Современная налоговая политика Российской Федерации и её влияние на состояние федерального (регионального, местного) бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений её влияния на состояние федерального, а также регионального и местного бюджетов.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические асᴨекты налоговой политики, определить её цели, задачи и принципы.
2. Найти форму измерения влияния налоговой политики на экономический рост.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятия, инструменты и типы налоговой политики ……………..……5
1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики…………………………………………………….12
1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики…………………………………………………………….15
2.Влияние налоговой реформы на состояние налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы России………………………………………….20
2.1. Формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы……………………………………………………………………………..20
2.2. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года……………………25

2.3.Влияние налогообложения предпринимательской деятельности на формирование федерального бюджета…………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………40
Библиографический список………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Sovremennaya_nalogovaya_politika_Rossyskoy_Feder (2).doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

Полномочия  государственной власти разного уровня

по  формированию доходов бюджета.

Полномочия федеральной  власти (законодательной и исполнительной)

Полномочия законодательных

(представительных) и  исполнительных органов субъектов

РФ

Полномочия органов  местного самоуправления

1. Законодательная власть устанавливает новые виды федеральных налогов, изменяет и отменяет их путем внесения соответствующих

изменений в налоговое  законодательство РФ.

1. Законодательные (представительные) органы:

- вводят региональные налоги и сборы;

-устанавливают размеры ставок по ним;

-предоставляют налоговые льготы. Действуют в пределах прав, предоставленным им налоговым законодательством РФ.

1. Представительные органы местного самоуправления:

-вводят местные налоги и сборы;

- устанавливают размеры ставок по ним;

-предоставляют налоговые льготы. Действуют в пределах прав, предоставленным им налоговым законодательством РФ.

2. Федеральные законы о налогах могут вступать в силу

с начала очередного финансового года и

должны приниматься  до утверждения закона о федеральном бюджете на текущий год.

2. Региональные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ должны вступать в силу с начала очередного финансового года и быть приняты до утверждения законов субъектов РФ о бюджетах на очередной финансовый год.

2. Их правовые акты о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство в пределах их компетенции должны приниматься до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу с начала очередного финансового года. Допускаются изменения и дополнения в течение текущего финансового года, но при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в местный бюджет текущего года.


Продолжение таблицы 2

3. Внесение изменений и дополнений в законодательство

РФ о федеральных  налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается при внесении соответствующих изменений

и дополнений в федеральный закон о

федеральном бюджете  на текущий финансовый год.

3. Изменения и дополнения  о региональных налогах и сборах, намеченных на текущий год,  допускаются в случаях внесения изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год. При этом единые или дополнительные отчисления в местные бюджеты от налога на доходы физ. лиц исходя из зачисления не должны быть менее10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога.

3. Органы местного самоуправления предоставляют рассрочки и отсрочки по федеральным и региональным налогам, поступающим в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами другого уровня и соблюдения предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленного БК РФ.

4. Введенные федеральные налоги и сборы обязательны

к уплате на территории РФ.

4. Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют налоговые кредиты, рассрочки и отсрочки по уплате федеральных налогов и сборов, поступающих в бюджеты субъектов РФ лишь при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета перед федеральным бюджетом и соблюдения предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ и размера государственного долга, утвержденных БК РФ.

4. Представительные органы муниципальных районов могут устанавливать  единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений от федеральных, региональных, местных налогов, а также налогов специальных налоговых режимов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района в соответствии с БК РФ и законом соответствующего субъекта РФ.


 

Денежные средства считаются зачисленными в доход  федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет.

Согласно Налоговому кодексу РФ к федеральным налогам и сборам отнесены: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экономический налог, федеральные лицензионные сборы.

К неналоговым источникам дохода формирования федерального бюджета относятся средства от государственной собственности; полученные от деятельности государства; полученные государством от заимствований (внутренних и внешних).

Средствами  государственной собственности  являются: имущество, составляющее федеральную собственность (отрасли, предприятия, здания, драгоценности и т.д.); земля и природные ресурсы; имущество, приватизация которого запрещена законом (не может быть продано); имущество, закрепленное в государственной собственности до решения о его продаже; имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) с запретом на участие в его приватизации иностранными юридическими и физическими лицами; имущество, которое приватизируется по решению (передается другим лицам или предприятиям) Правительства РФ, органов исполнительной власти. Денежные средства, полученные государством от федеральной собственности до момента приватизации и от приватизации, поступают в федеральный бюджет или распределяются между бюджетами, в соответствии с нормативами.

2.2. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года.

 Согласно данным официальной  отчетности в 2011 году общий  объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 2961,1 млрд. рублей, что выше уровня 2010 года на 13,9% или 360,7 млрд. рублей.

Собственные доходы местных бюджетов, направляемые муниципальными образованиями на решение вопросов местного значения, также увеличились в 2011 году по сравнению с предыдущим годом (на 276,5 млрд. рублей или 14,0%) и составили 2249,7 млрд. рублей.

