Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

Цель - изучить понятие и виды специальных налоговых режимов. Задачи:
1. рассмотреть понятие, признаки и виды налогов РФ;
2. выявить основные действующие виды специальных налоговых режимов;
3. рассмотреть гарантии обеспечения специальных налоговых режимов.

Файлы: 1 файл

реферат по налогам.docx

— 41.99 Кб (Скачать файл)

 

    1.  Виды специальных налоговых режимов

 

        Специальные налоговые режимы предполагают особый предусмотренный Налоговым кодексом РФ порядок обложения и включают в себя:

– Единый сельскохозяйственный налог далее - (ЕСХН);

– упрощенную систему налогообложения  далее - (УСН);

– Единый налог на вмененный доход далее - (ЕНВД); 

– налогообложение при  выполнении соглашений о разделе  продукции далее - (СРП).

         Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей регулируется гл. 26.1 НК РФ.6 Согласно ст. 346.1 НК РФ переход на уплату ЕСХН предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым и Таможенным кодексами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций уплатой ЕСХН, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Переход на уплату ЕСХН индивидуальными  предпринимателями предусматривает  замену уплаты НДФЛ (в отношении  доходов, полученных от осуществления  предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего  уплате в соответствии с Налоговым  и Таможенным кодексами РФ при  ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого  для осуществления предпринимательской  деятельности) уплатой ЕСХН, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

          Налогоплательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статьей 346.5 НК РФ регулируется порядок определения и признания  доходов и расходов плательщиков этого налога.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных  на сумму расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщики вправе уменьшить  налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых  периодов. Убыток не может уменьшать  налоговую базу более чем на 30%. Сумма убытка, превышающая это  ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 периодов.

Налогоплательщики обязаны  хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая  база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования  права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Налоговым периодом ЕСХН признается календарный год, а отчетным периодом – полугодие.

Налоговая ставка этого налога устанавливается Налоговым кодексом РФ в размере 6%.

Порядок исчисления и уплаты налога следующий. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы.

По итогам отчетного периода  налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму авансового платежа  по ЕСХН исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных  на сумму расходов, рассчитанных нарастающим  итогом с начала налогового периода  до окончания полугодия.

Авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25 дней со дня  окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются  в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода.

          Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций; налога на имущество организаций. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

      Организации, применяющие УСН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности но уплате:

1. налога на доходы  физических лиц;

2. налога на имущество  физических лиц.

       Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

      Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы не превысили 15 млн. руб. Если доход превысит установленный лимит, то УСН перестает использоваться. Лимит выручки в 2010−2012 годах составляет 60 млн. руб.

      Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (единый налог) вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

      По решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, представительных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга единый налог может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1. оказания бытовых услуг;

2. оказания ветеринарных  услуг;

3. оказания услуг по  ремонту, техническому обслуживанию  и мойке автотранспортных средств;

4. оказания услуг по  хранению автотранспортных средств  на платных стоянках;

5. оказания автотранспортных  услуг по перевозке пассажиров  и грузов, осуществляемых организациями  и индивидуальными предпринимателями,  имеющими на праве собственности  или ином праве не более  20 транспортных средств, предназначенных  для оказания таких услуг;

6. розничной торговли, осуществляемой  через магазины и павильоны  с площадью торгового зала  не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли;

7. розничной торговли, осуществляемой  через киоски, палатки, лотки и  другие объекты стационарной  торговой сети, не имеющей торговых  залов, а также объекты нестационарной  торговой сети;

8. оказания услуг общественного  питания, осуществляемых через  объекты организации общественного  питания с площадью зала обслуживания  посетителей не более 150 м2 по каждому объекту организации общественного питания;

9. оказания услуг общественного  питания, осуществляемых через  объекты организации общественного  питания, не имеющие зала обслуживания  посетителей;

10. распространения и (или)  размещения наружной рекламы;

11. распространения и (или)  размещения рекламы на автобусах  любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях,  прицепах, полуприцепах и при- цепах-роспусках, речных судах;

12. оказания услуг по  временному размещению и проживанию  организациями и предпринимателями,  использующими в каждом объекте  предоставления данных услуг  общую площадь спальных помещений  не более 500 м2;

13. оказания услуг по  передаче во временное владение  и (или) пользование стационарных  торговых мест, расположенных на  рынках и в других местах  торговли, не имеющих залов обслуживания  посетителей.

