Шпаргалка по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ
2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА
4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Файлы: 1 файл

учеба налоги.docx

— 161.42 Кб (Скачать файл)

    Принцип всеобщности  и равенства налогообложения.  Правовые нормы являются всеобщими  моделями правомерного поведения  участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия  права. Все субъекты без исключения  должны выполнять правовые требования.

    Из требования  всеобщности и равенства налогообложения  вытекает закрепленный в ст. 56 НК РФ запрет устанавливать  налоговые льготы индивидуального  характера.

    Принцип равного  налогового бремени не допускает  установление дискриминационных  правил налогообложения в зависимости  как от организационно-правовой  формы, так и от характера(содержания) предпринимательской деятельности  налогоплательщиков.

    Равенство налогообложения  не означает подушную систему  уплаты налогов, когда все налогоплательщики  уплачивают одинаковые налоги. Принцип  равенства в отношении обязанности  платить законно установленные  налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться  посредством справедливого перераспределения  доходов и дифференциации налогов  и сборов.

    Принцип соразмерности  налогообложения. Соразмерность  налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении  налогов учитывается фактическая  способность налогоплательщика  к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ); 2) обоснованности: налоги и сборы  должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными  (п. 3 ст. 3 НК РФ); 3) допустимости: недопустимы  налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК  РФ).

    Требование пропорциональности  дополняет принцип всеобщности  налогообложения: каждый участвует  в формировании централизованных  бюджетных и внебюджетных фондов  соразмерно своей фактической  способности уплачивать налоговые  платежи. Предполагается дифференцированный  подход к различным по размерам  объектам налогообложения. Чем  больше налоговая база (размер  земельного участка, стоимость  имущества, мощность двигателя,  величина дохода или прибыли), тем больший налог должен уплатить  налогоплательщик.

9. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА  В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 

    Существуют основные  подходы к отраслевой природе  налогового права:

    1) налоговое право  – правовой институт финансового  права, который обособленно от  него рассматриваться не должен;

    2) налоговое право  – самостоятельная отрасль права  с собственным предметом и  методом, правовыми принципами, кодифицированным  законодательством и другими  атрибутами отрасли;

    3) налоговое право  – подотрасль финансового права,  стремящаяся к обособлению в  самостоятельную отрасль.

    Для обособления  в отдельную отрасль необходимы  следующие предпосылки: 1) однородная  совокупность отношений, охватывающая  сравнительно обособленную и  значимую сферу жизнедеятельности  социума; 2) специфический режим правового  регулирования, включающий особым  образом организованную систему  средств, методов, приемов правового  регулирования; 3) значительный нормативный  массив, как правило, кодифицированный; 4) четко структурированная общая  часть, включающая общеотраслевые  принципы, основы правового статуса  участников соответствующих отношений,  специальную терминологию, систему  источников и т. д.; 5) наличие  процессуального блока, обеспечивающего  реализацию материальных норм; 6) признание научным сообществом  (т. е. правовой доктриной) нормативного  комплекса в качестве самостоятельной  отрасли права.

    Все объективные  условия для отраслевой самостоятельности  налогового права в настоящее  время сформировались: предмет, метод,  правовые принципы, специальная  терминология, кодификация, субъектный  состав, процессуальные нормы и  другие нормативно закреплены  и прошли правоприменительную  апробацию.

    Трансформация  налогового права из финансово-правового  института в подотрасль, а затем  и в самостоятельную отрасль  права – процесс длительный  и до настоящего момента не  завершенный.

    Конституционное  право отличается универсальностью  и всеобщностью правового регулирования,  охватывающего все сферы правоотношений. Конституционно-правовые принципы  находят свое развитие в отраслевом  законодательстве. Налоговое право  применительно к своему предмету  конкретизирует и развивает общие  принципы конституционного права.

    Налоговое и  административное право сближает  сходство метода правового регулирования.  В ряде случаев нормы административного  права выступают в качестве  общих по отношению к налогово-право-вым  нормам, так как налогообложение  является частью системы государственного  управления. Некоторые институты  административного права в более  конкретизированном виде регулируются  налогово-правовыми нормами. Например, есть соответствие между следующими  административно-правовыми и налогово-правовыми  институтами: контроль и надзор  – налоговый контроль; административный  процесс – налоговый процесс.

    Налоговое и  гражданское право регулируют  имущественные отношения, связанные  с институтом собственности. Их  объединяет объект правового  регулирования – отношения собственности.

    Они различны  по методу правового регулирования.  Гражданское право регулирует  отношения между частными лицами. Налоговое – между частными  лицами и государством, его органами, наделенными властными полномочиями  и реализующими публичные функции.  Гражданское относится к частноправовым  отраслям, налоговое – к публично-правовой  отрасли.

10. СИСТЕМА (КЛАССИФИКАЦИЯ)  НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

    НК РФ предусматривает  одну классификацию налогов и  сборов: все налоги и сборы,  взимаемые в Российской Федерации,  делятся на федеральные, региональные  и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). Федеральными  признаются налоги и сборы,  устанавливаемые НК РФ и обязательные  к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    В ст. 13–15 НК  РФ закрепляется следующая система  налогов и сборов.

