Совершенствования института защиты прав налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать, каким образом осуществляется защита прав и законных интересов налогоплательщиков.
Для достижения цели определены задачи:
1) Раскрыть понятия и принципы реализации прав налогоплательщиков;
2) Рассмотреть порядок и способы защиты прав и законных интересов налогоплательщиков в Российской Федерации на основе Конституции РФ и Налогового кодекса РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
1. Налоговый контроль в Российской Федерации…………………………....4
1.1. Понятие и сущность налогового контроля………………………………4
1.2. Формы и методы проведения налогового контроля…….………….......15
2. Субъекты налогового контроля…………………………………………...34
2.1. Налоговые органы………………………………………………………..34
2.2. Таможенные органы……………………………….……………………..45
3. Совершенствования института защиты прав налогоплательщиков….....48
3.1. Основные проблемы и пути их разрешения……………………...….....48
3.2. Порядок защиты прав налогоплательщиков за рубежом………….......53
Заключение………………………………………………………………….....59
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль.docx

— 98.23 Кб (Скачать файл)

Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки, включая упущенную выгоду, причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, подлежат возмещению.

Жалобы предприятий на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены Мальцев В.А. Налоговое право: учебник Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр Академия, 2004, С. 69.. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции. При несогласии предприятия с решением Министерства РФ по налогам и сборам оно может быть обжаловано в арбитражный суд. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Таможенные органы

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций. 
Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.

 Классификация функций управления в научной и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления. 
Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

 Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы России, составляющие единую систему, в которую входят: −      государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России);

 −      региональные таможенные управления Российской Федерации;

 −      таможни Российской Федерации;

 −      таможенные посты Российской Федерации.

 Единство системы таможенных органов определяется единством их целей и задач по осуществлению единой таможенной политики на единой таможенной территории Российской Федерации. 
Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные). 
Основные функции таможенных органов России (их двадцать) изложены в ст. 10 ТК РФ. Среди них:

 −      участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу; 
−      защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, являющейся экономической основой суверенитета России;

 −      содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

 −      применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России; 
−      осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

 −      ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

 −      осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

 −      борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений; содействие в борьбе с международным терроризмом;

 −      выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с иными органами, занимающимися вопросами таможенного дела.

 К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера. Перечень функций таможенных органов конкретизирован и детализирован в Положении о ГТК России, а также в общих положениях о других таможенных органах Российской ФедерацииВозложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.

 

3. Совершенствования  института защиты прав налогоплательщиков

3.1. Основные проблемы  и пути их разрешения

В последнее десятилетие в нашей стране и в мире качественно обновился и расширился массив правовых норм, регламентирующих права и свободы граждан вообще и особенно их право на защиту от неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц. Однако, несмотря на это проблемы защиты налогоплательщиками своих прав продолжают существовать. Прежде всего, это связано с несовершенством налогового законодательства, в России в частности. Неэффективность административного способа защиты налогоплательщиками прав скорее обусловлено недоверием населения к нему. Многие налогоплательщики, пытаясь решить возникший налоговый спор, прибегают к судебному способу, минуя административную ступень. Повышение эффективности административной защиты предполагает введение корректив в налоговое законодательство. 

Например, в России таким нововведением стали письменные разъяснения Минфина России в 2007 г. Письменные разъяснения Минфина России, обязательные для налоговых органов, становятся источником формирования налогового права и средством защиты интересов налогоплательщиков [23, 36]. В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ в действующей редакции Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Предоставление разъяснений — это полномочие и одновременно обязанность Минфина России в области налогов и сборов. Для налогоплательщика получение письменных разъяснений в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ — это право. Письменные разъяснения рассматриваются налогоплательщиком как средство, позволяющее однозначно определить налоговые последствия сделок. Если размеры налоговых платежей не устраивают налогоплательщика, он имеет возможность отказаться от планируемых сделок. Если же устраивают, то следование разъяснениям позволяет избежать в дальнейшем недоимки, пени и штрафа. От письменного разъяснения ждут, прежде всего, определенности и ответственности. Разъяснения — это инструмент законопослушного налогоплательщика, но вопрос в том, может ли он этот инструмент эффективно использовать.

В cилу положения подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ налогоплательщик освобождается от штрафов — единственного вида ответственности, явно прописанного в Налоговом кодексе, но не освобождается от уплаты недоимки и пени. Ответственность возникает потому, что не менее квалифицированные специалисты налогового органа, проанализировав в рамках налоговой проверки ту же cитуацию и то же законодательство, пришли к иным выводам. Следовательно, корни проблемы налогоплательщика кроются в различной интерпретации одних и тех же норм государственными органами, обладающими различными полномочиями. Если не принимать во внимание некомпетентность налоговых и финансовых органов, то основная причина неудовлетворительной практики применения института письменных разъяснений в несогласованности мнений и отсутствии устойчивой позиции госорганов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Если налоговый и финансовый органы имеют различные взгляд по поводу налоговых последствий конкретной хозяйственной операции, то несмотря на cледование налогоплательщика письменным разъяснениям Минфина России, налоговый орган, проводящий проверку, фактически признает разъяснения ошибочными и начислит недоимку и пеню. Кроме того, возможна ситуация, когда меняется позиция самого налогового органа. Налогоплательщик cледует разъяснениям налогового органа, а через несколько лет тот же или иной налоговый орган, проводящий проверку, фактически признает разъяснения ошибочными и начисляет недоимку и пеню. Как видно, за несогласованность и непоследовательность действий государственных органов ответственность несет налогоплательщик. Институт письменных разъяснений в том виде, как он описан в действующей редакции Налогового кодекса РФ, не только не является средством защиты, а часто таит для налогоплательщика скрытую опасность, поскольку может создавать иллюзию защищенности. С 01.01.2007 ситуация кардинально изменилась в связи с появлением нового восьмого пункта в ст. 75 НК РФ и изложением подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ в новой редакции.

