Шпаргалка по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 20:41, шпаргалка

Описание работы

1.История возникновения и развития налогов и налогообложения.
Налоги являются одним из древнейших финан¬совых институтов. Они возникли одновременно с госу¬дарством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:1. IV в. до н.э. — V в. н.э. появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания

Файлы: 1 файл

налоги и налогообложение 2003.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

13.Налоговые органы  как единая централизованная  система контроля за соблюдение  налогового законодательства. Нал. органы Российской Федерации составляют единую централизованную сист. контроля за соблюдением закон-ва о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответ-щий бюджет нал. и сборов, а в случаях, предусмотренных закон-вом РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС РФ), и его террит-ные органы. Нал. органы вправе (ст. 31 НК РФ): – требовать от нал-щика или нал. агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; – проводить налоговые проверки; – производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента; – вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налог-щиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой; – требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; – взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени; – контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; – требовать от банков документы, одтверждающие исполнение п/п налог-щиков, плательщиков сборов и нал. агентов; – привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; – создавать налоговые посты; – предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски и др. Нал. органы обязаны (ст. 32 НК РФ): – соблюдать законодательство о налогах и сборах; – осуществлять контроль за соблюдением законод-ва о нал. и сборах; – вести в установленном порядке учет орг-ций и физ.лиц; – бесплатно информировать (в т.ч.в письменной форме) налог-щиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях нал-ков, полномочиях нал. органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы нал. отчетности и разъяснять порядок их заполнения; – осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; – соблюдать налоговую тайну; – направлять налог-щику или нал. агенту копии акта налоговой проверки и решения нал. органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. Должн. лица нал. органов обязаны (ст. 33 НК РФ): – действовать в строгом соответствии с законодательством о нал. и сборах; – реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности нал.органов; – корректно и внимательно относиться к нал-щикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

14.Формы и методы  налогового контроля. Под формой фин. (налогового) контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Выделяются такие основные формы фин. контроля, как ревизия, проверка и надзор. Ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля. Проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности. Надзор производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов.Основной формой осуществления налогового контроля является проверка. Налоговый надзор фактически осуществляется органами прокуратуры. Использование такой формы, как ревизия в рамках контрольной деятельности налоговых органов или иных контролирующих органов также не исключается, но на практике эта форма прим. редко. Под методами нал.контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Методы нал.контроля различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим. Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы: — формальная, логическая и арифметическая проверка документов; — юридическая оценка хоз. операций, отраженных в документах; — встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях; — экономический анализ. Фактич. же налоговый контроль предусматривает использование таких методов, как учет налогоплательщиков, исследование документов, получение объяснений (допрос свидетелей), осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам, экспертиза и экстраполяция. Последний из названных методов основывается на праве налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п. 7 ст. 31 НК РФ).Эффективность нал. контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные же их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. В совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля.

15.Характеристика  основных налогов и сборов  РФ. Виды налогов и сборов в РФ  : 1. Федеральные налоги и сборы: 1.1. НДС 1.2. Акцизы. 1.3. Налог на доходы физических лиц. 1.4. ЕСН.  1.5. Налог на прибыль организаций. 1.6. Налог на добычу полезных ископаемых. 1.7. Водный налог. 1.8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. 1.9. Гос. пошлина. Федер. налоги и сборы устанавливаются Нал. кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. 2. Региональные налоги: 2.1. Налог на имущество организаций.2.2. Налог на игорный бизнес. 2.3. Транспортный налог. Региональные налоги устанавливаются Налоговым  кодексом (НК) и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих    субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и зак. субъектов РФ.Субъекты РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, нал. льготы и основания для их применения. 3. Местные налоги:3.1. Земельный налог.3.2. Налог на имущество физ. лиц. Местные налоги  устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и нормативными правов. актами представит. органов муницип. образований о налогах Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений, городских округов. Местные налоги в городах Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований, законодательные органы власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.  4. Спец. Нал. режимы:4.1. Сист. Нал-ния для с/х товаропроизводителей (единый с/х налог).4.2. Упрощенная сист. налогообложения.4.3. Сист. нал-ния в виде единого нал.на вмененный доход для отдельных видов деятельности.4.4. Сист нал-ния при выполнении соглашений о разделе продукции. Спец. Нал. режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, предусмотренными кодексом и иными актами закон-ва о налогах и сборах.  Спец. Нал. режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