    К федеральным  налогам и сборам относятся: 1)налог  на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

    2) акцизы (гл. 22 НКРФ);

    3) налог на доходы  физических лиц (гл. 23 НК РФ);

    4) единый социальный  налог (гл. 24 НК РФ);

    5) налог на прибыль  организаций (гл. 25 НК РФ);

    6) налог на добычу  полезных ископаемых (гл. 26

    НК РФ);

    7) водный налог  (гл. 25.2 НК РФ);

    9) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов (гл. 25.1 НК  РФ);

    10) государственная  пошлина (гл. 25.3 НК РФ). К региональным  налогам относятся:

    1) налог на имущество  организаций (гл. 30 НК РФ);

    2) налог на игорный  бизнес;

    3) транспортный  налог.

    К местным налогам  относятся:

    1) земельный налог;

    2) налог на имущество  физических лиц.

    Налоги подразделяются  также на прямые и косвенные.

    Прямые налоги  подразделяются на личные и  реальные. Размер личных налогов  определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются  в зависимости от предполагаемых  доходов.

    Косвенные налоги  подразделяются на универсальные  и специальные. Универсальным  является налог, которым облагается  реализация практически любого  товара. Обложению специальными  налогами (например, акцизами) подлежит  узкий, ограниченный перечень  товаров.

    По порядку исчисления  налоги подразделяются на окладные  и неокладные. Окладные налоги  исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов,  уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный  налог). Налоги, исчисляемые частными  лицами, считаются неокладными.

    Целевые и общие  (нецелевые) налоги. Налоги не  могут увязываться с определенными  расходами бюджета, они обеспечивают  общую совокупность всех расходов  государства.

    В определенных  случаях налог может носить  целевую направленность, обусловленную  интересами определенных групп  населения либо отраслей хозяйств  или ведомств.

    Ординарные и  чрезвычайные налоги. Чрезвычайные  налоги вводятся в условиях  каких-либо особых обстоятельств,  к которым могут относиться  стихийные бедствия, войны, блокады,  техногенные аварии и катастрофы.

    По объекту обложения  могут быть: налоги на имущество,  налоги на доходы (прибыль), на  определенные виды деятельности.

    Налоги и сборы  также систематизируются по другим  основаниям: налоги, уплачиваемые физическими  лицами, организациями, смешанные  налоги, уплачиваемые как физическими  лицами, так и организациями.

11. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ 

    Налог на добавленную  стоимость (НДС) является косвенным  налогом. При реализации товаров  (работ, услуг) налогоплательщик  дополнительно к цене реализуемых  товаров (работ, услуг) предъявляет  к оплате покупателю и сумму  НДС. Налогоплательщик перекладывает  свои расходы по уплате НДС  на покупателя, который при перепродаже  товара исчисляет НДС, перекладывая  бремя по его уплате на своего  покупателя, и так до конечного  потребителя. Налоговое бремя  уплаты НДС несут не налогоплательщики,  а конечный потребитель товаров  (работ, услуг).

    Налогоплательщики  НДС: организации; индивидуальные  предприниматели; лица, перемещающие  товары через таможенную границу  РФ.

    Организации и  индивидуальные предприниматели  освобождаются от уплаты НДС,  если за три предшествующих  календарных месяца сумма выручки  от реализации товаров (кроме  подакцизных) не превысила в  совокупности 1 млн руб. Данное  правило не распространяется  на лиц, реализующих подакцизные  товары. Если одновременно реализуются  и подакцизные, и неподакцизные  товары, то указанные лица освобождаются  от уплаты НДС только по  операциям с неподакцизными товарами.

    Объект налогообложения  НДС – операции по реализации  товаров (работ, услуг) на территории  РФ, в том числе на безвозмездной  основе; передача товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд, расходы на  которые не принимаются к вычету  при исчислении налога на прибыль  организаций; выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;  ввоз товаров на таможенную  территорию РФ.

    НК РФ предусматривает  изъятия из перечня объектов  обложения НДС. Не облагаются  НДС операции, не признаваемые  налоговым законодательством реализацией  товаров (работ или услуг). К  ним в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ относят операции:

    – связанные  с обращением российской или  иностранной валюты;

    – передача  имущества правопреемникам при  реорганизации;

    – передача  имущества некоммерческим организациям  на осуществление основной уставной  деятельности, не связанной с  предпринимательством;

    – передача  имущества инвестиционного характера  (вклады в уставный капитал  хозяйственных обществ и товариществ,  по договору простого товарищества, паевые взносы в паевые фонды  кооперативов);

    – передача  жилых помещений физическим лицам  в домах государственного (муниципального) жилищного фонда при проведении  приватизации;

    – изъятие имущества  путем конфискации, наследование  имущества, обращение в собственность  иных лиц бесхозяйных и брошенных  вещей, бесхозяйных животных, находки,  клада в соответствии с ГК  РФ. Кроме того, не облагаются  НДС:

    – передача  на безвозмездной основе объектов  социально-культурного и жилищно-коммунального  назначения, дорог, электрических  сетей, подстанций, газовых сетей,  водозаборных сооружений и подобных  объектов государственным (местным)  органам власти;

    – передача  имущества государственных (муниципальных)  предприятий, выкупаемого в порядке  приватизации;

    – работы, услуги  государственных (местных) органов  в рамках выполнения своих  полномочий;

    – передача  на безвозмездной основе объектов  основных средств государственным  (местным) органам;

    – операции  по реализации земельных участков;

    – передача  имущественных прав организации  ее правопреемнику.

12. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 

    Объект налогообложения  НДС – операции по реализации  товаров (работ, услуг) на территории  РФ, в том числе на безвозмездной  основе; передача товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд, расходы на  которые не принимаются к вычету  при исчислении налога на прибыль  организаций; выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;  ввоз товаров на таможенную  территорию РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам"