Шпаргалки по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:55, шпаргалка

Описание работы

1.Налог на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами
Физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, является налоговым резидентом. Налоговые резиденты несут полную налоговую ответственность перед государством своего резидентства (если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежании двойного налогообложения).

Файлы: 1 файл

Ответы к госам_ВЭД.docx

— 78.26 Кб (Скачать файл)

4.Система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции.

Соглашения о разделе  продукции появились в Российской Федерации в начале 1990х годов. В 1995 г. был принят Федеральный закон  от 30 декабря 1995 г. № 225ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Закон о разделе продукции), направленный на привлечение инвесторов для разработки и добычи полезных ископаемых. 
Специальный налоговый режим в виде системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, введенный главой 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагает раздел продукции между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и стоимостном выражении. При этом инвестором считается юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку, добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр. Продукцией считается полезное ископаемое, добытое из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (ил и) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, на участке недр, предоставленном инвесторам. 
Применение специального режима при выполнении соглашений о разделе продукции возможно при соблюдении следующих условий: 
соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся; 
при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о разделе продукции, где доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции; 
соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашений. 
Прибыльная продукция — это произведенная за отчетный (налоговый) период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции. Компенсационная продукция — это часть произведенной продукции при выполнении соглашения о разделе продукции, которая не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации — 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов, состав которых устанавливается соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Налоговый кодекс Российской Федерации предполагает различные режимы уплаты налогов инвесторами в рамках соглашения о разделе продукции в зависимости от условий раздела продукции в каждом конкретном соглашении и схемы раздела продукции, под которую они подпадают в соответствии с Законом о разделе продукции. Закон допускает два варианта распределения продукции, а Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два варианта уплаты налогов. 
Первый вариант (п. 1 ст. 8 Закона о разделе продукции) предполагает, что общий объем добытой продукции разделяется на две части — одна компенсирует инвестору издержки, другая1прибыльную часть, которая в свою очередь распределяется между инвестором и государством в соответствии с конкретными условиями соглашения. 
По первому варианту инвестор уплачивает следующие налоги: 
налог на добавленную стоимость; 
ш налог на прибыль организаций; 
ш единый социальный налог; 
налог на добычу полезных ископаемых; 
платежи за пользование природными ресурсами; 
плату за негативное воздействие на окружающую среду; 
плату за пользование водными объектами; 
водный налог; 
государственную пошлину; 
таможенные сборы; 
земельный налог; 
акциз. 
При этом инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов. Суммы уплаченных инвестором налогов, за исключением налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, подлежат возмещению. 
Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае если указанное имущество используется для иных целей, оно облагается налогом на имущество организаций в установленном порядке. 
Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения. 
Второй вариант (п. 2 ст. 8 Закона о разделе продукции) предполагает, что общий объем добытой продукции распределяется между государством и инвестором в соответствии с заключенным соглашением. 
В этом случае инвестор уплачивает следующие налоги: 
налог на добавленную стоимость; 
единый социальный налог; 
плату за негативное воздействие на окружающую среду; 
государственную пошлину; 
таможенные сборы. 
Так же как и в первом варианте, инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов, если такое решение принимается органами власти субъекта Российской Федерации и муниципалитета, на территории которых реализуется соглашение о разделе продукции. 
В обоих вариантах имеет место освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, предназначенных для работ в рамках соглашения о разделе продукции. При этом необходимо, чтобы эти работы были предусмотрены программами работ и сметами расходов, которые утверждаются в установленном порядке в соглашении. 
В случае если нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов, затраты инвестора по уплате указанных налогов подлежат возмещению. В данном случае за счет уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту на величину эквивалентную сумме уплаченных налогов. 
Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима в виде соглашения о разделе продукции, признаются организации — инвесторы в соответствии с Законом о разделе продукции. 
Налоговым кодексом Российской Федерации определены особенности уплаты отдельных налогов при выполнении соглашений о разделе продукции, а именно налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. 
Порядок обложения налогом на добычу полезных ископаемых в рамках соглашения о разделе продукции соответствует общему режиму, однако есть некоторые отличительные черты. 
Налоговая база определяется по каждому соглашению отдельно. Налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (Кц). 
Рассчитанная налоговая ставка с учетом поправочного коэффициента применяется с учетом понижающего коэффициента 0,5, действующий до достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти и газового конденсата, который устанавливается соглашением. При достижении предельного уровня налоговая ставка применяется с коэффициентом 1, который не изменяется в течение всего срока действия соглашения. По иным соглашениям налоговые ставки при добыче полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата, применяются с коэффициентом 0,5 на протяжении всего срока действия соглашения. 
Объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная инвестором в связи с выполнением соглашения о разделе продукции. Прибыль определяется как разница между доходами и расходами налогоплательщика. Доходом налогоплателыцикаинвестора признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по соглашению, а также внереализационные доходы. Стоимость прибыльной продукции определяется следующим образом: 
Стоимость прибыльнойОбъем прибыльной х Цепа продукции, устапродукции продукции новленной соглашении. 
Расходы налогоплательщика, вычитаемые при определении облагаемой прибыли, в целом соответствуют требованиям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Разница в том, что расходы 
инвестора подразделяются на ^ іве груп 
Расходы 
1 пы (рис. 7.6). 
1 1 
Возмещаемые за счет компенсационной продукции Уменьшающие налоговую базу 
Рис. 7.6. Расходы инвестора 
Возмещаемые расходы определяются в соответствующем соглашении и включают как расходы, которые понес налогоплательщик в отчетном (налоговом) периоде, так и те, которые произведены налогоплательщиком до вступления соглашения в силу, при соблюдении условий, установленных в подп. 1 п. 9 ст. 34638 НК РФ. Данные расходы подлежат возмещению инвестору в размере, не превышающем установленного соглашением предельного уровня компенсационной продукции, который не может быть выше 75% (или 90%). Если размер возмещаемых расходов превышает предельный уровень компенсационной продукции, возмещение расходов производится в пределах ука 
занного уровня. Не возмещенные в отчетном (налоговом) периоде расходы подлежат включению в состав возмещенных расходов в следующем налоговом периоде. 
Расходы, уменьшающие налоговую базу, включают виды расходов, учитываемых в целях налогообложения в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и не включенные в состав возмещаемых. 
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. (Ставка налога 24%. Изменение ставки, действующей на дату вступления соглашения в силу, не происходит. Если в какомлибо налоговом периоде облагаемая база по налогу на прибыль оказалась отрицательной, то в данном налоговом периоде налоговая база принимается равной нулю. В последующих налоговых периодах налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу на сумму убытка в течение 10 лет, но не более срока действия договора. 
При выполнении соглашений о разделе продукции применяется ставка НДС, действующая в соответствующем налоговом периоде в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. 
Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов при выполнении работ по соглашению о разделе продукции превышает общую сумму налога, полученная разница подлежит возмещению (возврату, зачету) из бюджета. В случае несоблюдения сроков возмещения суммы, подлежащие возврату, увеличиваются на 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки (в рублях) или 1/36в ставки ЛИБОР (при ведении учета в иностранной валюте). 
Освобождаются от налогообложения: 
передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, между инвестором и оператором в соответствии с программой работ и сметой расходов; 
передача организацией, являющейся участником не имеющего статуса юридического лица объединения организаций, выступающего в качестве инвестора соглашения, другим участникам такого объединения соответствующей доли произведенной продукции, полученной инвестором по условиям соглашения; 
передача налогоплательщиком в собственность государства вновь созданного или приобретенного имущества, использованного для выполнения работ по соглашению и подлежащего передаче государству в соответствии с условиями соглашения. 
Налогоплательщики представляют в налоговые органы по местонахождению участка недр налоговые декларации по каждому налогу и по каждому соглашению о разделе продукции отдельно от другой деятельности. Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет по операциям и деятельности в рамках соглашения о разделе продукции и по всем прочим видам деятельности.

 

5.Налогообложение НДС  иностранных организации на территории  Российской Федерации.

Как известно, тот факт, что  компания зарегистрирована за рубежом (пусть даже и в безналоговой юрисдикции), еще не освобождает ее от налоговых  обязательств в России, как, впрочем, и в любых других странах, если она ведет в них ту или иную деятельность или получает с их территории доходы. В частности, в соответствии с главой 25 Налогового кодекса ("Налог  на прибыль организаций"), если компания имеет постоянное представительство  в России, то это представительство  облагается налогом на прибыль, подобно  обычной российской компании. Если такого представительства нет, но компания тем не менее получает доходы с территории России (например, дивиденды или роялти), такие доходы могут облагаться налогом на доход у источника выплаты (то есть налог удерживается и уплачивается российским плательщиком дохода, который выступает в роли налогового агента).

Подобным же образом, в  соответствии с главой 21 Налогового кодекса ("Налог на добавленную  стоимость"), иностранное юридическое  лицо может являться плательщиком российского  НДС. Вообще в силу специфики данного налога (а НДС - это, в отличие от налога на прибыль, не прямой, а косвенный налог, и исчисляется он отдельно по каждой операции) само по себе местонахождение участников сделки имеет лишь вторичное значение: налогоплательщиком по НДС при определенных обстоятельствах может являться как российская, так и иностранная организация. Ключевым для обложения НДС фактором является место реализации товаров или услуг. Если она происходит на территории РФ, то такая реализация - объект налогообложения российским НДС (ст. 146).

Однако следует отметить, что определить место реализации не всегда так легко, как это может  показаться. Что если продавец погрузил товар в вагон в одной стране, а покупатель разгрузил уже в  другой? Еще больше вопросов возникает  при реализации услуг, так как  они, в отличие от товаров, в некотором  смысле нематериальны и, соответственно, не подлежат таможенному оформлению. Возьмем, скажем, консалтинговые или  информационные услуги. Если английская фирма за определенную плату предоставляет  некоторую информацию российской организации, то где находится место реализации?

Ответам на эти, согласитесь, неочевидные вопросы посвящены  соответствующие статьи главы 21 Налогового кодекса. Мы рассмотрим их более подробно в применении к обложению НДС  иностранных компаний.

Но для начала сформулируем основные принципы взымания НДС. Данные принципы обеспечивают так называемую экономическую нейтральность налога, то есть то, что он не вносит искажений в структуру экономических мотиваций хозяйствующих субъектов. Это явилось важнейшей причиной внедрения НДС в налоговую практику многих стран мира взамен не обладающих таким свойством оборотных налогов.

  1. (При торговле внутри страны.) Налог выплачивается продавцом, исходя из суммы его продаж. При этом налог, уплаченный поставщикам при покупках, подлежит вычету. Конечный потребитель права на вычеты не имеет.
  2. При импорте товаров импортер уплачивает налог, исходя из таможенной стоимости товара. Однако, вообще говоря, он имеет право на налоговый вычет в том же размере.
  3. Экспорт товаров облагается налогом по нулевой ставке. Экспортер имеет право на вычет налога, уплаченного при приобретении (производстве) экспортируемого товара.

Теперь перейдем к определению  места реализации и, соответственно, к вопросу о том, какие операции попадают под российский НДС.

Что касается товаров, то здесь  все относительно просто. Если находящийся  в России товар в процессе реализации не отгружается и не транспортируется, то место реализации, естественно, Россия. Если он отгружается или транспортируется, то Россия является местом реализации в том случае, если в начале этого  процесса товар находился в РФ (ст. 147).

Таким образом, как торговля внутри страны, так и экспорт попадают по это определение - в обоих случаях  местом реализации является Россия. Однако при торговле внутри страны налог  взымается по обычной ставке 20% (по некоторым видам товаров применяется  льготная ставка 10%), а при экспорте - по ставке 0%. Кстати говоря, есть существенное различие между ставкой НДС 0% и  освобождением от НДС. В первом случае "входящий" НДС по приобретенным  товарам и услугам подлежит вычету, а во втором - нет, в силу чего освобождение от НДС вообще не всегда выгодно  налогоплательщику. Так вот, при  экспорте "входящий" НДС зачитывается либо возмещается из бюджета.

Что касается импорта, то, как  видно из определения, он не является реализацией на территории РФ (естественно, речь идет не о продаже импортных  товаров, а о самом процессе их ввоза на таможенную территорию РФ). Однако ввоз товара также признается особой разновидностью объекта налогообложения  для целей НДС (ст. 146). При этом, в отличие от прочих случаев, налогоплательщиком является не продавец товара (иностранная фирма), а покупатель (российская организация). Налог в этом случае уплачивается вместе с таможенными платежами (базой является таможенная стоимость плюс пошлины и акцизы). Однако уплаченный налог подлежит в дальнейшем, вообще говоря, зачету.

Итак, если иностранная компания осуществляет исключительно поставку товаров российским импортерам, она  не является плательщиком российского  НДС. Если она осуществляет торговые операции на территории России, для  чего она должна зарегистрировать здесь  свое постоянное представительство, то она облагается НДС так же, как  и российские компании. Регистрация  компании на НДС происходит по месту  нахождения представительства, там  же сдается соответствующая отчетность.

Перейдем теперь к вопросу  обложения услуг. Понятия импорта (как и экспорта) для услуг не существует, так что вопрос наличия  или отсутствия объекта налогообложения  решается исключительно на основании  места реализации. Как уже отмечалось, именно для услуг оно может  быть не вполне очевидно. Поэтому налоговые  законодательства всех стран, где существует НДС, предусматривают особые правила  для определения места реализации в этом случае. Надо сказать, что  в российском Налоговом кодексе  этот вопрос изложен довольно-таки запутанно (ст. 148). Попытаемся изложить положения кодекса несколько  более популярным языком.

