Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

Цель - изучить понятие и виды специальных налоговых режимов. Задачи:
1. рассмотреть понятие, признаки и виды налогов РФ;
2. выявить основные действующие виды специальных налоговых режимов;
3. рассмотреть гарантии обеспечения специальных налоговых режимов.

Файлы: 1 файл

реферат по налогам.docx

— 41.99 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 Налоги являются главным инструментом по стимулированию развития любого сектора экономики и его регулированию. Государство при формировании налоговой системы и ее применении должно широко использовать все функции налогов, особенно регулирующую, хотя исторически первой функцией налогов считается фискальная, обеспечивающая поступление средств в бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства, эта функция обеспечивает все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. Однако при этом реализуется и перераспределительная функция налогов, которая состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования между сферами, отраслями, территориями, социальными группами населения.

 Цель - изучить понятие и виды специальных налоговых режимов.

Задачи :

1. рассмотреть понятие,  признаки и виды налогов РФ;

2. выявить основные действующие виды специальных налоговых режимов;

3. рассмотреть гарантии обеспечения специальных налоговых режимов

Предмет - специальные налоговые режимы.

         Объект – экономические отношения возникающие в рамках действия специальных налоговых режимов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГОВ РФ

 

    1. Понятие, признаки и виды налогов РФ

 

Налоги стали важным элементом  экономических и финансовых отношений  уже с появлением государств. Они  обеспечивают государству выполнение возложенных на него сложных и  важных для общества административной, оборонной, хозяйственной функций. Это предопределяет фискальную роль налогов в государстве. Изменяя  объем централизуемых в бюджете  финансовых ресурсов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, тем самым проявляется регулирующая роль налогов. Налоги служат важнейшим  инструментом экономической политики государства, с формированием и  осуществлением которой тесно связано  экономическое и социальное развитие общества.

В литературе можно найти  немало определений налога. Выделим  наиболее существенные его признаки:

– налог взимается государством и формирует специальные фонды  удовлетворения общественных потребностей;

– налог взимается не произвольно, а на основании закона;

– налог – это сбор в денежной или натуральной форме, а отнюдь не личная повинность;

– налог не является платой за какие-либо государственные услуги и не находится в индивидуально  эквивалентной количественной связи  с ними;

– налог – это обязательный сбор, который устанавливается государством в одностороннем порядке и  при необходимости взимается  принудительно.

– Исходя из этих характеристик можно определить налог как

безэквивалентный обязательный сбор, взимаемый государством на законном основании и являющийся источником формирования централизованных государственных фондов. При этом тождественны понятию "налог" исторически сложившиеся и закрепленные нормами русского языка термины "сбор", "пошлина", "платеж", "акциз".

Налогообложение – это  принудительное и безвозмездное  взимание правительством или местными органами власти налогов с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в  качестве средства проведения налоговой  политики.1

Законодательством установлено, что объектами налогообложения  являются: прибыль, доход, стоимость  определенных товаров, добавленная  стоимость продукции, имущество  юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные  виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Основной задачей налогов  выступает формирование денежных доходов  государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и  техники, поддержку детей, пожилых  и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство  государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды. Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

Налоговая система – это  целостное экономическое состоящее  из отдельных частей, объединенных общими задачами и находящихся в  определенной связи между собой.2

Г.Б. Поляков дает следующее  исчерпывающее определение налоговой  системы: "Налоговая система –  это совокупность налогов, установленных  законодательной властью и взимаемых  исполнительной властью, а также  методы и принципы построения налогов. Значение и структура этой системы  определяются социально-экономическим состоянием общества и государства".3

По органу, который взимает  налог и в распоряжение которого он поступает, в Российской Федерации  различают: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов федерации; местные налоги и сборы.

В зависимости от механизма  уплаты налоги и сборы делятся  на прямые и косвенные. Прямые налоги и сборы устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенный налог – это налог на товары или услуги, входящие в цену товара или тариф на услуги. Владелец товара и услуг включает налоговую сумму в цену, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству.

В зависимости от влияния  на мотивы экономического поведения  налогоплательщика налоги делятся  на две группы. К первой группе относят  налоги и сборы, которые не зависят  напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью: налог на имущество, регистрационные  и лицензионные сборы, патентный  платеж для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Они являются условно постоянными. Их уплаченная сумма аналогична условно постоянным хозяйственным затратам в себестоимости  продукции.

Вторая группа напрямую связана  с деловой активностью налогоплательщиков. К ней относятся НДС, акцизы, налог  на прибыль, таможенные пошлины. Это  условно переменные налоги, они ориентируются  на выравнивание результатов экономического положения путем более высокого изъятия доходов у предприятий-лидеров  и более щадящего налогообложения  хозяйств-аутсайдеров. Основная их тяжесть  падает на средних производителей и  потребителей.

Глава 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

 

2.1 Понятие и  сущность налоговых режимов

 

В связи с антикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки на экономику  повышается значимость использования  потенциала специальных налоговых  режимов в качестве инструментов налогового регулирования. В соответствии с Основными направлениями налоговой  политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011и 2012 годов  введение специальных налоговых  режимов в процессе становления  налоговой системы России было призвано компенсировать отмену ряда льгот для  субъектов малого бизнеса и субъектов  сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этом же документе отмечается, что совершенствование упрощенной системы налогообложения, системы  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход и системы  налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей за последние  шесть лет привело к снижению налоговой нагрузки на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а  упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило качество налогового администрирования.

Однако практика применения специальных налоговых режимов  продолжает выявлять негативные стороны  их применения, что свидетельствует  о необходимости их дальнейшего  совершенствования.

В Налоговом кодексе РФ специальный налоговый режим  определяется очень узко, лишь как  система мер налогового регулирования, однобоко трактуя это емкое понятие.

Существующее определение  специальных налоговых режимов, данное в НК РФ, не в полной мере отражает признаки действующих специальных  налоговых режимов. Наиболее серьезным  недостатком этого определения  является то, что оно не предусматривает  существования единого налога, который  является ядром трех из четырех действующих  специальных налоговых режимов. Хотя в статье 12 НК РФ упоминается  об установлении специальных налоговых  режимов, которые могут предусматривать  федеральные налоги, не указанные  в статье 13 НК РФ.

В статье 18 НК РФ предполагается "особый порядок определения элементов  налогообложения". В соответствии со статьей 17 НК РФ к элементам налогообложения  относятся: объект налогообложения, налоговый  период, налоговая база, налоговая  ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Возникает вопрос о том, какие  элементы налогообложения регулируются в особом порядке: федеральные, региональные или местные налоги, установленные  статьями 13, 14 и 15 НК РФ, или единые налоги, уплачиваемые при применении специальных  налоговых режимов4.

В системе налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции предусмотрен особый порядок  исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов. И для этого  специального налогового режима определение, данное в НК РФ, вполне подходит. Однако налогоплательщики, применяющие другие специальные налоговые режимы, освобождаются  от обязанности по уплате некоторых  налогов. Для них предполагается уплата единого сельскохозяйственного  налога, налога при упрощенной системе  налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, которые в  свою очередь не указаны в составе  федеральных, региональных и местных  налогов в статьях 13, 14 и 15 НК РФ. То есть, следуя определению, уплата единых налогов является особой формой освобождения от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов, что не является совсем корректным. Необходимо законодательное закрепление статуса единых налогов, которые используются при построении специальных налоговых режимов, в определении специальных налоговых режимов. Закрепление статуса единых налогов в определении специальных налоговых режимов в статье 18 НК РФ позволит снять данное противоречие.

         Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Но это вторичный, а не первичный сущностный признак специального режима.

       Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму налогового регулирования.

       Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим также имеет две субстанции: с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости в налоговой форме; с другой стороны, – это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым процессом в строго определенных сферах деятельности. Таким образом, недостаточная теоретическая и организационная проработка вопросов сущности специальных налоговых режимов отразилась в нормах налогового законодательства РФ.5

        Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны "наказывать" предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности. Например, это могут быть такие объекты налогообложения, как земельный участок, производственная площадь, месторождение полезного ископаемого и т.п. Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности. Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика. В таком случае ставка единого налога должна устанавливаться в виде фиксированной суммы по отношению к какому-либо натуральному показателю и не увеличиваться при росте производительности труда.

         Говоря о специфических особенностях специальных налоговых режимов как мер налогового регулирования, нельзя не отметить позитивных и негативных последствий их применения.

 

 

       Основным вопросом совершенствования специальных налоговых режимов является определение круга налогоплательщиков, который будет охватывать специальные налоговые режимы.

         Следование и неукоснительное соблюдение названных организационных принципов является настолько важным, что отклонение или отступление от них лишает специальный налоговый режим своей целесообразности.

          Для снижения влияния негативных факторов воздействия специальных налоговых режимов необходимо при внесении изменений в законодательство учитывать принципы справедливости и нейтральности налогообложения по отношению ко всем налогоплательщикам.

Информация о работе Специальные налоговые режимы