Современная налоговая политика Российской Федерации и её влияние на состояние федерального (регионального, местного) бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений её влияния на состояние федерального, а также регионального и местного бюджетов.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические асᴨекты налоговой политики, определить её цели, задачи и принципы.
2. Найти форму измерения влияния налоговой политики на экономический рост.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятия, инструменты и типы налоговой политики ……………..……5
1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики…………………………………………………….12
1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики…………………………………………………………….15
2.Влияние налоговой реформы на состояние налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы России………………………………………….20
2.1. Формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы……………………………………………………………………………..20
2.2. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года……………………25

2.3.Влияние налогообложения предпринимательской деятельности на формирование федерального бюджета…………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………40
Библиографический список………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Sovremennaya_nalogovaya_politika_Rossyskoy_Feder (2).doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Доходы от налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, и  закрепленных за бюджетами муниципальных образований Бюджетным кодексом Российской Федерации, составили 71,4 млрд. рублей, из них налог на вмененный доход – 68,3 млрд. рублей или 7,7% налоговых доходов местных бюджетов, единый сельскохозяйственный налог – 3,1 млрд. рублей и 0,4 процента соответственно.

Общий объем доходов, поступивших  за счет налогов, нормативы по которым  установлены на федеральном уровне (в том числе налоговые доходы по нормативу 10% от налога на доходы физических лиц), оценивается в 771,3 млрд. рублей.

Поступления налогов, которые были переданы на муниципальный  уровень в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, оцениваются в 100,9 млрд. рублей или 11,6% от общего объема налоговых доходов.

В 2011 году отмечается рост поступления неналоговых доходов, которые составили 279,0 млрд. рублей, что выше уровня 2010 года на 13,7% или 33,7 млрд. рублей. Данная ситуация сложилась вследствие увеличения по сравнению с 2010 годом поступлений штрафов, санкций, возмещения ущерба на 22,6%, доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 21,9%, платежей при пользовании природными ресурсами на 6,3%, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 4,9%, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 4,1 процента.

Как и по налоговым  доходам, распределение неналоговых  доходов по типам муниципальных  образований осуществляется неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (64,5%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составляет 23,6% и поселений – 11,9 процента.12

 

2.3.Влияние  налогообложения предпринимательской  деятельности на формирование федерального бюджета.

Предпринимательская деятельность – это деятельность экономического направления, осуществляемая в самостоятельной форме на свой риск. Данная деятельность направлена на систематическое получение прибыли от продаж товара, пользования имуществом, выполнение работ или оказания услуг. Предпринимательскую деятельность в Российской Федерации регулирует определенное количество законодательных актов, к которой относится: Гражданский кодекс РФ, закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Кодекс об Административных правонарушениях РФ, закон о предпринимательской деятельности и т.д.13

Базовым законом, на котором основывается предпринимательская  деятельность, является Федеральный  закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации». В отличие от большинства федеральных законов, данный законодательный акт имеет в своей структуре всего 27 статей (для примера, в закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, входят 6 разделов и 65 статей). При этом, каждая статья закона четко направлена на регулирование вопросов, возникающих при осуществлении деятельности в сфере малого и среднего бизнеса.

Государственная система налогообложения самым  существенным образом влияет на предпринимательскую  деятельность. Ведь налоговое бремя  может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и для простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.14

Основные Федеральные  налоги РФ для предпринимателей:

-Налог на добавленную стоимость (НДС)

-Акцизы

-Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

-Единый социальный налог (ЕСН)

-Налог на прибыль (НП)

-Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

-Водный налог

-Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных ресурсов

-Государственная пошлина.15

Упрощенная  система налогообложения (УСН) — специальный налоговых режим, действующий в соответствии с законодательством РФ. Применение упрощенной системы налогообложения носит добровольный характер. Таким образом, индивидуальный предприниматель свободен в принятии решения о применении упрощенной системы налогообложения и выборе объекта налогообложения. 16

Для перехода на упрощённую схему налогообложения  должны быть соблюдены ряд требований:

   1.  Средняя  численность работников у индивидуального  предпринимателя за налоговый  период, не превышает 100 человек;

   2.  По  итогам девяти месяцев года, в  котором подаётся заявление о  переходе на упрощённую систему  налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии  со статьёй 248 НК РФ, не превысил 45 миллионов рублей (без учета  налога на добавленную стоимость) в 2009 году, 60 миллионов рублей с 01.01.2010 по 31.12.2012 года.

Применение  упрощенной системы налогообложения  индивидуальными предпринимателями  предусматривает уплату единого  налога и освобождение от обязанности  по уплате НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).17

В рыночной экономике  существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Благодаря этим стабилизаторам можно автоматически осуществить изменение налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. В качестве подобного стабилизатора может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С увеличением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее.