Согласно кодексу, правила  определения места реализации для  целей НДС варьируются в зависимости  от характера самих услуг. Хотя с  первого взгляда это и может  показаться странным, но место фактического оказания услуг определяет место  их реализации лишь в одном исключительном случае (услуги культурного и подобного  характера). В остальных случаях, если только услуги не связаны с  каким-либо имуществом, находящимся  на территории России, место их реализации определяется местонахождением продавца, и лишь для некоторых разновидностей услуг - местонахождением покупателя. Таково краткое содержание ст. 148. Теперь рассмотрим ее более подробно.

Итак, по основному правилу  местом реализации услуг считается  место деятельности их продавца. То есть услуги попадают под российский НДС, если их оказывает российская организация  или российское представительство  иностранной компании. Если иностранная  компания, не имеющая представительства  в РФ, оказывает услуги российской организации (например, аренда автомобиля для поездок по Лондону), российского  НДС не возникает.

Это, однако, верно не для  всех видов услуг. Существует целый  список услуг, для которых ситуация ровным счетом обратная: место их реализации совпадает с местом деятельности покупателя. В частности, сюда относятся  услуги, условно говоря, "интеллектуального" характера, то есть не связанные напрямую с теми или иными товарами и  прочими материальными объектами. Имеются в виду такие услуги как  выдача патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, обработка информации, научно исследовательские и опытно-конструкторские  работы. Заметим, что именно такие  виды услуг играют все более важную роль в международном бизнесе  в наш информационный век. К тому же списку отнесены и некоторые другие услуги: предоставление персонала, аренда движимого имущества (кроме автомобилей), услуги, оказываемые в аэропортах, работы по обслуживанию судов, некоторые  агентские услуги.

Таким образом, если, скажем, английская юридическая фирма консультирует  российскую организацию, возникает  объект налогообложения российским НДС. Налогоплательщиком формально  является английская фирма, но обязанности  по уплате налога лежат на российской организации как на налоговом  агенте, о чем чуть ниже.

Отметим, что при определении  места деятельности продавца и покупателя следует иметь в виду, что если иностранная компания имеет представительство  в России, то оно считается местом ее деятельности в РФ и его операции облагаются НДС точно так же, как  и для российской организации.

Помимо вышесказанного, есть случаи, когда место реализации по определению находится в России, независимо от местонахождения продавца и покупателя услуг. Сюда относятся  услуги, связанные с недвижимым или  движимым имуществом, находящимся в  России, а также услуги в сфере  культуры, искусства, образования, спорта и т.п., если они фактически оказаны  на территории РФ.

Например, иностранная компания поставляет оборудование в Россию и  производит здесь его монтаж. Услуги по монтажу облагаются НДС, так как  оборудование - это имущество, находящееся  в России. При отсутствии налоговой  регистрации компании в РФ налог  в бюджет уплачивает российский заказчик как налоговый агент.

Вышеизложенные положения  статьи 148 НК определяют место реализации услуг для целей НДС, а, значит, и то, имеет ли место объект налогообложения  в каждом конкретном случае. Для  полноты заметим, что существуют еще и специфические особенности  вычисления налоговой базы по различным  видам услуг, в частности, транспортных и услуг связи, весьма существенных в международных коммерческих отношениях. Но здесь мы эти особенности рассматривать  не будем.

Итак, кроме "обычного" варианта, когда российская организация  облагается российским НДС, а иностранная - нет, возможны варианты "нетипичные". Имеется в виду случаи, когда услуги, оказанные российской организацией, НДС не облагаются (место их реализации находится вне России), а услуги, оказанные организацией иностранной - облагаются (место реализации - Россия).

Значит, предоставляя для  зарубежного партнера, скажем, услуги по обработке информации, российская организация не включает в счет НДС. Существенным минусом здесь является то, что "входящий" НДС в этом случае не подлежит зачету или возмещению. Вместо этого он списывается на расходы  для целей налога на прибыль. В  этом важнейшее отличие предоставления российской организацией услуг за пределами  РФ от экспорта ею товаров из РФ. Для  подтверждения того, что услуги оказаны  за пределами РФ, российская организация  предоставляет контракт с иностранной  компанией и документы, подтверждающие сам факт оказания услуг или проведения работ.

Информация о работе Шпаргалки по "Налогам"