В соответствии с п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). 
Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации. 
Перечень уполномоченных органов является открытым, но финансовые и налоговые органы указаны явно. Так же, как и в действующей редакции, каждое из этих ведомств может давать cвои письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства в конкретной ситуации, однако при проведении налоговой проверки налоговый орган, скорее всего, будет ориентироваться на свои разъяснения. По этой причине следование налогоплательщика письменным разъяснениям Минфина России может не стать гарантией освобождения от пени [22, 73]. Казалось бы, решение проблемы может состоять в том, что разъяснения Минфина должны быть обязательными для налоговых органов при осуществлении налогового контроля. Именно обязательными, поскольку возможность альтернативы может приводить к игнорированию разъяснений финансового органа. К счастью, законодатель внес определенность, установив приоритет Минфина России в вопросах письменных разъяснений. 
Параллельно с повышением полномочий в новой редакции Налогового кодекса к письменным разъяснениям Минфина России предъявляются дополнительные требования. В ст. 34.2 НК РФ появился новый п. 3, обязывающий финансовые органы давать письменные разъяснения в течение двух, а в специальных случаях — трех месяцев со дня поступления соответствующего запроса. В данной ситуации ценность разъяснений именно Минфина для налогоплательщика существенно возрастает. Таким образом, cерьезного проекта налогоплательщик получает возможность заранее определить спорные, неоднозначные с точки зрения налоговых последствий действия или операции, сформулировать соответствующие запросы и направить их в Минфин России. Благодаря внесенным в НК РФ изменениям налогоплательщики получили cерьезное средство защиты своих интересов. Письменные разъяснения становятся важным институтом, оказывающим все более существенное влияние на процесс формирования налогового права. Впервые в российском налоговом праве в НК РФ был включен отдельный раздел, регламентирующий возможность и порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Обозначенный раздел VII объединяет две группы норм: гл. 19 «Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» и гл. 20 «Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней»[22]. Помимо этого, существуют и другие пути решения проблем функционирования института защиты прав налогоплательщиков. 
Так, например, в Киеве состоялась I Международная конференция налогоплательщиков стран Центральной Европы и СНГ. В конференции принимали участие представители Аcсоциаций налогоплательщиков из Украины, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Литвы, России, Словакии, Франции, Эстонии, а также представители Всемирной и Европейской ассоциаций налогоплательщиков, Всемирного банка, Комиссии по правам человека Совета Европы. Итогом конференции стало учреждение Международного комитета по защите прав налогоплательщиков в странах Центральной Европы и СНГ, деятельность которого будет направлена на осуществление научного и общеобразовательного обеспечения защиты законных, экономических, социальных и других прав и интересов налогоплательщиков, достижение надлежащего уровня законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Порядок защиты  прав налогоплательщиков за рубежом

Закон от 27 июля 2000 г. N 212 ввел в Италии статус прав налогоплательщика, который включает в себя общие принципы ст. 3, 23, 53, и 97 Конституции в рамки налоговых законов. Эти cтатьи касаются права на равенство, индивидуальную и имущественную свободу, беспристрастность государственных ведомств. 
Для защиты прав налогоплательщиков в некоторых государствах создаются специализированные органы (налоговые суды). В Дании жалобы налогоплательщиков рассматривают местные налоговые трибуналы, которые занимаются вопросами урегулирования налоговых споров. В США в случае, если налогоплательщик считает, что его право нарушено, он может обратиться в Офис по апелляциям налоговой службы для рассмотрения дела. 
Распространено мнение о том, что основным недостатком административной защиты прав налогоплательщиков является ее низкая эффективность. Эта проблема актуальна не только в условиях России, но и для государств с высокой правовой культурой и обширным опытом демократического построения отношений между государством и налогоплательщиками. Например, во Франции при решении споров в рамках налоговой службы позиция налогоплательщика находит подтверждение лишь в 20% случаев, в Португалии и Италии - в 9 - 12% случаев, в Дании – менее чем в 10%. В связи с этим становится понятным, почему на практике многие налогоплательщики для защиты своих прав или принципиально не используют административный способ защиты нарушенного права, или, направив жалобу в вышестоящий налоговый орган, одновременно обращаются к судебной защите своих прав. 
Наряду с административным применяется и судебный порядок обжалования. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков подразумевает обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд. Для судов всех видов рассмотрение налоговых споров является одной из самых сложных категорий дел, поскольку судьи должны владеть не только налоговым, но и почти всем финансовым законодательством, а также разбираться в правилах ведения бухгалтерского учета, осуществления аудиторской деятельности и т. д [9, 45]. 
           В юридической литературе, что один из самых эффективных способов защиты прав и интересов налогоплательщиков - разрешение налоговых споров в судах. В 2005 г. арбитражные суды России рассмотрели свыше 600 тыс. споров, из которых около трехсот тысяч относилось к налоговым спорам. По официальной статистике налоговые споры занимают 47% от общего числа споров, рассматриваемых в судах. В 2006 г. по налоговым сборам и отчислениям в Пенсионный фонд арбитражные суды рассмотрели более 300 тыс. дел. По информации В.Ф. Яковлева в налоговых судах США рассматривается 5% налоговых споров, 95% дел до суда не доходит. Единственный на всю Америку налоговый суд вполне справляется. А В Германии попадает в суд лишь 5 - 10% дел данной категории. Основные дела разрешаются в досудебном порядке. Поэтому там идея досудебных процедур рассмотрения налоговых споров безусловно правильна. Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков: 
          1) признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;

Информация о работе Совершенствования института защиты прав налогоплательщиков