Так, например, Закон Тамбовской области № 499-З  от 03.03.2009 «Об установлении дифференцированных налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения»

Статья 1

1. В соответствии  с пунктом 26 статьи 2 Федерального  закона от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ "О  внесении изменений в часть  первую, часть вторую Налогового  кодекса Российской Федерации  и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установить налоговую ставку в размере 5 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, использующих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих следующие виды предпринимательской деятельности:

1) производство  и распределение электроэнергии, газа, и воды;

2) добыча полезных  ископаемых;

3) строительство;

4) удаление  сточных вод, отходов и аналогичная  деятельность;

5) управление  недвижимым имуществом;

6) сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство;

7) научные исследования  и разработки;

8) разработка  программного обеспечения и консультирование  в этой области;

9) деятельность  по созданию и использованию  баз данных и информационных ресурсов.

2. Отнесение к видам предпринимательской деятельности, определенным пунктом 1 настоящей статьи, производится в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).

3. Налогоплательщики  вправе применять указанную в пункте 1 настоящей статьи налоговую ставку при условии, если их доходы от осуществления данных видов предпринимательской деятельности составляют не менее 70 процентов доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации за соответствующий налоговый (отчетный) период.

 Статья 2

 Настоящий  Закон вступает в силу со  дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 года.

В свою очередь, 8 ноября 2010 года были внесены следующие изменения:

Статья 1

1. Внести в  Закон Тамбовской области от 3 марта 2009 года N 499-З "Об установлении  дифференцированных налоговых ставок  отдельным категориям налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" (газета "Тамбовская жизнь", 2009, 6 марта) следующее изменение:

дополнить статью 1 пунктом 3 следующего содержания:

"3. Налогоплательщики  вправе применять указанную в  пункте 1 настоящей статьи налоговую ставку при условии, если их доходы от осуществления данных видов предпринимательской деятельности составляют не менее 70 процентов доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации за соответствующий налоговый (отчетный) период.".

 Статья 2

 Настоящий  Закон вступает в силу с  1 января 2011 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, получаем:

 Для ИП, работающего  с налоговой базой "доходы", ставка 6%

 Для ИП, работающего  с налоговой базой  "доходы  минус расходы", ставка 5% вместо  оригинальных 15%.

Стимулирующая функция налогов влияет на экономическое  поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогут никакие налоговые льготы и освобождения.

Однако в  ряде случаев наличие налоговых  льгот может послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в  пользу той или иной деятельности или деловой активности.

Снижение ставок налогов может способствовать экономическому росту разными путями. Так, снижение предельных налоговых ставок может побудить людей работать более напряженно. Это определенно приведет к росту предложения рабочей силы и увеличению производительности труда. Кроме того, при низких налогах растут сбережения, и появляется стимул к инвестированию.18.

С помощью налогов  государство действительно способно создать более или менее благоприятные  и конкурентоспособные условия  для определенных деловых сфер. В то же время, нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как и переоценка государством социального значения некоторых производств недопустимы, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости.

 

 

 

 

 

Заключение

Потенциально, налоговая политика призвана смягчать негативные явления присущие рыночной экономики. Являясь ключевым звеном экономической политики, она представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Изменения в  налоговой системе России необходимы. Они должны быть последовательными и предсказуемыми. Их главными направлениями должны стать:

-снижение общего уровня налогообложения при резком расширении налоговой базы

-сокращение количества налогов и упрощение системы налогообложения

-усиление налоговой дисциплины

-систематизация и кодификация налогового законодательства.

Возможности увеличения доходов бюджета за счет выведения  значительной части экономики из «тени» трудно переоценить. Во многом, вследствие высокого уровня налогов, доля поступлений от нового частного сектора непропорционально низка относительно их реальных (а не официально показываемых) доходов. Для достижения этой цели нужны меры с одной стороны, контрольно-карательного характера (по ужесточению сбора налогов, пресечению контрабанды и «теневых» торговых и финансовых операций и др.), с другой - в направлении рационализации налогового законодательства. Справиться с задачей легализации «теневой» экономики только мерами карательного характера невозможно, для этого надо создать у людей и фирм желание платить налоги - то есть получать высокие легальные доходы. В целом в ходе налоговой реформы необходим переход от выполнения налогами преимущественно фискальных функций к преимущественно стимулирующим.

 

 

Библиографический список

Черника, Д.Г., Финансы и статистика: учебник/Д.Г.Черника-М.:2010-147с.

Юткина Т. Ф., Налоги и налогообложение: учебник/Т.Ф. Юткина - М.: Инфра-М, 2010г. - 429с.

Алиев Б.Х.,Налоги и налогообложение:учебное пособие/Б.Х. Алиев-М.: Финансы и статистика,2010г.-411с.

Бункина, М. К. Экономическая политика/М.К. Бункина – М.:2011 г.-131с.

Иванова Н.Г., Налоги и налогообложение: Учебное пособие./ Иванова Н.Г., Вайс Е.А.; Под редакцией  Н. Г. Иванова; СПб: Питер, 2012.-с 56

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ" Налоговые органы в Российской Федерации"

Грачева Е.Ю., Финансовое право: Учебное пособие./ Грачева  Е.Ю., Соколова Э.Д.; Под редакцией Е.Ю. Грачевой; МОСКВА. Юриспруденция, 2010.-с 47

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ" Сроки уплаты налогов и сборов"

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ" Общие условия установления налогов и сборов"

Информация о работе Современная налоговая политика Российской Федерации и её влияние на состояние федерального (регионального, местного) бюджета