Состав и социально-экономическое значение налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:48, реферат

Описание работы

Порядок взимания налога на имущество физических лиц регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 9 декабря 1991 г., Инструкцией МНС РФ № 54 от 02.11.1999 г. «По применению закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» и соответствующими законами местных органов власти. Налог относится к местным налогам, а по способу взимания – к прямым налогам.

Файлы: 1 файл

НФЛ.docx

— 41.49 Кб (Скачать файл)
  1. Состав и социально-экономическое значение налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации

 

Налоги с  физических лиц имеют большое  социально-экономическое значение, поскольку через них государство  контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнем  доходов населения, а следовательно, и вытекающие из этого имущественное неравенство и причины возможных очагов социальной напряженности.

В налоговой  системе Российской Федерации выделяют следующие налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами:

  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ),
  • налог на имущество физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения,
  • транспортный налог,
  • земельный налог,
  • государственная пошлина.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, адвокаты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, другие физические лица в случаях, предусмотренных законодательством РФ, могут выступать плательщиками иных налогов, установленных для юридических лиц (НДС, акцизов, единого социального налога, водного налога, единого налога при упрощенной системе налогообложения и т.д.).

В российском законодательстве о налогах и  сборах отсутствует какой-либо один закон, регулирующий налогообложение  физических лиц. Взимание каждого из налогов регулируется федеральным  законодательством, специальными главами  Налогового кодекса РФ.

Каждый налог, уплачиваемый физическими лицами, имеет  свои особенности и свое назначение.

Налоги с  физических лиц можно разделить  на четыре группы:

1. Налоги, уплачиваемые физическими  лицами при получении дохода. Эти налоги, как правило, взимаются у источника получения дохода, например, при выплате заработной платы, дивидендов. Подоходный налог является наиболее значимым среди налогов, взимаемых с населения.

2. Налоги, уплачиваемые физическими лицами при использовании дохода: налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации). В Российской Федерации индивидуальные предприниматели уплачивают такие налоги с оборота, как НДС и акцизы на отдельные виды товаров. В 1991 г. и в 2002 – 2003 гг. в налоговой системе России присутствовал налог с продаж.

3. Налоги, уплачиваемые физическими лицами, с возникновения, прироста и движения имущества. Например, налог на имущество, находящееся в распоряжении собственника на конкретную дату.

Налог на движение имущества взимается при передаче его в собственность другого  лица, например, налог с наследств  и дарений. С 2006 г. налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, отменен в части  наследуемого имущества а что касается дарений – фактически включен в налог на доходы физических лиц.

Большинство поимущественных налогов взимается  регулярно (налоги на имущество физических лиц или организаций), но могут  быть и разовые, нерегулярные платежи (налог с наследств).

В зависимости  от величины налогового бремени различают, как правило, номинальные и реальные поимущественные налоги. Источником погашения задолженности по номинальным  налогам выступает обычно доход, приносимый имуществом. Для уплаты же реальных налогов необходимо привлекать другие источники дохода, включая  продажу имущества. На практике, как  правило, все поимущественные налоги, за исключением налогов с наследств  и дарений, носят номинальный  характер из-за своих невысоких налоговых  ставок.

4. Налоги, уплачиваемые физическими лицами при использовании природных ресурсов.

Основное  назначение платежей за пользование  природными ресурсами – стимулирование рационального природопользования и обеспечение ресурсами финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий. В российской налоговой системе к данной группе налогов можно отнести, к примеру, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налог на имущество физических лиц

 

Порядок взимания налога на имущество  физических лиц регулируется Законом  РФ «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 9 декабря 1991 г., Инструкцией МНС РФ № 54 от 02.11.1999 г. «По применению закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» и соответствующими законами местных органов власти. Налог относится к местным налогам, а по способу взимания – к прямым налогам. Органы местного самоуправления могут устанавливать отчетные периоды, ставки (в пределах ставок, закрепленных в Федеральном законе), порядок и сроки уплаты, а также льготы по налогу.

Налог на имущество физических лиц  зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта  налогообложения по нормативу, определяемому  Бюджетным кодексом РФ в размере 100 %.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Право собственности на недвижимое имущество возникает с момента  государственной регистрации. В  соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право  на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. В данном случае не имеет значения, было ли зарегистрировано право собственности на это имущество. Следовательно, физическое лицо является плательщиком налога с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос.

Право собственности на имущество  может принадлежать как одному лицу, так и одновременно двум и более  лицам. Право собственности двух и более лиц на один и тот  же объект называется правом общей собственности.

Имущество может находиться в общей  собственности с определением доли каждого из собственников в праве  собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей  долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в  отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном  порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится  в общей долевой собственности  физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей  совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Не являются плательщиками налога на имущество физических лиц:

  • персонал иностранных дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним в отношении налоговых привилегий, официальных представительств иностранных государств и международных организаций согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях;
  • лицо, обладающее правом на льготу;
  • индивидуальный предприниматель, перешедший на упрощенную систему налогообложения, уплату ЕСХН, уплату ЕНВД, в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

В настоящее время объектом налогообложения является недвижимое имущество, принадлежащее физическим лицам на праве собственности:

  • жилые дома;
  • квартиры;
  • дачи;
  • гаражи;
  • иные строения, сооружения, помещения;
  • доля в праве общей собственности на указанное имущество.

Гражданским кодексом предусмотрен ряд оснований возникновения права собственности на имущество. При этом их можно разделить на две основные группы.

Первоначальные, когда право собственности на недвижимость возникает впервые, например приватизация жилого помещения или приобретение квартиры во вновь построенном доме, возведение дачи, гаража и т.д.

Производные, когда право данного собственника зависит от прав его предшественника, т.е. переходит от предыдущего собственника. Основным производным способом приобретения права собственности является приобретение имущества по какому-либо гражданско-правовому договору: купли-продажи, мены, дарения и т.п.

Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Если физическое лицо владеет  несколькими объектами, определяется суммарная инвентаризационная стоимость – это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. -

Приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 г. № 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещении и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Согласно указанному Порядку оценку объектов осуществляют местные бюро технической инвентаризации, которые  при необходимости привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации.

Оценке для  целей налогообложения не подлежат строения, помещения и сооружения:

  1. строящиеся;
  2. самовольно возведенные;
  3. признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации;
  4. бесхозяйные;
  5. назначение которых не определено.

Федеральное законодательство устанавливает  интервалы стоимости имущества  и размеры ставок, в пределах которых  должны находиться устанавливаемые  местными властями конкретные ставки. До 1999 г. была единая налоговая ставка. С 2000 г. была введена прогрессивная шкала налогообложения имущества физических лиц. Ставки налога на имущество устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в пределах федеральных ставок.

 

Шкала ставок налога со строений и сооружений по федеральному законодательству

Суммарная инвентаризационная стоимость  имущества, руб.

Ставка налога, %

До 300 000 (включительно)

От 300 001 до 500 000 (включительно)

Свыше 500 000 (включительно)

До 0,1 (включительно)

От 0,1 до 0,3 (включительно)

От 0,3 до 2 (включительно)


 

Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости  от суммарной инвентаризационной стоимости  и типа использования объекта  налогообложения. Поэтому шкала  ставок может быть более развернутой (местные законы) и налог на имущество становится прогрессивно-дифференцированным.

Налоги зачисляются в местный  бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц является календарный год.

Льготы по налогу на имущество можно разделить по типу имущества и по субъекту обложения.

    • По субъекту обложения:
  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимающие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры, получающие пенсии по Закону РФ;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
    • По объекту обложения:
  • со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период такого их использования;
  • с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м.

Информация о работе Состав и социально-экономическое значение налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации