Развитие системы налогообложения в России и налоговая политика государства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть налоговую систему России, её историю, сущность, проблемы и перспективы развития, а также проследить основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.
Задачи данной курсовой работы:
Рассмотреть историю налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных и политических факторов, симптоматичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.
Рассмотреть основные аспекты системы налогообложения в современной России.
Выделить базовые направления налоговой политики РФ на современном этапе

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Возникновение и становление налогообложения России ………………......4
1.1. Налоги Древней Руси…………………………………………………..4
1.2. Налоги средневековой Руси……………………………………………5
1.3. Реформа Петра I…………………………………………………………6
1.4. Налогообложение в 18- начале 20 в……………………………………8
1.5. Состояние налоговой системы в СССР……………………………...10
1.6. Реформирование системы налогообложения РФ…………………...12
2. Налоговая система Российской Федерации…………………………………..14
2.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………….14
2.2. Виды налогов и сборов в России, специальные налоговые режимы в налоговой системе РФ…………………………………………………………….15
2.3. Состав и структура налоговых органов РФ…………………………17
2.4. Формы и методы налогового контроля в РФ………………………...21
3. Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе…..24
3.1. Налоговая политика В.В.Путина в 2000-е годы……………………..24
3.2. Законодательные инициативы В.В. Путина в области налоговой политики на современном этапе…………………………………………………29
3.3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов………………………….32
Заключение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Евчук Инна.docx

— 102.23 Кб (Скачать файл)

       Отсутствие  теории налогообложения,  необдуманность практических шагов  порой приводили к тяжелым  последствиям. Правительство Алексея  Михайловича прибегало к экстренным  сборам. С населения взимали сначала  двадцатую, потом десятую, затем  пятую деньгу. Таким образом прямые  налоги «с животов и промыслов»  поднялись до 20%. Увеличивать прямые  налоги стало сложно. И тогда  была предпринята попытка поправить  финансовое положение с помощью  косвенных налогов. В 1646 г. был  повышен акциз на соль с  5 до 20 коп. на пуд. Кстати, эту  меру применяли и в других  странах. Расчет был на то, что  соль потребляют все слои населения  и налог разложится на всех  равномерно. В  России соляной  налог пришлось отменить после  народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению  финансов на более разумных  основаниях.

       Прежде  всего была введена  четкая  таможенная система вместо  случайных таможенных пошлин  и льгот. В 1653 г. издан Торговый  Устав. 

             Таким образом, в 16-17 веках   налогообложение на Руси было  упорядочено и приведено в   систему. Налоги становятся основным  источником бюджета. Были созданы  специальные органы, в компетенцию  которых входил контроль за  фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части  бюджета. 

       1.3. Реформа Петра I 

           Крупномасштабные государственные  преобразования в России, коснувшиеся  всех сфер экономики, включая  финансы, связаны с именем Петра I. В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения.

       Активно  перенимая зарубежный  опыт, Россия  проводила протекционистскую  политику, в том числе через  таможенные пошлины. Занятие заводчиков  и фабрикантов ставилось наравне  с государственной службой.

       Помимо стрелецкой подати, были  введены военные налоги: деньги  драгунские, рекрутские, корабельные,  подать на покупку драгунских  лошадей, вводились и другие  налоги. Петр учредил особую должность  — прибыльщиков, обязанность которых   изобретать новые источники доходов  казны. Так был введен гербовый  сбор, подушный сбор с извозчиков  — десятая часть доходов от  их найма, налоги с постоялых  дворов, с печей, с плавных судов,  с арбузов, орехов, с продажи  съестного, с найма домов, ледокольный  и другие налоги и сборы.  Облагались даже церковные верования. Усилиями  прибыльщиков в январе 1705 г. была  наложена пошлина на усы и  бороды.

         В дальнейшем прибыльщики предложили  коренное изменение системы налогообложения,  а именно переход к подушной  подати. До 1678 г. единицей налогообложения  была «соха», устанавливаемая сошным  письмом, а с 1678 г. такой единицей  стал двор. Немедленно возник  и способ уклонения от налогов:  дворы родственников, а порой  и просто соседей, стали огораживаться  единым плетнем. Прибыльщики предложили  перейти от подворной системы  обложения к поголовной, единицей  обложения стала вместо двора  мужская душа.