16.Ответственность  за совершение налоговых правонарушений. Налоговые проверки и их виды.Контроль является самост. видом работы, сущность которой состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица. Формы и методы осуществления налогового контроля.    Целями налогового контроля выступают:1.Выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;2.Предупреждение их совершения в будущем;3. Обеспечение неотвратимости наступление налоговой ответственности.    Для достижения данных целей налоговые и иные контролирующие органы используют следующие основные формы (способы) налогового контроля:1.Налоговые проверки.2. Получение объяснений фискально-обязанных лиц.3.Проврки данных учета и отчётности.4.Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода  (прибыли) и др.    Под методами нал. контроля следует понимать приёмы, способы и средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении: - проверка исполнения требований зак-ва о поставке на нал. учет;- проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у нал-ьщиков и перечислению в бюджет нал. и сборов;- предупреждение и пресечение нарушения законодательства о налогах и сборах;- выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности и др.Виды нал. проверок.1. Камеральные. Проводятся по нахождению нал. органа на основе нал. деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для расчета налога. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия в сведениях представленных документов, то нал-ку предъявляется требование внести соответствующие исправления в установленный срок2. Выездные. Производятся на основании решения руководства налогового органа. Могут осуществляться по одному или неск-м нал.. В теч. Календ.года по одним и тем же налогам не может назначаться более одной проверки. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях она продлевается до трёх месяцев). Нал. проверкой могут быть охвачены только 3 календ. года деятельности нал-щика.запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проведенный период (за исключением случаев реорганизации предприятия или на основании отивированного постановления нал. органа). По окончании выездной проверки составляется справка, а далее в срок не позднее 2-х месяцев готовится акт налоговой проверки, в котором указываются документально подтвержденные факты нал.правонарушений (или отсутствие таковых) выводы и предложения проверяющих, ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответ-ть за данный вид налоговых правонарушений.    Выездная нал. проверка отличается от камеральной тем, что для её проведения требуется специальное решение руководителя или заместителя руководителя налогового органа, в котором должны быть зафиксированы следующие положения: указание на налогоплательщика; предмет проверки; долж-ные лица налогового органа, уполномоченные на её проведение.Объектом выездной налоговой проверки могут быть любые докум., находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его деятельности, а также предметы, помещения и территории, с использованием которых связана деятельность нал-щика. При этом важно подчеркнуть, что состав документов, которые могут быть истребованы у проверяемого нал-щика, а также перечень предметов, помещений и территорий, которые могут быть подвергнуты осмотру (обследованию), ограничивается предметом проверки, определённым в решении о её проведении. Статья 89 НК предусматривает правила, существенно отличающиеся от ранее действовавших. В частности, в течение календарного года налоговые органы вправе (но не обязаны) провести одну выездную налоговую проверку налогоплательщика.

17.Налоговый кодекс  и правовое регулирование налоговой  системы.Проведение в РФ экономических реформ и переход к рыночным отношениям потребовал выработки новой налоговой политики, выступающей на первый план в системе мер государственного воздействия на экономические процессы.Реализацией новой налоговой политики является проводимая с конца 1991 г. налоговая реформа, охватившая все сферы деятельности юридических и физических лиц. Налоговые проблемы в переходный период в РФ являются чрезвычайно сложными и острыми. Становление введенной в 1992 г. принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и соответствующих преобразований при отсутствии преемственности налогового права. Происходящие в России изменения в области политики, экономики, бюджетных, правовых отношений требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, стабильной налоговой системы. Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую роль приобретает Налоговый кодекс.Изменение налоговой системы, предусмотренное Налоговым кодексом, направлено на решение следующих задач:построение стабильной, понятной, единой в границах РФ налоговой системы, взаимодействие всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, наращиванию научного богатства России и ее граждан;уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени ; формирование единой нал. правовой базы;соверш-ние системы ответственности за налоговые нарушения;совершенствование налогового администрирования.