Уплата организациями  единого налога освобождает их от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Уплата индивидуальными предпринимателями  единого налога освобождает их от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц

Принятие Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" потребовало разработки и введения в практику системы налогообложения при выполнении СРП. Эта система была введена Федеральным законом от 6 июня 2003 г. № 65-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".7

Особенностью данного  специального налогового режима является то, что его применение не предусматривает  введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы главы 26.4 НК РФ определяют лишь особый порядок  учета доходов и расходов при  уплате налогов и сборов, относящихся  к общему режиму налогообложения.

  Глава 26.4 НК РФ введена в действие с 1 января 2004 года, до этого все налоговые отношения по соглашениям о разделе продукции (далее СРП) регулировались Федеральным Законом № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с вышеуказанным законом № 225-ФЗ.8 Сторонами соглашения являются: Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого исполняется СРП и Инвестор, представленный юридическим лицом либо объединением юридических лиц, которые осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств в разработку месторождения.

Налогообложение при СРП  предполагает замену уплаты части налогов  и сборов, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Но по договоренности возможна уплата в денежной форме. Таким  образом, можно наблюдать уникальный в наши дни случай введения обязательного  платежа в натуральной форме. Налоги и сборы, предполагаемые для каждого налогоплательщика, включены в этот обязательный платеж. Указанный платеж нельзя считать льготой по налогу, поскольку суммы налога включаются при определении суммы платежа (за исключением некоторых налогов).

 

    1. Гарантия обеспечения специальных налоговых режимов

 

          В настоящий момент приоритетным является использование специальных налоговых режимов как инструментов налогового регулирования. То есть упрощение налогового администрирования можно рассматривать как побочный аспект введения в действие специальных режимов налогообложения.

          К позитивным моментам применения специальных режимов как инструмента налогового регулирования можно отнести следующие:

– возможность значительного  снижения налоговой нагрузки на определенные сферы экономики;

– повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса;

– отказ от использования  схем уклонения от уплаты налогов  по общей системе налогообложения с целью минимизации выплачиваемых государству средств.

           Вся совокупность специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ, должна строиться на общих базовых принципах, которые необходимо закрепить законодательно.

           Представляется, что специальные налоговые режимы были введены государством в целях:

– поддержки субъектов  малого предпринимательства и развития малого бизнеса;

– поддержки сельскохозяйственного  производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;

– привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей.

         Тем самым установление специальных налоговых режимов служит в конечном итоге целям укрепления и дальнейшего развития экономики Российской Федерации и является реализацией регулирующей функции налога (ее стимулирующей подфункции).

          С другой точки зрения, говоря o целях введения специальных режимов налогообложения, можно выделить следующие:

1. налогового регулирования  той или иной отрасли экономики;

упрощения налогового администрирования.

        Способами обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются:

1. Налоговый залог.

2. Поручительство.

3. Пеня.

4. Ограничение операций  по счетам налогоплательщика  в банках.

5. Административный арест  активов налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Возникновение налогов, становление  и развитие финансовой системы и  в последующем выделение из нее  налоговой системы неразрывно связано  с генезисом общества и государственного устройства. Финансовая система России проходила этапы, характерные для  любого государства. Однако после Октябрьской  революции ее развитие пошло иным путем: большое значение стали оказывать  субъективные факторы и политические приоритеты перед общественными  и экономическими законами. Следует  отметить, что с самых ранних этапов существования Российского государства  правители использовали интересы своих  граждан в области уплаты налогов  для достижения своих целей, тем  самым, по сути, проводили эффективную  налоговую политику.

Информация о работе Специальные налоговые режимы