         В 1718 г. началась подушная перепись  населения, проходившая в несколько  этапов до 1724 г. для обложения  подушной податью.   В то  же время Петром I был принят  ряд мер, чтобы обеспечить справедливость  налогообложения, равномерную раскладку  налоговых тягот. Тяжесть некоторых  прежних налогов была ослаблена,  причем, в первую очередь, для  малоимущих людей. Впрочем, не  все придерживались того же  мнения, cовременники отмечали тяжесть  подушной подати, возрастание недоимок. Уже в 1725 г. Екатерина 1 снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток — в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий — налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.

             Петр  реорганизовал управление  финансами.  Наряду с реорганизацией  центрального  управления происходили  изменения в земских учреждениях.  Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному  населению городов и крестьянам  государевых волостей было предоставлено  право «буде они похотят» управляться  своими выборными бурмистрами.  В частности, они должны были  вместо воевод и приказных  людей собирать государственные  налоги. Это был крупный шаг  в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов,  то в описываемый период большое  распространение получили откупа. В 1718 г. в каждом уезде стал  выбираться дворянами земский  комиссар для сбора подушной  подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

       Доходы  государства постоянно  росли.  Во второй половине  царствования  Петра I Российское  государство несмотря на огромные  издержки, обходилось собственными  доходами и «не сделало ни  копейки долгу». 

           1.4. Налогообложение в 18-начале 20 веках.  

          В России при преемниках Петра  I финансы начали приходить в  расстройство. В отличие от своего  великого предка Елизавета и Петр III не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны. Екатериной II были отменены многие  откупа и монополии, снижена  казенная цена соли с 50 коп.  до 30 коп. за пуд, временно запрещен  вывоз хлеба за границу с  целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях.

        Более одной трети государственных   расходов поглощала армия. В  середине 60-х годов подушная подать  целиком в соответствии еще  с распоряжениями Петра I направлялась  на содержание войска. Но туда  же еще шли деньги от винных, соляных, таможенных сборов.

       В  1775 г. Екатерина II внесла  кардинальные изменения в налогообложение  купечества. Она отменила все  частные промысловые налоги и  подушную подать с купцов и  установила гильдейский сбор  с них. Все купцы были распределены  в зависимости от имущественного  положения по трем гильдиям.. Объявлял  о своем капитале каждый купец  сам «по совести». Проверки имущества  не производилось, доносы на  его утайку не принимались.  Первоначально налог взимался  в размере 1% от объявленного  капитала. Через 10 лет было утверждено  Городовое положение, которое  повысило размеры объявляемых  капиталов для зачисления в  ту или иную гильдию. Ставка  налога осталась прежней. Однако  в дальнейшем она росла и  в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей  гильдии и 4% для купцов первой  и второй гильдий.

          Что касается сохранявшегося  подушного налога на основное  население России, то при Екатерине  II это был не совсем тот налог,  который ввел Петр 1. По Указу   от 3 мая 1783 г. «подати с мещан  и крестьян по числу душ  полагаются единственно для удобности  в общем государственном счете». Такой счет не должен стеснять  плательщиков «в способах, ими  полагаемых к удобнейшему и соразмерному платежу податей». Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым. А с 1797 г. уже после смерти императрицы российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.

         В это время в России прямые  налоги в бюджете играли второстепенную  роль по сравнению с налогами  косвенными. Так, подушной подати  собиралось в 1763 г. 34,3% всех доходов,  а в 1796 г.— 36% доходов. Косвенные  налоги давали 42% в 1764 г. и 43% — в 1796 г. Почти половину  этой суммы приносили питейные  налоги.

        Екатерина II преобразовала систему  управления финансами. В 1780 г.  была создана экспедиция о  государственных доходах, разделенная  в следующему году на четыре  самостоятельные экспедиции. Одна  из них заведовала доходами  государства, другая — расходами,  третья — ревизией счетов, четвертая  — взысканием недоимок, недоборов  и начетов. В этот период укрепляются бюджеты городов, где все большую роль начинают играть оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей портомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др. Тогда же появляются и первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.

