирается на законы, утверждаемые ежегодно Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета.

 Особенность Франции  – низкий уровень прямого налогообложения  и одновременно высокий уровень  косвенного.

 Косвенные налоги  дают около 60% налоговых доходов  общего бюджета (в основном за счет поступления от НДС, которые составляют 45%).

 Среди прямых налогов  основную роль играет подоходный  налог с доходов физических  лиц, составляющий 20% налоговых поступлений.

 Во Франции налоговая  служба включает три уровня.

На национальном уровне действуют:

- Управление национальных  и международных проверок,

- Управление проверок  налогового положения 

- Национальное Управление  налоговых расследований.

 Крупные предприятия  обеспечивают 40-50% совокупных налоговых  поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.

 Управление проверок  налогового положения осуществляет  контроль налогообложения физических  лиц, имеющих очень высокие  доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей крупных предприятий.

 Национальное Управление  налоговых расследований занимается  сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно  выполняет роль налоговой полиции, но здесь нет вооруженных структур.

На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

К низовому звену относятся  налоговые управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Основными организационными структурами местных управлений являются службы исчисления налоговой базы и контроля, службы взимания налогов, главная налоговая инспекция. В свою очередь, служба исчисления налоговой базы состоит из налоговых центров, отделов земельных налогов и секторов по ипотечным операциям.

 В задачи налоговых  центров входит исчисление баз  для взимания прямых налогов  (за исключением земельных), НДС и различных регистрационных сборов. Работники центров ведут дела налогоплательщиков, осуществляют всю текущую работу по контролю, в том числе непосредственно контактируют с налогоплательщиками.

 Отделы земельных  налогов осуществляют оценку и переоценку недвижимого имущества, управление государственным имуществом и контроль операций с недвижимостью общественных организаций.

 Служба взимания  налогов обобщают бухгалтерскую  отчетность по всем видам налоговых  поступлений, ведут отдельные реестры поступлений по каждому налогу.

 Главные налоговые  инспекции административно-территориальных  единиц несут ответственность  за координацию и проверку  результатов деятельности своих  подчиненных служб.

 Общий налоговый  кодекс Франции представляет  собой весьма подробный кодифицированный акт, с помощью которого регулируются налоговые отношения.

 Он является сводом  неуголовных законов, куда помещено  несколько положений, которыми  устанавливается ответственность  лица, совершившего уклонение от  налогов.

 Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Информация о работе Сравнение налоговой системы России и Франции