 

 

 

 

Таблица 3

Самые высокие темпы  роста собственных доходов отмечаются в местных бюджетах следующих  субъектов Российской Федерации:

 

Наименование субъекта РФ

Собственные доходы(исполнение)

Темп роста 2011/2010

2010

2011

 

 Камчатский край 


 

13 597,2


 

19 835,8


 

45,9%


 

 Пензенская область


 

14 176,4


 

19 064,9


 

34,5%


Белгородская область

 

23 975,2


 

31 884,6


 

33,0%


 

 Ямало-Ненецкий автономный  округ 


 

61 416,6


 

80 796,4


 

31,6%


Тюменская область

 

50 347,5


 

65 541,8


 

30,2%


Томская область

 

18 464,1


 

23 691,7


 

28,3%


Тамбовская область

 

11 009,1


 

14 090,5


 

28,0%


Алтайский край

 

22 383,5


 

28 107,4


 

25,6%


 

 Республика Хакасия


 

7 302,5


 

9 086,6


 

24,4%


 

 Республика Саха (Якутия)


 

28 803,3


 

35 825,0


 

24,4%


Челябинская область

 

52 638,4


 

64 515,9


 

22,6%


Рязанская область

 

12 376,7


 

15 096,8


 

22,0%


Свердловская область

 

59 396,3


 

72 019,2


 

21,3%


Тверская область 

 

18 450,6


 

22 366,6


 

21,2%


Псковская область

 

7 819,1


 

9 455,7


 

20,9%


Самарская область

 

38 413,4


 

46 205,9


 

20,3%



 Распределение собственных  доходов по типам муниципальных  образований в 2011 году, как и в предыдущие годы, характеризуется неравномерностью: в бюджеты городских округов поступило 1 163,8 млрд. рублей (51,7%), в бюджеты муниципальных районов – 810,7 млрд. рублей (36,0%), в бюджеты поселений – 275,2 млрд. рублей (12,3%).

Первоначально запланированные показатели местных  бюджетов 2011 года по собственным доходам  перевыполнены на 28,3%.

При этом налоговые  доходы местных бюджетов исполнены в 2011 году в сумме 879,0 млрд. рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 6,6% или 54,4 млрд. рублей. В структуре собственных доходов местных бюджетов налоговые доходы занимают 39,1% в среднем по Российской Федерации.

 

Таблица 4

Максимальные  и минимальные значения указанного показателя в разрезе субъектов  Российской Федерации

Субъекты РФ с наибольшим удельным весом налоговых доходов в собственных доходах

%

Субъекты РФ с наименьшим удельным весом налоговых доходов в собственных доходах

%

Липецкая область

55,0%

Ненецкий автономный округ 

12,3%

Приморский край

54,1%

Тюменская область 

15,5%

Калужская область

53,3%

Республика Ингушетия 

19,9%

Тульская область

52,9%

Республика Дагестан

21,6%

Московская область

52,4%

Ямало-Ненецкий автономный округ

21,7%

Астраханская область

50,1%

Чукотский автономный округ 

23,1%

Пермский край

50,0%

Амурская область 

25,3%

Брянская область 

49,8%

Сахалинская область 

25,4%

Республика Хакасия

49,4%

Кемеровская область 

26,8%

Ростовская область 

48,9%

Республика Тыва

27,5%

Республика Адыгея (Адыгея)

48,3%

Чеченская Республика

27,7%

Краснодарский край

48,0%

Камчатский край

28,1%

Омская область 

48,0%

Республика Мордовия

29,0%


 

Следует отметить, что в связи  со значительной дифференциацией социально-экономического развития муниципалитетов распределение  налоговых доходов по типам муниципальных образований осуществляется крайне неравномерно: в бюджетах городских округов аккумулируется 64,6% (568,1 млрд. рублей) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов – 26,3% (230,9 млрд. рублей) и лишь 9,1% (80,0 млрд. рублей) – в бюджетах поселений.

Анализ налоговых  поступлений показал, что основным бюджетообразующим налогом в 2011 году продолжает оставаться налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составляет 66,4% или 583,5 млрд. рублей (в 2010 году – 65,1% или 525,2 млрд. рублей).

Общий объем  доходов, полученных местными бюджетами  в связи с закреплением субъектами Российской Федерации налога на доходы физических лиц (обязательного и дополнительного сверх установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации), составил 162,7 млрд. рублей или 11,7 процентов доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от указанного налога (без учета Москвы и Санкт-Петербурга).

Следует отметить снижение по сравнению с 2010 годом  поступлений местных налогов  с 115,9 до 111,5 млрд. рублей и их удельного  веса в налоговых доходах местных бюджетов с 14,4% до 12,7 процентов. Объем поступившего в 2011 году в местные бюджеты земельного налога превышает уровень 2010 года на 4,5% и составляет 107,1 млрд. рублей. Объем налога на имущество физических лиц уменьшился на 67,1% и составил 4,4 млрд. рублей, т.к. доход от поступлений по данному налогу за 2011 год будет получен в 2012 году в связи с внесением изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Ранее физические лица уплачивали налог на имущество  физических лиц за текущий год  равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября этого же года. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» с 1 января 2011 года налог на имущество физических лиц должен уплачиваться не позднее 1 ноября года, следующего за годом исчисления налога. Таким образом, обязательный платеж за 2011 год должен быть внесен налогоплательщиками до 1 ноября 2012 года.

Удельный вес в налоговых  доходах земельного налога уменьшилась  с 12,7% до 12,2%, налога на имущество физических лиц уменьшился с 1,7 % до 0,5 процента.

Информация о работе Современная налоговая политика Российской Федерации и её влияние на состояние федерального (регионального, местного) бюджета