          В начале XIX века политические  события в Европе, война с Наполеоном  требовали постоянного напряжения  всех ресурсов России, в том  числе финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований — «план финансов», связанная с именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. План М.М. Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в два и даже в три раза. Эти и другие меры позволили в течение 1810—1812 гг. удвоить доходную часть государственного бюджета. Одновременно производилось сокращение государственных расходов. Думается, что до сих пор не потеряли актуальности основные правила расходования государственных средств, предложенные М.М.Сперанским и утвержденные Государственным Советом России в августе 1810 г. Они заключаются в следующем: расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода.

       Через  несколько лет после  «плана  финансов» появился в  России  первый крупный труд  в области  налогообложения:  «Опыт теории налогов» Николая  Тургенева (1818 г.). Книга свидетельствует,  что в России хорошо знали  работы западных экономистов,  практику налогообложения. Имелся  и отечественный опыт. «Все богатства народные, — считает Н. Тургенев, — проистекают из двух главных источников, кои суть: силы Природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно: из дохода от земли, из дохода от капиталов, из дохода от работы. Налог должен быть всегда взимаемым с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала; дабы источники доходов государственных не истощались». Этот постулат  Н. Тургенев считает общим правилом при взимании налогов.

       Н.  Тургенев выдвигает новую  в  условиях России того  времени задачу. Он требует заранее  изучать и прогнозировать возможные  последствия от введения или  изменения налогов.  Н.  Тургенев  призывает к крайне  осторожному  обращению с налогами. Он постоянно  напоминает, что  налоги уменьшают  народное богатство, ибо часть  дохода издерживается, не умножая  сего дохода. Отнимая у промышленности  часть капиталов, налоги сдерживают  ее развитие. Высокие налоги болезненно  сказываются даже на семьях  со средними достатками. Исходя  из этого, говоря о налогах  на потребление, он считает  желательным, чтобы предметы, необходимые  для жизни, были всегда свободны  от налогов. «Но сего никогда  не бывает», — добавляет автор.

     Разные  формы податей, без которых не могло обойтись ни одно государство, можно классифицировать по трем группам: промысловый доход (домен); регалии; собственно налоги в их современной  трактовке.

     Во  второй половине 19 века большое значение приобретают  прямые налоги. Основной являлась подушная подать, замененная в 1882 году налогом  с городских  строений. Вторым по значению налогом  выступал оброк-плата крестьян за пользование  землей.

     С 1898 года Николай II ввел промысловый  налог. Большое значение играл налог  с недвижимого имущества. Появляются новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с  векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог  с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог  на автоматический экипаж, и т.д. 

          1.5. Состояние налоговой системы в СССР. 

       Классовый характер марксистского  учения о  государстве, природе  стоимости, смысле и целях распределения,  товарно - денежных отношениях был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР начиная с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от пути налоговых преобразований.

       Советские ученые М.М. Агарков,  А.В. Бачурин, Г.Л. Марьяхин, М.И.  Пискотин, Г.Л. Рабинович, Н.Н. Ровинский,  С.Д. Цыпкин и другие доказывали  имманентность налогов капитализму,  а не социализму. Экономическая  мысль о налогах советского  периода сводилась к констатации  текущих событий, рекомендации  вырабатывались в соответствии  с резолюциями партийных съездов,  всецело определявших финансовую  политику. Принижение значения товарно-денежных  отношений практически уничтожило  созданную в дореволюционной  России налоговую систему. Советские  ученые утверждали, что социалистическая  система хозяйствования обеспечивала  государственному бюджету принципиально  иные источники доходов, чем  система капитализма. Налоги перестают  здесь быть экономическим воплощением  существования государства. Государство  в условиях социализма опирается  на всю постоянно растущую  в своем объеме социалистическую  собственность и социалистическое производство, поэтому оно получает основную часть доходов от социалистического хозяйства.

Информация о работе Развитие системы налогообложения в России и налоговая политика государства на современном этапе