18.Акцизы , их экономическая  сущность. Состав подакцизных товаров, принципы формирования. Акцизы являются специальными косвенными налогами, которые включаются в розничную цену отдельных видов товаров, как надбавка к цене. Государство использует устойчивый спрос населения на некоторые виды товаров, а зачастую и монопольно высокие цены на них для применения акцизной политики в отношении данных групп товаров в целях пополнения государственного бюджета.Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодер-жащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили. Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений .Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом : спиртосодержащие средства медицинского назначения  - Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения. спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения  - Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.парфюмерно-косметическая продукция, -1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно; разлитая в емкости до 100 мл; наличие пульверизатора. 2. разлитая в емкости не более 100 мл.;с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно. Отходы-  подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликерово- дочных изделий;соответствующие нормативной документации, утвержденной федер.органом исполнительной власти; В некоторых странах вместе с подакцизными товарами акцизами облагают такие виды услуг, как транспортные услуги, сферу развлечений и прочие. Эк.сущность акцизов состоит в том, что данный вид налогов играет значимую роль при осущ. фискальной политики различных стран. Это связано с тем, что через установление акцизных сборов на товары с высокой рентабельностью государство получает в бюджет часть сверхприбыли от реализации таких товаров. Если рассматривать акцизы с точки зрения соц. справедливости, их экономическая сущность проявляется в том, что государство при стабильном общем ценовом равновесии может регулировать спрос и предложение подакцизных товаров. В то же время установление ограничений на ввоз аналогичных товаров из-за рубежа или введение высоких ставок акцизов позволяет оказывать влияние на уровень потребления различных видов товаров. В первую очередь это относится к алкоголю, когда высокие ставки на данный вид товара могут повлиять на структуру его потребления. В этом состоят основные функции акцизов. Экономическую сущность акцизов также можно обозначить тем, что акцизный платёж оплачивает конечный покуп. в отличие от НДС, который взымается при каждом обороте и распространяется на промежуточных потребителей продукции. В современных налоговых системах среди косвенных налогов акцизы занимают вторую позицию после НДС как по значению, так и по величине поступлений в государственный бюджет.

19.Тенденции взимания  акцизов в России. Льготы по  акцизам.Правовая регламентация взимания акцизов в Российской Федерации на сегодняшний день свидетельствует о наличии некоторых приоритетных направлений государственного регулирования в сфере акцизного налогообложения, в частности, это взимание акцизов по операциям с алкогольной продукцией и по операциям с нефтепродуктами. С одной стороны, такие приоритеты обусловлены тем, что потенциально могут в значительной степени обеспечить фискальные потребности государства, с другой стороны интересы фиска будут удовлетворяться только  при компетентном регулирующем (правовом) воздействии по этим направ. .Гос-ву действительно необходимо повысить собираемость налогов с высокорентабельных производств и оборотов, к которым, в первую очередь, относятся вышеназванные сферы.Происходящий в последние годы непрерывный процесс правового регламентирования отношений, связанных с извлечением дохода в указанных сферах, не всегда последователен и удачен. Тем не менее, гос-во, создавая правовую базу, стремится максимально исключить легальные возможности (сущ-щие по причине пробелов в законодательстве) избежания нал-ния высокорентабельными производствами.Не подлежат налогообложению перечисленные ниже операции.1. Передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации, а также передача в структуре орг-ции произведенного спирта этилового из непищевого сырья для производства неподакцизных товаров.2. Реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья организациям по спец. разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных уполномоченными фед.органами исполнительной власти.Денатурированным этиловым спиртом признается этиловый спирт, содержащий денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования указанного спирта для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленный на основе этилового спирта, полученного по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот в соответствии с утвержденными (согл-ми) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедший государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенный в Гос.реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья, или в Гос. реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ.Этиловый спирт признается денатурированным (освобождается от налогообложения) только при условии, если его денатурация производится на основе этилового спирта, полученного по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, в рамках единого технологического процесса на производственных мощностях одной организации (без передачи в ходе этого технологического процесса от одного структурного подразделения организации другому ее структурному подразделению, если организация  имеет такие структурные подразделения).3. Реализация спиртосодержащей денатурированной продукции организациям по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам"